И.о. директора Института коррекционной педагогики РАО Т.А. Соловьева 22 июля приняла участие в качестве ключевого спикера пресс-конференции «Держим дистанцию: как пандемия повлияла на систему образования». Мероприятие прошло в пресс-центре Агентства городских новостей «Москва», было организовано по инициативе агентства и сетевого издания М24, входящих в состав Объединенной редакции московских СМИ «Москва Медиа».

На конференции также выступили председатель РООИ «Перспектива» Денис Мишель Роза, представитель Адвокатской палаты города Москвы, консультант РООИ «Перспектива» В.Н. Фролова и председатель комитета Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг В.В. Панин.

Участники пресс-конференции обсудили ряд ключевых вопросов, связанных с анализом итогов организации и практической реализации дистанционного обучения детей с ОВЗ в условиях пандемии COVID-19. Были рассмотрены достижения и проблемыдистанционного формата обучения, необходимость создания условий для дистанционного обучения детей с ОВЗ и с инвалидностью, обсуждались проблемы коммуникативного плана, в том числе по линиям «педагог-семья», «педагог-родители», роль и значение тьюторов, и многое другое.

В своем выступлении Татьяна Александровна Соловьева рассказала о проделанной работе Института по организации дистанционного обучения лиц с ОВЗ, начиная с марта 2020 года. В рамках отдельного проекта на сайте Института был создан специальный раздел по дистанционному обучению детей с ОВЗ, где собраны лучшие педагогические практики, полученные в т.ч. из регионов страны, специально разработанные сотрудниками ИКП РАО методические материалы и рекомендации для родителей детей с ОВЗ. Проведено более 20 обучающих вебинаров. Материалы раздела постоянно обновляются и пополняются. Т.А. Соловьева отметила, что в Институт обратились за консультациями более 4000 человек, которым была оказана необходимая методическая помощь.

«Кроме того, ИКП провел всероссийский опрос семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ в условиях самоизоляции, чтобы определить отношение родителей к организации дистанционного обучения, выявить характер и объем проблем в обеспечении образовательного процесса таких детей, а также факторы, влияющие на активность самой семьи в процессе образования особого ребенка», - сказала она. Исследование охватило 44 региона РФ.

Т.А. Соловьева рассказала, что большое влияние на родительскую оценку качества организации дистанционного обучения в условиях COVID-19 оказал целый ряд факторов, начиная от изменений в материальном состоянии семьи и заканчивая уже имеющимся опытом взаимодействия в рамках дистанционного обучения. «Среди родителей, у которых ранее не было такого опыта, более 50% негативного отнеслись к самой возможности дистанционного обучения», - подчеркнула Татьяна Александровна. Когда такой опыт отсутствует в принципе, то организовать обучение ребенка, его адаптацию, разработав новые форматы, структуры деятельности очень сложно. Поэтомудистанционное обучение требует доработки по целому ряду параметров, в том числе и в плане технологий.

Проблема заключается еще и в том, что в процессе обучения детей с ОВЗ всегда имеет место физический контакт между учителем и ребенком, отметила Т.А. Соловьева. «В процессе дистанционного обучения основным становится не учитель за экраном, а взрослый, родитель, находящийся рядом». И в такой ситуации необходимо решить задачу адекватного методического обеспечения как для родителей, так и для педагогов» - уточнила Татьяна Александровна.

В заключение пресс-конференции Т.А. Соловьева ответила на поступившие вопросы. В частности, она акцентировала внимание на основополагающем, базовом характере очных форм обучения детей с ОВЗ и инвалидностью. «Оно выстраивается на среде, на достаточно широком кадровом обеспечении, в основе всех методик лежит прямой, непосредственный контакт педагога и ученика. В образовательном процессе будет применяться и очная, и дистанционная формы. Никаких изменений не произойдет. Созданная ранее система остается». Проблемы, которые стали сегодня предметом разговора – техническое, кадровое обеспечение и прочее, были известны и до самоизоляции, сказала она. «Важно другое: эти три месяца позволили выявить и другие, системные проблемы. Например, качество образования детей с ОВЗ, которое, как оказалось, не всегда могут обеспечить преподаватели. Так, многие старшеклассники оказались не готовы к самостоятельному изучению материала». Татьяна Александровна также призвала руководителей образовательных учреждений к постоянному, системному информационному сотрудничеству с родителями детей с ОВЗ.