Глава 2. Как правильно выбрать образовательный маршрут ребенка

 

2.1. Специальные условия обучения

Какие условия следует считать специальными?

Право на получение образования ребенком с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с ЗПР, в специально созданных условиях закреплено законодательно. В 79 статье Закона «Об Образовании» перечисляются специальные образовательные условия, к которым относятся:

- реализация адаптированной основной общеобразовательной программы;

- использование в процессе обучения специальных приемов и методов обучения и воспитания;

- использование специальных учебников и учебных пособий;

- применение специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий;

- предоставления услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;

- обеспечение доступа в здание школы;

- и другие условия без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

По отношению к категории детей с ЗПР эти условия определяются исходя из их особых образовательных потребностей [1, 2, 6, 18]. В примерных АООП НОО обучающихся с ЗПР перечислены необходимые потребности для данной группы детей [22]. Рассмотрим их обобщенно для понимания того, что должно быть создано в образовательной организации для успешного обучения данной категории детей.

  1. Дети с ЗПР нуждаются в обеспечении особой пространственной и временной организацией образовательной среды с учетом таких особенностей, как пониженная работоспособность, быстрая утомляемость, повышенная отвлекаемость, неусидчивость, сниженный темп учебной работы.

Причины возникновения перечисленных состояний в недостаточности функционирования ЦНС, истощаемости нервных процессов, пониженном общем тонусе.

Во время учебной работы у ребенка быстро наступает утомление, которое ухудшает результативность выполняемой работы. В этом случае он начинает допускать много ошибок, хотя в оптимальном состоянии справляется с заданиями хорошо.

Поэтому особая временная организация образовательной среды должна предусматривать соблюдение охранительного режима, включение в урок физминуток на повышение общего тонуса. При структурировании урока учитывается кривая работоспособности и планируется изучение более сложного материала на продуктивное время. Учитель дозирует время интенсивной интеллектуальной нагрузки на уроке и чередует новые или сложные задания с игровыми или на хорошо знакомом учебном материале.

Учебное расписание на неделю должно соблюдать гигиенические рекомендации к расписанию уроков: оптимальный интервал умственной работоспособности на 2-3-х уроке, нарастание ее уровня к середине недели и снижение в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели. В это время отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и среду. Предусматривается проведение контрольных работ на 2 - 4-х уроках в середине учебной недели. Для ребенка с проявлениями повышенного утомления дозируется объем домашней работы и уменьшается количество заданий на уроке.

Особая пространственная организация среды предусматривает:

- зонирование учебного класса, организации зоны отдыха;

- расположение учебного места ребенка в классе таким образом, чтобы он был в поле внимания учителя;

- размещение вспомогательных средств, облегчающих восприятие и усвоение учебного материала, напоминающих о соблюдении школьных и дисциплинарных требований (визуальная подсказка, визуальное расписание, смысловая опора и др).

  1. Дети с ЗПР нуждаются в комплексном сопровождении, которое позволит скорректировать поведение ребенка, а также в специальной психокоррекционной помощи, направленной на преодоление или ослабление нарушений в развитии познавательных процессов, моторики и речи, компенсацию дефицитов эмоционального развития, формирование саморегуляции поведения и деятельности.

Комплексная помощь предполагает систему мероприятий, направленных на преодоление или ослабление нарушений в развитии. Для этого организуется психолого-педагогическое сопровождение. Сопровождение обеспечивает индивидуальный темп обучения и продвижения ребенка с ЗПР в образовательном пространстве. Специалисты сопровождения – это педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, при необходимости тьютор. Учитель класса постоянно сотрудничает со специалистами для определения индивидуального подхода к ребенку с учетом особенностей его развития. Такую систему обеспечивают проведение коррекционно-развивающих занятий, консультирование педагогов и родителей, диагностика развития ребенка с контролем динамики. Направления коррекционной работы специалистов рекомендует ПМПК. В основе данной работы коррекция имеющихся недостатков развития. Специалисты проводят занятия в рамках внеурочной деятельности в количестве не менее 5 занятий (академических часов).

Одной из основных трудностей при ЗПР выступает слабость регулятивных функций, что негативно влияет на поведение ребенка и учебную деятельность. Поэтому формирование саморегуляции поведения и деятельности у школьника с ЗПР становится «сквозным» направлением психокоррекции и учитывается всеми специалистами сопровождения.

  1. Дети с ЗПР нуждаются в развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов.

Дети с ЗПР чаще не испытывают трудностей в спонтанной коммуникации. Как правило они легко вступают в контакт, стремятся к установлению дружеских отношений со сверстниками. Вместе с тем проявления недостаточной гибкости в общении, обедненность используемых средств, слабая способность к соблюдению правил коммуникации приводят к трудностям социального взаимодействия с членами семьи, со сверстниками, взрослыми. Учитель в классе должен уделять специальное внимание формированию речевого этикета, налаживанию коммуникации в учебной и внеучебной деятельности, способствовать развитию навыков учебного сотрудничества. В то же время основное время для коррекции и развития навыков общения отводится на занятиях педагога-психолога. Данное направление коррекционной работы входит в структуру психокоррекционного курса специалиста. Дети с ЗПР учатся слушать и слышать друг друга, уступать в общении, понимать чувства собеседника, совместно действовать, приходить к единому мнению.

Для формирования позитивных стереотипов социального поведения широко используются экскурсии, общешкольные мероприятия, совместные проекты и другие формы внеурочной деятельности.

  1. Дети с ЗПР нуждаются в организации процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков, с учетом темпа учебной работы.

При обучении детей с ЗПР применяются коррекционные подходы и специальные приемы, которые помогают успешно осваивать программу. Особенности психофизического развития ребенка с ЗПР затрудняют освоение учебного материала:

- снижение темпов развития мыслительной деятельности и недостаточность логических мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения) требует использования алгоритмов учебных действий при выполнении заданий или усвоения правила; кроме того, учебный материал предъявляется небольшими дозами, постепенно усложняется; новая информация представляется максимально развернуто и подкрепляется визуализацией или предметно-практической деятельностью;

- снижение объема памяти, непрочность запоминания, неточность воспроизведения требует увеличения количества закреплений для прочного формирования навыка, использование визуализации в виде опорных схем;

- особенности восприятия и снижение темпа деятельности требуют введения дополнительного времени на переработку информации, осмысление задания и ответа;

- особенности речевого развития требуют использования упрощенной лексики при объяснении нового материала, постепенного введения терминологии, уменьшения доли словесных методов, проведения дополнительной словарной работы, адаптации некоторых инструкций к заданию;

- неравномерная обучаемость требует использования большого количества наглядности, усиления предметно-практических действий, ребенок должен получить чувственный опыт, на основании которого будет формироваться знание; кроме того, ребенок с ЗПР нуждается в помощи педагога, направляющих вопросах;

- слабость регуляторных процессов и функции внимания требует специального привлечения активности ребенка к учебному материалу, создания ситуации обратной связи, в которой учитель уточняет у ребенка понимание совершаемых действий; специального обучения ребенка действовать по алгоритму, проводить самопровеку.

  1. Дети с ЗПР нуждаются в постоянной помощи в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений; в специальном обучении «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью.

Важным компонентом при обучении детей с ЗПР является компонент жизненной компетенции. Это означает, что обучающийся осваивает такие компетенции, которые понадобятся ему для решения практико-ориентированных задач. В обучении может применяться материал близкий к жизненному опыту, полученные знания связываются с практическим применением.

Важно показывать ребенку в какой жизненной сфере ему понадобится навык письма, а где он сможет использовать вычислительные навыки, какие знания из курса окружающего мира помогут ему ориентироваться в природном мире.

  1. Дети с ЗПР нуждаются в специальной психокоррекционной помощи, направленной на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, в формировании умения запрашивать и использовать помощь взрослого.

Еще одним важным навыком компонента жизненной компетенции является способность ребенка осознавать свои трудности и обращаться за помощью к взрослому для их разрешения.

Самостоятельная познавательная и учебная деятельность ребенка с ЗПР характеризуется импульсивностью, малой осознанностью, отсутствием стремления к улучшению результата. Дети с ЗПР затрудняются осмыслить работу в целом, им сложно понять причины своих ошибок. Вместе с тем у детей с ЗПР отмечается хорошая восприимчивость к помощи. Если взрослый направляет их деятельность, разъясняет инструкцию, помогает вовремя заметить ошибку, придерживаться плана действий они гораздо продуктивнее выполняют задания.

Психокоррекционная помощь должна быть направлена на специальное обучение ребенка с ЗПР замечать свои трудности, это становится частью работы учителя на уроке. Школьники приучаются проводить промежуточный самоконтроль по ходу работы, осознавать затруднения. Учителем отрабатываются приемы обращения за помощью. На уроке создается ситуация постоянной обратной связи, регулярно привлекается внимание к действиям ребенка, задаются вопросы по типу: «Что нужно сделать для того, чтобы…? Какие действия ты совершал в этом задании? Какой следующий шаг надо выполнить?» и др.

Повышению осознанности восприятия и переработки учебного материала способствует речевая регуляция деятельности ребенка. Это способность дать словесный отчет о совершенном действии. По тому как ребенок может оречевлять свои действия можно делать вывод, насколько он понимает, что делает. Постепенно формируется умения ребенка к планированию предстоящих действий, следованию плану, самоорганизации.

  1. Дети с ЗПР нуждаются в обеспечении непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности до достижения ими уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно.

Дети с ЗПР долгое время затрудняются работать самостоятельно. Они нуждаются в помощи взрослого или внешнем контроле. Трудности связаны с замедленным темпом формирования целенаправленной учебно-познавательной деятельности и слабостью регулятивных функций. Школьники не могут планировать свои действия в соответствии с инструкцией, им сложно организовать свою деятельность, соблюдать последовательных действий, сопоставлять сой результат с образцом. При выполнении задания они действуют хаотично, не знают с чего начать, «соскальзывают» с хода его выполнения. Самопроверка, которую проводит ребенок не приносит результата, ошибки не замечаются и не исправляются им. Эти трудности уменьшаются, если ребенку предоставляется помощь. Характер помощи может быть разным. Минимальная помощь заключается в стимулировании ребенка к деятельности, общем настрое на работу. Направляющие вопросы или разъяснение задания, планирование хода его выполнения считается более интенсивной помощью. В некоторых случаях требуется обучающая помощь – разъяснение ребенку последовательности действий с последующим пошаговым контролем их выполнения. Важно подобрать оптимальную степень помощи и по мере обучения ребенка уменьшать ее. После многократных повторений, когда учебный материал становится хорошо знакомым ребенку, он может справляться с учебными заданиями самостоятельно.

Также школьники с ЗПР нуждаются в контроле со стороны взрослого, который позволяет уменьшать количество неверных действий. Контроль первое время выступает как разделенная функция между взрослым и ребенком. Через такой контроль происходит становление самоконтроля ребенка. Постепенно ребенок научается проводить самопроверку, контролировать ход выполнения задания.

  1. Дети с ЗПР нуждаются в использовании преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения.

Дети с ЗПР имеют низкий познавательный интерес и мотивацию к получению новых знаний. На уроках они нуждаются в поддержании работоспособности, побуждении к действию, стимулировании общего настроя на учебную работу. Кроме того, низкая способность к волевому усилию, слабость регуляции собственной деятельности и поведения затрудняют у детей с ЗПР способность соблюдения общешкольных требований и правил. Поэтому регулярно возникают ситуации, в которых необходимо сделать замечание ребенку, напомнить о соблюдении правил, привлечь его внимание.

В данном случае наиболее эффективна позитивная стимуляция. Это положительное стимулирование к желаемому действию и подкрепление этого результата. Возможным является использование системы жетонов за правильное поведение или выполненное задание. Ребенок приучается замечать те действия, которые отмечаются взрослым как одобряемые и поощряемые. От варианта как нельзя делать, ребенок переходит к варианту как надо поступать. Демонстрация и закрепление позитивного примера поведения приводит к формированию требуемых стереотипов поведения. При этом важно учитывать, что ребенок должен понимать за какое негативное поведение следует замечание или лишение стимула. Он нуждается в объяснении социальных требований, общепринятых норм, визуальной поддержки для их усвоения, регулярном позитивном напоминании о необходимости их соблюдения.

  1. Обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).

Вовлечение в образовательный процесс, установление конструктивных партнерских отношений с педагогами – всегда непростой вопрос для родителей. Родители часто задают себе вопрос: «А зачем мне это? Ведь педагоги лучше знают, что нужно моему ребенку. Лучше не вмешиваться.» Зачастую остро встает проблема нехватки времени. Но важно понимать, что положительные результаты в развитии ребенка в большей степени зависят от активного участия родителей в образовательном процессе, в его сотрудничестве со специалистами. Получение детьми с ЗПР новых знаний, коррекция имеющихся у них отклонений в развитии, необходимы не сами по себе, а сколько для позитивной социализации в обществе и коллективе сверстников.

Продуктивное сотрудничество с педагогами (учителем, специалистами, администрацией) помогает решить не только вопросы, связанные с обучением ребенка и его социализацией, но и многие другие:

‒ совместно легче создать психологически комфортную образовательную среду;

‒ в совместных обсуждениях выстраивается единая логика сопровождения ребенка, повышается эффективность учебно-воспитательного процесса в школе;

‒ обмениваясь мнениями и различными точками зрения на развитие ребенка, можно вовремя заметить и предупредить возможные нарушения эмоционально-личностной сферы;

‒ в сотрудничестве происходит поиск путей повышения мотивации ребенка к обучению;

‒ объединение усилий семьи и школы способствует охране и укреплению физическое и психического здоровья ребенка с ЗПР.

Что же дает семье сотрудничество со школой? Зачем нужно посещать различные мероприятия для родителей? Становясь активным участником школьной жизни, вы не только измените свою родительскую позицию по отношению к своему ребенку, научитесь не стесняться его, а воспринимать таким, какой он есть. Вместе со школой поможете ребенку стать уверенным в себе, научитесь развивать его познавательную активность и эмоционально-волевую сферу. Участвуя в родительских собраниях, «круглых столах», днях открытых дверей, мастер-классах, семинарах-практикумах, совместных праздниках вы научитесь позитивным способам коммуникации, расширите круг своих педагогических знаний, сможете получить индивидуальную помощь, при необходимости.

Не бойтесь обращаться за советом и помощью к педагогам, ведь ваша общая совместная задача – помочь ребенку стать успешным, максимально полно реализовать свои возможности.

После того, как мы рассмотрели особые образовательные потребности детей с ЗПР следует остановиться на условиях, которые будут полезны для успешного обучения, развития и социализации ребенка с ЗПР.

 

В каких условиях обучения нуждаются школьники с ЗПР?

Общий перечень условий для ребенка с ЗПР включает:

- реализацию Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития;

- использование специальных приемов обучения, индивидуализации обучения, дифференцированной помощи;

- коррекционную направленность всего образовательного процесса и каждого предмета, позволяющую корригировать дефициты развития и компенсировать нарушения;

- обеспечение системы комплексной помощи, реализуемой посредством междисциплинарного подхода в диагностической и коррекционной работе специалистов;

- создание временного режима и специальной организации пространства, предусматривающих профилактику наступления утомления, зрительных перегрузок, возможность релаксации, соблюдение статико-динамического режима, зонирование среды учебного помещения, размещение средств, облегчающих восприятие и усвоение учебного материала, школьных и дисциплинарных требований, способствующих организации учебной деятельности учащихся (визуальная подсказка, визуальное расписание, символы и др);

- включение курсов коррекционно-развивающей области, направленных на компенсацию дефицитов познавательного, речевого, эмоционального развития, формирование осознанной саморегуляции деятельности и поведения;

- использование специальных учебных пособий, вспомогательных средств, ресурсов электронного обучения.

 

По каким вариантам образовательной программы обучаются школьники с ЗПР?

Как уже было сказано выше, школьники с ЗПР в начальной школе обучаются по специальному стандарту. Этот стандарт утвержден приказом Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19 декабря 2014 г. и называется «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» [24]. Стандарт регламентирует действия школы в отношении того, какие условия образования должны быть созданы для обучения той или иной категории детей. На основе требований стандарта разрабатывается адаптированная основная общеобразовательная программа, организуется процесс психолого-педагогического сопровождения.

Для обучения детей с ЗПР стандартом предусмотрено два варианта программы (вариант 7.1 и 7.2.). Выбор варианта происходит на ПМПК, с учетом особенностей и возможностей ребенка. Чем же руководствуются члены комиссии при выборе того или иного варианта программы?

Вариант программы 7.1. предназначен для тех первоклассников с ЗПР, которые к моменту поступления в школу достигли уровня психофизического развития, близкого к нормативно развивающимся сверстникам. У них незначительно снижена способность к обучению, познавательное развитие близко к возрастной норме или незначительно отстает. Будущие первоклассники способны концентрироваться на процессе обучения, хоть и недолгое время, их поведение отвечает принятым нормам и правилам.

По варианту 7.2 предлагается обучение тем ученикам с ЗПР, уровень развития которых значительно ниже возрастной нормы. У них отмечаются нарушения восприятия, внимания, памяти и других познавательных процессов, что создает низкую готовность к школьному обучению. Таким детям сложно соблюдать нормы и правила, они затрудняются в регуляции своего поведения.

Особенности детей, которые учитываются при выборе варианта программы, учитываются и в том, как реализуется тот или иной вариант АООП в школе.

Если ПМПК рекомендует вариант программы 7.1, то ребенок учится вместе с нормативно развивающимися сверстниками в те же сроки (4 года) и получает образование, полностью сопоставимое по своим итоговым результатам с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по здоровью. В процессе обучения используются те же программы и учебники. В рамках внеурочной деятельности (после уроков) он получает логопедическую и психологическую помощь в объеме не менее 5 часов (занятий) в неделю. Если есть рекомендации ПМПК, то с ребенком также занимается учитель-дефектолог.

Рекомендация варианта 7.2 предполагает, что обучение ребенка с ЗПР будет происходить в пролонгированные сроки обучения – пять лет, за счет того, что вводится первый дополнительный класс. Нумерация классов выглядит при этом варианте программы так: первый, первый дополнительный, второй, третий, четвертый класс. За пять лет обучения в начальной школе удается в значительной мере или совсем компенсировать отставание в развитие ребенка и дать ему образование, сопоставимое по итоговым достижениям с образованием нормативных сверстников. При этом варианте программы школой организуется комплексная психолого-педагогическая поддержка ученика с ЗПР, в учебном плане появляются обязательные коррекционные курсы (уроки): коррекционный курс «Ритмика», коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия: логопедические и психокоррекционные». Количество дополнительных занятий специалистов составляет до 7 часов (занятий) в неделю. Все это легче реализовать в специальном классе или школе, однако такая возможность существует не всегда.

У учеников с задержкой психического развития могут наблюдаться специфические расстройства школьных навыков, такие как дисграфия (нарушения письма), дислексия (нарушения чтения), дискалькулия (нарушения математических навыков). Эти нарушения, в совокупности с особенностями внимания и восприятия, могут приводить к неспособности ребенка освоить отдельный предмет учебного плана. В таких случаях рекомендуется разработка индивидуального учебного плана, который составляется школой по письменному заявлению родителей. Суть индивидуального учебного плана заключается в том, что в расписание вводятся дополнительные часы занятий/уроки со специалистами или учителем, целью которых является устранение имеющихся образовательных дефицитов ребенка. Индивидуальный учебный план создается на основе того учебного плана, по которому обучается ребенок (7.1 или 7.2.).

 

Какие особенности урока учитываются для детей с ЗПР?

Основной формой обучения в школе является урок. Как же адаптируется урок для ученика с задержкой психического развития?

Обязательным для учеников с ЗПР является строгое соблюдение временного режима урока и чередование видов деятельности на нем. Это необходимо для того, чтобы предупредить утомление. Задания, наиболее трудные, чередуются с игровыми заданиями или хорошо знакомым учебным материалом. Обязательно на уроке происходит смена видов деятельности, в которых участвует ребенок. Это и работа в группах, просмотр видеофрагментов или презентаций, проведение исследований, участие в практических работах.

Инструкции, которые предъявляются ребенку, не должны содержать малознакомых слов, они понятны и доступны его восприятию. Каждая инструкция делится на смысловые части, указывающие последовательность действий. При необходимости они подкрепляются карточками-символами, планом и др.

В каждом уроке предусматривается работа, направленная на стимулирование познавательной деятельности ученика с ЗПР и активизацию его мыслительной деятельности. Учителем предлагаются задания на группировку, выделение лишнего, установление закономерностей и др.

Для правильного формирования учебных действий и навыков, для формирования навыков саморегуляции и самоконтроля, учебный материал предлагается небольшими дозами, с постепенным усложнением и увеличением количества тренировочных упражнений. Учитель обучает ребенка правильному алгоритму работы: сначала ориентироваться в задании, понимать цель его выполнения и предложенную инструкцию, планировать предстоящие действия, следовать составленному алгоритму, осуществлять контроль и давать оценку конечному результату.

Для того чтобы упрочить связи между изучаемыми явлениями и понятиями, автоматизировать новый навык, учитель использует различные памятки или визуальные опоры, возвращается к материалам прошедшего урока, разрешает пользоваться словарями, справочниками.

Для каждого ученика с задержкой психического развития на уроке создается ситуация успеха:

- ребенок находиться в классе как можно ближе к учителю, чтобы иметь возможность зрительного контакта с ним;

- у учителя всегда есть индивидуальные задания для ребенка, с которыми он обязательно справится;

- для выполнения самостоятельной работы дается больше времени, а ученик предупреждается заранее о том, что время заканчивается;

- по возможности избегаются стрессовые ситуации – ученик заранее предупреждается о контрольных и проверочных работах, вызовах к доске и пр. Не рекомендуется просить ребенка часто читать вслух или выходить к доске;

- предлагается дозированная помощь, направленная на привлечение к алгоритму выполняемого действия, выделение главного и второстепенного в материале;

- поощряются любые проявления инициативы, самостоятельности и ответственности со стороны ребенка, способность к сочувствию и сопереживанию.

 

Какие требования приводятся к аттестации ребенка с ЗПР?

Задавая себе вопрос про аттестацию ребенка с ЗПР, следует помнить, что он получает образование, сопоставимое по своим результатам образованию нормативно развивающихся сверстников. Следовательно, и требования при аттестации предъявляются в соответствии со сложностью усваиваемой программы.

Аттестация бывает разных видов. Традиционно выделяют три: текущая, промежуточная, итоговая.

Текущая аттестация — это систематическая проверка знаний ученика, которую проводит учитель на текущих уроках в соответствии с программой. Такая аттестация помогает учителю вовремя увидеть затруднения в усвоении материала, внести необходимые корректировки в дальнейший план уроков. Оцениваться может работа на уроке, выполнение классной или домашней работы, устный или письменный ответ, словарный/ математический диктант и прочее.

Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения какой-либо части, темы, раздела конкретного предмета. Промежуточная аттестация также может проводиться по учебному предмету по итогам учебного периода (четверти, полугодия, года). Традиционно проводится в формате контрольной работы или диктанта/изложения. Такая аттестация необходима чтобы определить соответствие уровня и качества знаний и умений ребенка требованиям программы по годам обучения. Получение неудовлетворительной отметки по одному или нескольким предметам, может служить основанием для перевода ученика с ЗПР на обучение по индивидуальному учебному плану, оставлению на повторное обучение или обращения на ПМПК для смены образовательного маршрута.

Итоговая аттестация завершает усвоение определенного уровня образования (начального общего, основного общего, среднего общего). Итоговая аттестация определяет соответствие знаний ребенка требованиям федерального государственного образовательного стандарта. При неудовлетворительном прохождении итоговой аттестации перевод на следующий уровень образования невозможен.

Очень часто совместно с термином «аттестация» используется слово «адаптация». Действительно, для учеников с ограниченными возможностями здоровья (в том числе, с задержкой психического развития) учителем может применяться адаптация как материала, который используют при аттестации, так и адаптация всей процедуры аттестации [11]. Приведем здесь некоторые приемы адаптации:

- замена традиционной формы аттестации в большом классе на индивидуальную или аттестацию в малой группе;

- адаптирование инструкции, предлагаемой к заданию: разбивка на отдельные звенья, использование простых слов и пр.;

- дублирование письменной инструкции устным произнесением педагога (в медленном темпе, с четкими смысловыми акцентами);

- сохранение привычной обстановки при аттестации, т.е. проведение в своем классе со своим учителем;

- увеличение времени на выполнение работы;

- предоставление дополнительного перерыва, который служит для снятия психоэмоционального напряжения, является профилактикой переутомления;

- адаптация текста задания (увеличенный шрифт, использование более простых по семантическому и грамматическому признаку фраз и предложений, иллюстрация незнакомых малочастотных слов и пр.).

2.2. Порядок получения заключения психолого-педагогической комиссии

В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. То есть говоря простыми словами, ребенок, получивший заключение ПМПК, в котором сказано, что он нуждается в создании специальных условий образовании, является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. Статус обучающегося с ОВЗ обязательно должен быть подтвержден ПМПК и для детей с инвалидностью.

Рассмотрим подробнее, как проводится ПМПК.

Для проведения обследования родителям (законным представителям) необходимо предъявить документ, удостоверяющий их личность, и документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка, а также следующие документы:

- заявление или согласие на проведение обследования ребенка (бланк заявления предоставят в комиссии);

- копии паспорта и свидетельства о рождении ребенка;

- направление образовательной или медицинской организации (при наличии);

- заключение психолого-педагогического консилиума образовательной организации (при наличии);

- ранее полученное заключение ПМПК (при наличии);

- медицинские документы, полученные в медицинской организации по месту жительства (регистрации);

- психолого-педагогическую характеристику, выданную в школе или детском саду (для обучающихся в образовательных организациях);

- письменные работы по русскому языку, математике, рисунки и иные детские работы.

В назначенный день вместе с ребенком родителям (законным представителям) необходимо явиться в ПМПК. Важно, чтобы ребенок хорошо себя чувствовал, был в положительном настроении. Родители (законные представители) имеют право присутствовать при обследовании ребенка. Само обследование может проводиться каждым специалистом комиссии индивидуально или несколькими специалистами одновременно. Длительность процедуры обследования зависит от возраста ребенка и особенностей его психофизического развития.  Обычно на ПМПК присутствуют четыре специалиста: учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог. Педагог-психолог оценивает особенности поведения и деятельности, наблюдает за коммуникацией, дает оценку высшим психическим функциям (внимание, память, восприятие). Учитель-дефектолог оценивает уровень общего развития ребенка, запас его сведений об окружающем, уровень освоения программы, при помощи специальных заданий смотрит сформированность операций мышления: сравнение, анализ, синтез и пр. Учитель-логопед дает оценку уровню речевого развития, исследует как развита устная и письменная речь.

Анализ представленных документов, результаты диагностики являются основанием для принятия решения членами комиссии и оформления заключения ПМПК.

В некоторых случаях ПМПК может принять решении о проведении дополнительного обследования в другой день.

В случае, если родители (законные представители) не согласны с решением ПМПК, у них есть право его обжаловать в центральной ПМПК или же конфликтной комиссии, которая создана при ПМПК.

Заключение ПМПК оформляется на специальном бланке. В нем отражаются следующие данные:

- наличие или отсутствие необходимости создания специальных условий для получения ребенком образования;

- рекомендации по созданию специальных условий обучения и воспитания на базе образовательной организации: вариант адаптированной основной образовательной программы, по которой будет реализовываться образование, необходимость в архитектурной доступности, потребность сопровождения ассистентом (помощником), тьютором, а также рекомендации о необходимых занятиях со специалистами и направлениях их работы, срок повторного прохождения ПМПК.

Специалисты ПМПК не вправе рекомендовать определенную образовательную организацию, а также форму обучения (очное, очно-заочное, заочное). Это решение принимается родителями (законными представителями) лично с учетом психофизического развития ребенка, состояния его здоровья и других жизненных обстоятельств.

При получении заключения ПМПК сотрудники комиссии знакомят родителей (законных представителей) с его содержанием, рассказывают о рекомендованных специальных условиях получения образования, отвечают на все возникшие вопросы и предоставляют информацию об организациях, находящихся на территории проживания семьи, в которых специальные условия уже созданы. Предоставленное в любую образовательную организацию заключение ПМПК, является основанием для создания необходимых условий обучения и воспитания.

Заключение комиссии действительно для предъявления в школу в течение одного календарного года с даты его получения. Это означает, что, если в течение года родители (законные представители) не предоставили заключение ПМПК в образовательную организацию, то оно становится недействительным и необходимо вновь пройти ПМПК, если семьей принимается решение о том, что ребенку нужны специальные условия образования.

2.3. Определение индивидуального маршрута обучения в школе

Что происходит после получения заключения ПМПК?

После получения родителем (законным представителем) заключения ПМПК оно передается в образовательную организацию. Рекомендации заключения являются обязательными к исполнению для школы, на их основании ребенку предоставляются специальные образовательные условия. Заключение ПМПК для родителей носит рекомендательный характер, поэтому для обучения ребенка по АООП НОО обучающихся с ЗПР требуется их согласие и заявление.

Заключение ПМПК анализируется на заседании школьного психолого-педагогического консилиума (ППк). Акцент делается на определение внутреннего индивидуального образовательного маршрута ребенка.

При анализе заключения специалисты ППк учитывают:

- какой вариант программы рекомендован;

- наличие рекомендаций по специальной организации пространственно-временной среды;

- какие специальные приемы, учебники и учебные пособия рекомендованы;

- в коррекционной работе каких специалистов нуждается ребенок;

- по каким направлениям будет проводится коррекционная работа;

- наличие рекомендаций по предоставлению индивидуального тьюторского сопровождения;

- наличие рекомендаций по созданию других специальных образовательных условий.

На ППк проектируется индивидуальный маршрут ребенка: определяется круг специалистов сопровождения, конкретизируются специальные условия обучения, характер и содержание коррекционной помощи, вырабатываются необходимые рекомендации по обеспечению данных условий.

Рассмотрим более подробно работу ППк по индивидуализации содержания образования обучающегося с ЗПР.

 

Что такое ППк образовательной организации?

Психолого-педагогический консилиум или ППк является коллегиальным органом образовательной организации, наделенным полномочиями принятия решений в рамках своей компетенции. Консилиум создается приказом директора для комплексного сопровождения образовательного процесса детей с особыми потребностями. ППк является формой взаимодействия педагогов, специалистов, администрации и родителей (законных представителей). Консилиум представляет коллегиальное объективное мнение группы специалистов по образовательной ситуации конкретного ребенка.

Работу консилиума регламентирует Распоряжение Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. N Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации».

Общее руководство деятельности возлагается на Председателя консилиума. В состав консилиума входят педагоги и специалисты образовательной организации (учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед), заместитель председателя, секретарь. Организует работу специалистов и проведение заседаний ППк заместитель председателя консилиума.

Основной формой деятельности консилиума являются заседания. Секретарем ведется протокол консилиума. Решение консилиума фиксируется в коллегиальном заключении, которое доводится до сведения родителей (законных представителей).

Родитель может не согласиться с рекомендациями и решением консилиума, в этом случае он выражает свое мнение в специальном разделе заключения ППк.

Необходимой процедурой консилиума является обследование ребенка.

Для этого родитель (законный представитель) дает свое согласие в письменной форме. Обследование может проводиться группой специалистов или индивидуально с каждым специалистом, с последующим обсуждением его результатов на заседании ППк.

Обследование ребенка проводится с использованием рекомендованных методик, с учетом его возраста. Результаты диагностики фиксируются в протоколе. Протокол ППк оформляется в день заседания и заверяется подписью председателя, секретаря, членами консилиума. Заключение является частью протокола и включает коллегиальное решение, в котором выражается общее мнение специалистов об уровне актуального развития ребенка, содержатся рекомендации для педагогов, родителей (законных представителей), определяются направления коррекционной помощи. Все решения ППк носят рекомендательный характер.

На консилиуме может быть принято решение о направлении ребенка на повторное обследование на ПМПК с целью уточнения или изменения образовательного маршрута. В данном случае по решению ПМПК ребенку может быть изменен вариант программы или рекомендована другая образовательная программа. В случаях стойкой неуспеваемости по двум и более предметам, подтвержденным результатами мониторинга образовательных достижений, консилиум оформляет рекомендации для изменения программы.

На заседании ППк проводится консультация для родителей (законных представителей). Специалисты разъясняют существенные позиции коллегиального заключения, информируют родителей о планируемых коррекционных мероприятиях, дают рекомендации.

В случае несогласия родителей (законных представителей) с рекомендациями ППк о прохождении обследования на ПМПК, отказ фиксируется в письменной форме, а дальнейшее обучение ребенка осуществляется по рекомендованной ранее образовательной программе. Следует понимать, что данная ситуация является неблагоприятной для ребенка, поскольку происходит накопление образовательных дефицитов, программный материал не усваивается, возрастает эмоциональная напряженность, возникающая по причине несоответствия требований к знаниям, который должен освоить ребенок и его возможностями.

Ниже приведен пример коллегиального заключения ППк.

 

Коллегиальное заключение психолого-педагогического консилиума

ГБОУ Школа №ХХХХ

Дата «__» _____________ 20ХХгода

Общие сведения

ФИО обучающегося: //////////////////////////////////////////////////

Дата рождения обучающегося: 00.00.0000                 Класс/группа: 2

Образовательная программа: АООП НОО обучающихся с ЗПР

Причина направления на ППк: обращение законного представителя обучающегося по поводу трудностей в обучении.

Коллегиальное заключение ППк

Обучающийся испытывает выраженные трудности речевого развития: ошибки звуко-слоговой структуры слова, ошибки словоизменения и словообразования, аграмматизмы в связной речи, недостаточное понимание прочитанного текста, замены на письме (о-ё, д-т), трудности обозначения мягкости на письме, нарушение границ предложения.

Отмечаются трудности регуляции познавательной деятельности, недостаточная сформированность пространственных представлений, некоторое снижение объема и концентрации внимания. Нестабильность продуктивности выполнения заданий, работы на уроке объясняется зависимостью от степени врабатываемости и направления произвольного внимания на выполнение деятельности. Уровень развития слухоречевой памяти незначительно снижен. Навыки установления и поддержания продуктивного коммуникативного контакта сформированы на достаточном уровне.

Уровень развитие мыслительных операций ниже возрастных показателей. Логическая операция обобщения, способность к установлению причинно-следственных зависимостей, пониманию скрытого смысла текстов снижены.

Отмечается неравномерная обучаемость. Потребность в контроле деятельности со стороны взрослого.

Рекомендации педагогам

Во время работы в классе обращать внимание ребенка на оформление границ предложения на письме, четко проговаривать словесные инструкции, контролировать степень понимания инструкции ребенком и объяснений педагога. Привлекать внимание ребенка к особо важным информационным блокам и заданиям на уроке.

На уроках использовать визуальную поддержку в виде смысловых опор и алгоритмов.

Оказывать ребенку контролирующую помощь, развивать навык самоконтроля.

Проводить регулярный мониторинг становления учебно-познавательной деятельности ребенка с внесением необходимых корректировок выбора индивидуальных приемов обучения.

Предусматривать индивидуальный подход на уроке с учетом специфики усвоения программного материала.

Продолжить коррекционно-развивающую работу специалистов сопровождения.

Рекомендации родителям

Использовать приемы, рекомендованные педагогом, для закрепления учебного материала дома.

Продолжить контроль выполнения домашних  заданий. При этом уменьшать долю совместной работа, постепенно повышая требования к самостоятельности ребенка. При общении с ребенком следить за правильностью оформления речи. Непонятные слова и речевые обороты обязательно объяснять ребенку.

 

Председатель ППк  __________________________________

Члены ППк: педагог-психолог

учитель-логопед

учитель-дефектолог

секретарь консилиума

 

С решением ознакомлен (а) _____________/___________________________________

(подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя)

С решением согласен (на) _____________/________________________________________

(подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя)

С решением согласен (на) частично, не согласен (на)__________/_______________________

(подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя)

 

Как происходит сопровождение ребенка с ЗПР ППк образовательной организации?

Основной задачей консилиума является разработка стратегии индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка с ЗПР в школе [5, 13].

На основании заключения ПМПК и по результатам данных обследования на консилиуме, который проводится в начале учебного года, конкретизируются особые потребности ребенка (в чем нуждается ребенок исходя из особенностей нарушения развития), определяются индивидуальные приемы обучения, детализируются задачи коррекционной работы специалистов. В последствии на консилиумах осуществляется регулярный анализ текущей образовательной ситуация ребенка, проводится обсуждение трудностей и достижений ученика, динамика его развития.

Важной задачей консилиума является проектирование индивидуально-ориентированной комплексной помощи и психолого-педагогического сопровождения, направленных на преодоление и/или ослабление нарушений в развитии и обеспечение успешного освоения образовательной программы ребенком с ЗПР.

Специалистами составляется индивидуальный маршрут ребенка, в котором закрепляются специалисты сопровождения, конкретизируются направления коррекционной работы, фиксируются рекомендации для участников образовательного процесса по обеспечению индивидуально-ориентированного подхода к ребенку. Специалистами определяется количество занятий и форма их проведения, исходя из требований Стандарта, что составляет не менее 5 занятий и/или уроков в рамках коррекционно-развивающей области учебного плана. Составляется индивидуальное расписание с указанием формы занятий (индивидуальная и/или групповая).

Консилиум может вносить изменения в образовательную траекторию – рекомендовать обучение по ИУП, перевод на очно-заочную форму обучения, увеличение или сокращение объема посещаемых занятий у специалистов.

Рекомендации по проведению коррекционно-развивающей работы, утвержденные на заседании консилиума, являются обязательными для всех специалистов, сопровождающих ребенка.

Родитель (законный представитель) имеет право присутствовать на консилиуме. При составление индивидуального маршрута учитывается его мнение. В случае отсутствия родителя (законного представителя) на консилиуме обязательно проводится последующая консультация классным руководителем или одним из специалистов консилиума, на которой разъясняются рекомендации и решение ППк.

 

В чем состоит отличие ПМПК и ППк?

Психолого-медико-педагогическая комиссия наделена полномочиями определения статуса ребенка, как ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Только комиссия вправе рекомендовать обучение по адаптированной программе в соответствии с нарушением ребенка. Заключение комиссии является единственным основанием для предоставления ребенку специальных образовательных условий. Изменение варианта АООП или перевод на другую образовательную программу осуществляется только на основании ПМПК.

Психолого-педагогический консилиум работает в строгом соответствии с рекомендациями ПМПК. У консилиума нет полномочий для изменения программы или направлений коррекционной работы. Вместе с тем консилиум определяет маршрут ребенка внутри образовательной организации в рамках заключения ПМПК. На консилиуме может быть принято решение о введение дополнительных коррекционных курсов с учетом индивидуальных особенностей ребенка, рекомендовано обучение по индивидуальному учебному плану, подобран индивидуальный режим занятий. На консилиуме может быть инициировано и рекомендовано родителю (законному представителю) повторное обследование ребенка на ПМПК с целью уточнения или изменения образовательного маршрута.