Приложение  4.

Методика оценки повседневных житейских навыков

 

Цель проведения методики. Методика предназначена для оценки сформированности прикладных (практических)  повседневных житейских навыков, обусловливающих самостоятельность  ребенка с НОДА в повседневной жизни и его бытовую независимость.

Возрастной диапазон  применения  – дети и подростки с нарушениями опорно-двигательного аппарата младшего школьного возраста и старше.

Процедура проведения и регистрации результатов.

Оценивание осуществляется экспертной группой в составе учителя, специалистов сопровождения с привлечением родителей ребенка (коллегиальная экспертная оценка), в том числе на основе наблюдения за ребенком в рутинных бытовых ситуациях (в школе,  на прогулке, во время внешкольных мероприятий и др.). Привлечение родителей обязательно для понимания уровня сформированности  хозяйственно-бытовых, финансовых навыков и др.

Каждый навык оценивается по специально разработанной  двухмерной семибалльной шкале (от 0 до 6 баллов), в основе которой лежат две основные характеристики: уровень сформированности навыка и степень самостоятельности ребенка при его реализации. Самостоятельность понимается как отсутствие или наличие потребности в помощи с учетом ее вида и объема. Каждая характеристика представлена на четырех уровнях.

Диагностика не предусматривает жесткой регламентации процедуры. Сама процедура  представляет собой  выбор  ответа, который в наибольшей степени характеризует сформированность конкретного навыка у ребенка.  Время  заполнения анкеты не ограничивается, так как требует хорошего знания особенностей ребенка, наблюдения за ним в разных жизненных ситуациях  и беседы с родителями.

Важным критерием, который фиксируется в процессе диагностики, является наличие у ребенка объективных ограничений, непосредственно влияющих на результат.  Эта характеристика указывается отдельно по каждому навыку в специальной графе без оценивания в баллах с помощью кодировки (А – двигательные ограничения, В – интеллектуальная недостаточность, С – мотивационная недостаточность, D – необученность).

Возрастных нормативов в рамках предлагаемой методики не предусмотрено. Предполагается, что у ребенка с НОДА без выраженных нарушений моторного и интеллектуального развития к окончанию  младшей школы все перечисленные навыки могут быть сформированы на достаточном уровне.

Интерпретация результатов применения методики предполагает уровневую дифференциацию сформированности повседневных житейских навыков у  школьников с НОДА.

Высокий уровень – ребенок полностью самостоятелен, владеет всеми  необходимыми навыками и умениями (215-240 баллов).

Достаточный уровень – ребенок владеет необходимыми навыками и умениями для успешной социально-бытовой адаптации, в некоторых случаях ему необходима незначительная помощь (171-214 баллов).

Недостаточный уровень – повседневные житейские навыки сформированы недостаточно, ребенок нуждается в посторонней помощи и сопровождении (86-170 баллов).

Низкий уровень – повседневные житейские навыки не сформированы, ребенок несамостоятелен,  полностью зависим он  посторонней помощи и сопровождения (0-85 баллов).

Представленные показатели уровня сформированности повседневных житейских навыков в баллах являются ориентировочными и могут колебаться в связи с большим количеством и разнообразием  оцениваемых позиций. Важными параметрами для анализа являются потребность в посторонней помощи и характер ограничений, препятствующих формированию навыков.

Для  регистрации результатов  разработана анкета.

С точки зрения удобства и простоты обработки результатов при применении методики на большой выборке обследуемых целесообразно использование гугл-формы.

 

 

Анкета оценки сформированности  повседневных житейских навыков  обучающихся с НОДА

Инструкция по заполнению:

  1. В анкете указаны повседневные житейские навыки, которыми должен овладеть ребенок в младшем школьном возрасте. При заполнении анкеты нужно выбрать утверждение, которое  наиболее точно отражает возможность выполнения ребенком указанного навыка или действия на сегодняшний момент  (указаны по горизонтали) и соотнести его со степенью самостоятельности ребенка при выполнении данного навыка (указано по вертикали).
  2. При затруднении с выбором варианта ответа необходимо выбрать то утверждение, которое является наиболее вероятным с Вашей точки зрения.
  3. В графе «Характер трудностей» с помощью буквенного обозначения необходимо указать объективные ограничения, имеющиеся у ребенка, которые, по Вашему мнению, непосредственно влияют на результат при выполнении навыка (действия):

А – двигательные ограничения,

В – интеллектуальная недостаточность,

С – мотивационная недостаточность,

D – необученность.

  1. В случае, если некоторые утверждения покажутся Вам не совсем корректными относительно Вашего ребенка или ученика, просьба отнестись к этому с пониманием, так как анкета универсальная, она предназначена для разных категорий детей с двигательными нарушениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образец:

 

 

ФИО ребенка  __________________________________________

Возраст: _______________________ Класс: _________________________

 

  Уровень сформированности навыка Степень самостоятельности
Все операции выполняются самостоятельно Операции выполняются с  помощью вспомогательных  средств и /  или  с незначительной  помощью Выполнение возможно только с массивной помощью
Навыки собственного жизнеобеспечения
1 Навыки ухода за собой все операции выполняет в полном объеме при удовлетворительном качестве (следит за чистотой тела,  моет голову, насухо вытирается, сушит волосы феном, причесывается, ухаживает за ногтями) 6 5 х х
все операции выполняет,  но за более длительное время, с преодолением затруднений или страдает качество 5 4 х х
выполняются только отдельные простые  операции 3 2 1 х
навык полностью отсутствует х х х 0
2 Знает и понимает время, может определить время на циферблате навык сформирован 6 5 х х
знает и понимает время, определить время может только на электронном или простом циферблате 5 4 х х
во времени ориентируется, самостоятельно время определить по часам не может 3 2 1 х
навык отсутствует х х х 0
3 Может пользоваться будильником навык сформирован 6 5 х х
встает по будильнику, выключает его, самостоятельно установить не может 5 4 х х
понимает значение звонка будильника, реагирует на него, установить и выключить не может 3 2 1 х
навык отсутствует х х х 0
4 Может самостоятельно принимать лекарства в соответствии с инструкцией взрослого навык сформирован 6 5 х х
требуется напоминание 5 4 х х
необходим контроль со стороны взрослого 3 2 1 х
навык отсутствует х х х 0
5 Знает  и соблюдает основные правила безопасного поведения дома знает и осознанно соблюдает 6 5 х х
владеет формальными знаниями , правила соблюдает при напоминании 5 4 х х
имеет несистематизированные представления об опасном и безопасном поведении 3 2 1 х
не знает х х х 0
6 Осознает опасность вредных привычек осознанно  реагирует в ситуациях, когда сталкивается с вредными привычками 6 5 х х
владеет формальными знаниями о  вредных привычках и их опасности 5 4 х х
имеет несистематизированные представления, отрывочные знания о вредных привычках 3 2 1 х
не осознает х х х 0
7 Может обратиться за помощью в случае необходимости навык сформирован 6 5 х х
навык сформирован, но ребенок стесняется, испытывает затруднения 5 4 3 х
не может однозначно сформулировать свою потребность 3 2 1 х
навык отсутствует х х х 0
8 Сам(а) готовится ко сну все операции выполняются в полном объеме при удовлетворительном качестве 6 5 х х
все операции выполняются,  но за более длительное время, с преодолением затруднений или страдает качество 5 4 х х
выполняются только отдельные простые  операции 3 2 1 х
навык полностью отсутствует /
ребенок никогда не занимался данным видом деятельности
х х х 0
9 Может сам(а) собраться утром в школу все операции выполняются в полном объеме при удовлетворительном качестве 6 5 х х
все операции выполняются,  но за более длительное время, с преодолением затруднений или страдает качество 5 4 3 х
выполняются только отдельные простые  операции 3 2 1 х
навык полностью отсутствует /
ребенок никогда не занимался данным видом деятельности
х х х 0

 

Хозяйственные навыки
10  

Накрывает на стол и убирает со стола

все операции выполняет в полном объеме при удовлетворительном качестве (правильно определяет необходимые столовые приборы  в зависимости от вида пищи и кол-ва человек за столом) 6 5 х х  
все операции выполняет,  но за более длительное время, с преодолением затруднений или страдает качество 5 4 х х
выполняются только отдельные простые  операции 3 2 1 х
навык полностью отсутствует /
ребенок никогда не пробовал данный вид деятельности
х х х 0
11 Умеет пользоваться простой бытовой техникой для кухни (чайник, микроволновая печь) все операции выполняются в полном объеме при удовлетворительном качестве и соблюдении мер безопасности 6 5 х х
все операции выполняются,  но за более длительное время, с преодолением затруднений или страдает качество 5 4 3 х
выполняются только отдельные простые  операции, не соблюдает меры безопасности 3 2 1 х
навык полностью отсутствует /
ребенок никогда не пробовал данный вид деятельности
х х х 0
12 Может приготовить  простые блюда, пользуясь рецептом все операции выполняются в полном объеме при удовлетворительном качестве и соблюдении мер безопасности 6 5 х х
все операции выполняются,  но за более длительное время, с преодолением затруднений или страдает качество 5 4 3 х
выполняются только отдельные простые  операции, не соблюдает меры безопасности 3 2 1 х
навык полностью отсутствует /
ребенок никогда не пробовал данный вид деятельности
х х х 0
13 Может постирать  свои вещи (простая стирка) все операции выполняются в полном объеме при удовлетворительном качестве 6 5 х х
все операции выполняются,  но за более длительное время, с преодолением затруднений или страдает качество 5 4 3 х
выполняются только отдельные простые  операции 3 2 1 х
навык полностью отсутствует /
ребенок никогда не пробовал данный вид деятельности
х х х 0
14 Может  пришить пуговицу, зашить небольшую дырочку на одежде все операции выполняются в полном объеме при удовлетворительном качестве 6 5 х х
все операции выполняются,  но за более длительное время, с преодолением затруднений или страдает качество 5 4 3 х
выполняются только отдельные простые  операции 3 2 1 х
навык полностью отсутствует /
ребенок никогда не занимался данным видом деятельности
х х х 0
15 Знает назначение простых инструментов (молоток, отвертка), может ими пользоваться знает   названия,  имеет представление о простых инструментах, имеет опыт совершения простых  операций с этими инструментами 6 5 х х
знает   названия и имеет представление о сфере применения  простых инструментов 5 4 3 х
знает названия простых инструментов, но не имеет реального представления об их назначении 3 2 1 х
не знает названия и не   имеет представления о назначении простых инструментов х х х 0
16 Сам(а) наводит порядок в своей  комнате все операции выполняются в полном объеме при удовлетворительном качестве 6 5 х х
все операции выполняются,  но за более длительное время, с преодолением затруднений или страдает качество 5 4 3 х
выполняются только отдельные простые  операции 3 2 1 х
навык полностью отсутствует /
ребенок никогда не занимался данным видом деятельности
х х х 0
17 Самостоятельно заправляет постель все операции выполняются в полном объеме при удовлетворительном качестве 6 5 х х
все операции выполняются,  но за более длительное время, с преодолением затруднений или страдает качество 5 4 3 х
выполняются только отдельные простые  операции 3 2 1 х
навык полностью отсутствует /
ребенок никогда не занимался данным видом деятельности
х х х 0
18 Содержит в порядке свой письменный стол навык сформирован в полном объеме 6 5 х х
навык сформирован, но требуется постоянные напоминания 5 4 х х
навык сформирован частично 3 2 1 х
навык отсутствует х х х 0
19 Самостоятельно выбирает себе одежду, сам(а) формирует свой  образ навык полностью сформирован, выбирает одежду по погоде, имеет определенные предпочтения в одежде, которые в целом соответствуют общепринятым  для окружения ребенка эстетическим нормам, при необходимости обращается за советом 6 5 х х
имеет собственные предпочтения в одежде, выбор одежды не всегда соответствует ситуации или общепринятым эстетическим нормам 5 4 х х
выражает отдельные предпочтения, не учитывает актуальную ситуацию или общепринятые  эстетические нормы 3 2 1 х
навык полностью отсутствует /
ребенок никогда не занимался данным видом деятельности
х х х 0
20 Самостоятельно ухаживает за своей обувью навык сформирован 6 5 х х
навык сформирован, то требует больших затрат времени или страдает качество 5 4 х х
навык сформирован частично 3 2 1 х
навык полностью отсутствует /
ребенок никогда не занимался данным видом деятельности
х х х 0
Информационная и технологическая грамотность
21 Умеет пользоваться мобильным телефоном в полном объеме использует все основные возможности гаджета 6 5 х х
пользуется телефоном, но испытывает выраженные затруднения при  выполнении сложных операций (сохранение контакта,  смена  простых настроек) 5 4 3 х
может ответить на звонок  и сделать  простой вызов по знакомому номеру 3 2 1 х
не может пользоваться телефоном х х х 0
22 При необходимости  может сделать звонок для вызова экстренных служб выполнение доступно 6 5 х х
выполнение доступно  с определенными затруднениями (например, трудности формулировки проблемы, указания точного адреса и т.д.) 5 4 3 х
доступна техническая сторона навыка, содержательно навык не может быть реализован 3 2 1 х
выполнение не доступно х х х 0
23 Использует смартфон, и другие гаджеты для  общения в социальных сетях активно и регулярно использует для общения социальные сети и мессенджеры 6 5 х х
имеет аккаунт(ы) социальных сетях, но пользуется от случая к случаю 5 4 х х
доступны отдельные элементы навыка 3 2 1 х
навык отсутствует х х х 0
24 Умеет пользоваться персональным компьютером в полном объеме использует все основные возможности ПК 6 5 х х
использует основные функции компьютера, может набрать и распечатать текст, сделать презентацию, но это требует больших затрат времени, страдает качество 5 4 3 х
выполняет только самые простые операции 3 2 1 х
не умеет пользоваться компьютером х х х 0
25 Понимает возможности сети интернет и может использовать их для поиска информации  навык сформирован в полном объеме 6 5 х х
навык сформирован недостаточно, но результат достигается 5 4 3 х
может выполнить отдельные операции, результат не достигается 3 2 1 х
навык отсутствует х х х 0
 Бытовые финансовые навыки
26 Знает  денежные купюры, монеты понимает значение денег, знает все купюры и монеты, легко ориентируется в них, может заранее посчитать сдачу 6 5 х х
понимает значение денег, знает купюры и монеты, но иногда ошибается 5 4 х х
знает отдельные купюры и монеты,  не до конца понимает значение денег 3 2 1 х
навык отсутствует х х х 0
27 Может участвовать совместно с родителями в планировании покупок может внести конкретные предложения и четко сформулировать свои пожелания на  2-3 дня вперед с учетом  представлений о пользе и вреде некоторых продуктов 6 5 х х
может предложить отдельные позиции в список с учетом собственных предпочтений 5 4 х х
может предложить позиции, связанные со своим ситуативными пожеланиями или всегда просит купить одно и тоже 3 2 1 х
навык отсутствует х х х 0
28 Может самостоятельно совершать простые покупки в магазине за наличный расчет навык сформирован в полном объеме 6 5 х х
может совершить покупку,  но за более длительное время, чувствует себя неуверенно 5 4 х х
доступны только отдельные операции 3 2 1 х
навык отсутствует х х х 0
Навыки проведения досуга
29 Умеет организовать свое свободное время навык сформирован,  в любой  обстановке может организовать свое  время 6 5 х х
навык сформирован частично, может организовать свое свободное  время только в привычной обстановке 5 4 х х
навык сформирован недостаточно, нуждается в компаньоне 3 2 1 х
навык отсутствует х х х 0
30 Имеет хобби, увлечение имеет хобби / увлечение, проявляет к нему стойкий интерес в течение  длительного время 6 5 х х
кратковременно увлекается чем-либо, быстро пресыщается 5 4 х х
может по примеру друзей или одноклассников выбрать какой-либо вид деятельности, но относится к нему формально 3 2 1 х
не имеет хобби / увлечение х х х 0
31 Посещает один или несколько кружков, спортивных секций охотно посещает два и  более кружка (секции)  в разных сферах  (спорт / искусство/ обучение) вне образовательной организации 6 х х х
посещает  кружок / секцию / доп. занятия   в образовательной организации или вне ее 5 х х х
без особого интереса посещает  кружок / секцию / доп. занятия в образовательной организации 3 х х х
не посещает кружки и секции х х х 0
Навыки передвижения вне дома
32 Ориентируется в своем дворе, на даче навык сформирован 6 5 х х
навык сформирован с незначительными ограничениями 5 4 х х
навык сформирован недостаточно 3 2 1 х
навык не сформирован, требуется постоянное сопровождение х х х 0
33 Знает правила поведения пешехода знает и выполняет все основные правила 6 5 х х
знает правила, но не всегда готов их выполнять 5 4 х х
недостаточно понимает и выполняет правила поведения 3 2 1 х
не знает и не выполняет х х х 0
34 Знает простые маршруты, может самостоятельно  передвигаться  в своем населенном пункте навык сформирован в необходимом объеме 6 5 х х
навык доступен, но ребенок никогда не передвигается  по населенному пункту самостоятельно 5 4 х х
навык сформирован недостаточно 3 2 1 х
навык отсутствует, требуется постоянное сопровождение х х х 0
35 Соблюдает правила посещения общественных мест (транспорт, кинотеатр,  театр, музей) знает и соблюдает все основные правила 6 5 х х
знает правила, но не всегда их выполняет 5 4 х х
недостаточно понимает и выполняет правила поведения 3 2 1 х
не знает и не выполняет х х х 0

 

Школьные навыки
36 Самостоятельно собирает портфель навык сформирован 6 5 х х
навык сформирован, но результат достигается за более длительное время, с преодолением затруднений или страдает качество 5 4 х х
навык сформирован недостаточно 3 2 1 х
навык не сформирован х х х 0
37 Самостоятельно готовится к уроку навык сформирован в полном объеме 6 5 х х
навык сформирован, но иногда забывает подготовить какие-либо специальные принадлежности 5 4 х х
навык сформирован недостаточно 3 2 1 х
навык не сформирован х х х 0
38 Соблюдает правила поведения на уроке соблюдает все правила, поведение соответствует социальным нормативам 6 5 х х
навык в целом сформирован, возможны отдельные проявления нежелательного поведения 5 4 х х
навык сформирован недостаточно 3 2 1 х
навык не сформирован, требуется постоянный внешний контроль х х х 0
39 Ориентируется в здании школы легко  и уверенно ориентируется в пространстве школы 6 5 х х
ориентируется  в пространстве школы, при нестандартных ситуациях может испытывать затруднения 5 4 х х
навык сформирован недостаточно 3 2 1 х
навык не сформирован, требуется постоянное сопровождение х х х х
40 Умеет пользоваться всеми школьно-письменными принадлежностями правильно использует основные школьные принадлежности 6 5 х х
умеет пользоваться основными школьными принадлежностями, испытывает трудности из-за нарушений моторики 5 4 3 х
требуются вспомогательные средства или  ассистивные технологии 3 2 1 х
не понимает  назначение школьных принадлежностей х х х 0
Примечания 1.
2.
3.
4.
Характер трудностей
Двигательные ограничения А
Интеллектуальная недостаточность В
Мотивационная недостаточность С
Необученность D