4 октября в ТАСС прошла пресс-конференция, посвященная пятилетию Ассоциации дислексии и проведению Международной недели осведомленности о дислексии.
В пресс-конференции приняли участие уполномоченный по правам ребенка в городе Москве Ольга Владимировна Ярославская, ректор Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина Маргарита Николаевна Русецкая, учредитель Ассоциации родителей детей и взрослых с дислексией (Ассоциация дислексии) Мария Михайловна Пиотровская и директор ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» Татьяна Александровна Соловьева. Они рассказали об итогах пяти лет работы Ассоциации, о новых образовательных проектах, научно-методическом сопровождении детей и взрослых, а также о проведении Международной недели осведомленности о дислексии.
Рассказывая об итогах работы Ассоциации, Мария Пиотровская отметила, что главная задача организации – просвещение родителей и педагогов, доведение до самих детей, членов их семей, преподавателей мысли об иных путях реализации способностей, в том числе творческих. «Ассоциации удалось добиться повышения информированности общества об этой проблеме, - отметила она. – По данным анализа запросов в сети интернет, с 10 обращений в 2016 году мы подошли к цифре 11 миллионов сегодня». Более 7400 педагогов и специалистов посетили курсы лекций и вебинары Ассоциации, 54 000 родителей просмотрели весь образовательный контент ее сайта. Ассоциация также готова предоставить бесплатную помощь в виде консультации родителям по широкому спектру вопросов, а также в виде онлайн-диагностики эксперта по проблемному ребенку с рекомендациями. В рамках другого проекта, «Логопоезд», группы экспертов работают в регионах на выезде. В ближайшее время Ассоциация предложит еще ряд проектов, в том числе, телефонную «горячую линию» для детей и родителей, и, при поддержке Минпросвещения РФ, Всероссийское родительское собрание, а также онлайн-курсы по повышению квалификации специалистов.
Ольга Владимировна Ярославская рассказала о программе логопедического скрининга «Дар речи» и ее апробации на базе ресурсных школ в г.Москве. «В рамках проекта были разработаны методики речевого аудита по обследованию детей 3, 5 и 7 лет», - отметила она. В этом учебном году подобный скрининг будет проведен во всех дошкольных отделениях московских школ, а в дальнейшем он может быть протранслирован и в другие регионы страны.
Директор ИКП РАО Татьяна Александровна Соловьева отметила, что совместная работа института с партнерскими организациями, руководители которых присутствуют на пресс-конференции, позволила ИКП РАО проводить совместные курсы для специалистов, позволяющие получить базовые данные по широкому кругу вопросов, связанных с обучением детей с дислексией. Она подчеркнула и актуальность научных исследований в этом вопросе. «Работы в рамках темы «Портрет современного ребенка с ОВЗ» очень важны не только потому, что с каждым годом растет количество детей с особенностями развития растет. Им требуются специальные, структурированные условия образования, образовательной среды, особые компетенции специалистов», - сказала она. Эти исследования позволяют не только выявить проблему на ранней стадии, но и разработать условия для последующей системной коррекционной работы.
Т.А. Соловьева также подчеркнула, что практический опыт дефектологии всегда связан с определенной моделью организации образовательного процесса. «И в данном случае каждый элемент образовательный среды должен и будет иметь коррекционную составляющую. Это надо обязательно учитывать».
Директор Института обратила внимание на важность работы педагога-дефектолога и логопеда при обучении детей с дислексией, которая, в школьном возрасте, является уже коммуникативной проблемой. И в этой ситуации ключевое значение имеют наличие, доступность и качество профессионального сопровождения специалистами таких детей. «С одной стороны, государством делается все, чтобы закрепить базовую доступность такого сопровождения в настоящих условиях. Делается все, чтобы субъекты реализовали право детей на доступность помощи в полном объеме, - подчеркнула она. – Однако проблема – в дефиците специалистов. И внимание, которое уделил Президент России подготовке дефектологических кадров, говорит об актуальности кадровой темы и решимости менять ситуацию в сторону улучшения».
В свою очередь, ректор Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина Маргарита Николаевна Русецкая обратила внимание на то, что Ассоциация с самого начала сотрудничает с представителями дефектологической науки. Она также напомнила, что профессиональная Российская ассоциация дислексии была создана в 2003 году по инициативе руководителя лаборатории содержания и методов обучения детей с нарушениями речи ИКП РАО Галины Васильевны Чиркиной. «Работы российских ученых и педагогов являются основой методологической базы, которая используется в дальнейшей деятельности», - сказала она. Она также призвала родителей работать только с теми информационными ресурсами, которые имеют в своей основе четкую научно-доказательную базу, что позволяет использовать ее в повседневной практике.