Введение
Среди детей, которых принято относить к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (т.е. нуждающихся в создании специальных условий получения образования по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), школьники с задержкой психического развития (ЗПР) составляют самую многочисленную группу. По данным современных исследований они составляют до 20 % всей детской популяции. Особенности их психики, и как следствие, выраженные трудности в обучении, являются последствием ослабленной центральной нервной системы. У одних обучающихся с ЗПР особенности развития компенсируются в период обучения в начальной школе, у других отставание в развитии отмечается значительно дольше, у третьих недостатки познавательной деятельности сохраняются до окончания школы. В тоже время своевременное начало специализированной коррекционной помощи и правильно построенный процесс обучения во многом способствуют компенсации и ослаблению имеющихся нарушений. Для того чтобы коррекционно-развивающая помощь со стороны образовательной организации была предоставлена в полном объеме, родителям следует обратиться за получением заключения о необходимости создания специальных условий получения образования в психолого-медико-педагогическую комиссию. Именно на комиссии учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, с учетом мнения врача, определят в каких же специальных условиях нуждается ребенок. В соответствии с Федеральным законом №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» под специальными условиями понимают такие условия, без которых невозможно или затруднено получение общего образования. Это и специальные программы обучения (в том числе, адаптированные), специальные методы и приемы обучения, специальные учебники и дидактические пособия, помощь тьютора и/или ассистента, занятия со специалистами и пр. Получив заключение ПМПК, родители вправе не предъявлять его в образовательную организацию, однако в этом случае помощь ребенку оказываться не будет. Также невозможно реализовать заключение о необходимости специальных условий образования частично. Например, выбрать обучение по адаптированной программе, согласиться на помощь учителя-логопеда, а от занятий с педагогом-психологом и учителем-дефектологом отказаться. Заключение ПМПК должно реализовываться в полном объеме.
Для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе разработан специальный Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО ОВЗ). В соответствии с ним для обучения детей с ЗПР предусмотрено 2 варианта программы. Эти программы отличаются друг от друга и предполагают создание различных специализированных условий как при организации уроков, так и при сопровождении специалистами.
Описанию особенностей организации образовательного процесса и его психолого-педагогического сопровождения для ребенка с ЗПР посвящено данное пособие.
Пособие адресовано широкому кругу читателей, однако в первую очередь будет полезно родителям, дети которых стоят на пороге школьного обучения и имеют задержку психического развития.
Материал, представленный в пособии, будет так же интересен педагогам, которые впервые столкнулись с необходимостью создания специальных условий образования для обучающихся с ЗПР.