1 октября в здании ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» состоялись торжественное открытие и первые конкурсные испытания среди участников очной части (финала) IV Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России – 2021».

В связи с ограничительными мерами по снижению риска распространения коронавирусной инфекции все мероприятия заключительного этапа и торжественное награждение победителей проходят в онлайн-формате.

Конкурс традиционно проводится в два этапа. На первом (региональном) этапе выдвигается лучший учитель-дефектолог (по одному от каждого субъекта РФ), который борется за право выйти во второй, федеральный этап конкурса, состоящий из заочной и очной части (финала). В финале за право войти в тройку победителей соревнуется 20 лучших конкурсантов.

В 2021 году в федеральном этапе приняли участие представители 67 субъектов Российской Федерации. По результатам заочной части в финал вышли 20 человек, представляющие Ставропольский, Красноярский и Пермский края, Чувашскую Республику, Ханты-Мансийский автономный округ, Архангельскую, Белгородскую, Воронежскую, Ленинградскую, Новосибирскую, Рязанскую, Саратовскую, Свердловскую, Тверскую, Тюменскую, Ульяновскую, Челябинскую области, города Москву, Санкт-Петербург и Севастополь.

В ходе церемонии торжественного открытия  с приветствием к участникам конкурса и членам жюри обратился заместитель министра просвещения РФ Денис Евгеньевич Грибов. «Это особый конкурс, который дает его участниками возможность общения с мэтрами дефектологической науки, широкого и живого обмена мнениями, помогает определить актуальные направления и перспективы развития», - отметил он, подчеркнув высокую социальную значимость и востребованность педагогов-дефектологов.

В своем приветственном слове президент Российский академии образования Ольга Юрьевна Васильева обратила внимание на большой опыт взаимодействия между Академией, оператором конкурса - Институтом коррекционной педагогики и педагогическим сообществом. Она также отметила необходимость постоянного развития системы специального образования, способного отвечать на все вызовы времени и запросы общества, и пожелала участникам конкурса творческой работы и продуктивного профессионального взаимодействия.

Учителя-дефектологи и учителя-логопеды, работающие с особыми детьми, решают очень важные задачи как для образовательных организаций, так и для каждого такого ребенка в отдельности, заявил председатель Ассоциации руководителей образовательных организаций для обучающихся с нарушениями зрения,  директор ГБОУ города Москвы «Школа-интернат № 1 для обучения и реабилитации слепых» Иван Владимирович Вишневецкий. «Участие в конкурсе свидетельствует о постоянном стремлении педагогов к развитию, освоению инновационных программ, методик и наработок, - подчеркнул он. – А сам конкурс – замечательная возможность повысить уровень своих профессиональных компетенций».

Хорошего настроения, хладнокровия и сосредоточенности пожелала конкурсантам абсолютный победитель Конкурса «Учитель-дефектолог – 2020», учитель-дефектолог ГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» Псковской области Анна Анваровна Васильева. «Вы проделали большой путь, чтобы быть сегодня среди лучших представителей нашей профессии, - сказала она. – И я уверена, что пространство конкурса поможет каждому участнику продемонстрировать свои лучшие профессиональные и человеческие качества!».

«Конкурс «Учитель-дефектолог» – особое профессиональное событие в жизни дефектологического сообщества, - отметила в своем обращении к финалистам директор ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» Татьяна Александровна Соловьева. – Это уникальная площадка для общения со специалистами высочайшей квалификации, это возможность новых контактов с партнерами конкурса – членами Межрегионального союза дефектологов, Ассоциации предприятии индустрии детских товаров, издательством «Школьная пресса»».

Стратегическая задача конкурса – выявить и поддержать талантливых людей в сфере дефектологии во всех регионах страны, помочь им перейти на следующий, более высокий уровень, подчеркнула в своем выступлении Президент Межрегионального союза дефектологов, доктор педагогических наук, Татьяна Борисовна Филичева, а исполнительный директор союза Георгий Валерьевич Крюков отметил высокую степень ответственности участников не только в ходе конкурсных испытаний, но и в повседневной работе.

По окончании церемонии открытия началась практическая часть программы конкурса. 20 участников были распределены на две группы для проведения конкурсных испытаний. В первый день конкурсанты состязались в проведении мастер-классов по выбранным ими тематикам, демонстрируя собственные наработки в области образовательных коррекционно-развивающих технологий.

Так, учитель-дефектолог КГБОУ «Железногорская школа-интернат» Надежда Зарубина рассказала об использовании совместной продуктивной деятельности при работе с учащимися с интеллектуальными нарушениями. Елена Полякова, учитель-дефектолог школы-интерната «Красные зори» г. Санкт-Петербург продемонстрировала практику применения экономической игры «Город профессий» для детей младшего школьного возраста с НОДА. Ирина Авдошина из ГБДОУ г. Севастополя «Детский сад №132» представила на суд жюри методику использования игровых технологий для формирования словообразовательных компетенций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. А учитель-логопед МБДОУ «Детский сад «Росинка» п. Ильинский Пермского края Ольга Филимонова рассказала об использовании кинезиологических упражнений для развития речи и мыслительных процессов для детей с ОВЗ.

2 октября IV Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России – 2021» продолжит свою работу. В программе – обучающие мероприятия от ведущих сотрудников Института коррекционной педагогики РАО.

 

Справка: Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России проводится ежегодно с 2018 года. Организатор – Министерство просвещения РФ, официальный оператор (с 2019 г.) ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования». С целью эффективной организации проведения мероприятия сотрудниками ИКП РАО совместно с партнерами была разработана специальная платформа с информацией о конкурсе, входом в личный кабинет участника, отдельными рубриками для презентационных, информационных, видео- и иных материалов.