Лаборатория образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития

002 4

БАБКИНА

Наталия Викторовна

Заведующий лабораторией

Доктор психологических наук

 

ССЫЛКА НА СТРАНИЦУ АВТОРА В ELIBRARY

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=79351&pubrole=100&show_refs=1&show_option=0

AUTHOR ID В ELIBRARY 79351

ORCID ID 0000-0002-3277-7127

Сфера научных интересов

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с задержкой психического развития, психолого-педагогическое сопровождение, саморегуляция познавательной деятельности, адаптированные образовательные программы

Сфера научных интересов - актуальные проблемы теории и практики организации психологической помощи детям с трудностями в обучении (с задержкой психического развития); изучение саморегуляции в контексте проблем организации познавательной деятельности и поведения данной категории детей; психологическое сопровождение детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательных организаций; разработка адаптированных образовательных программ для обучающихся с ЗПР.

Научная деятельность

Проведение научных исследований, руководство диссертационными
исследованиями, подготовка кадров высшей квалификации.

Научно-организационная деятельность

  • член экспертного совета ВАК по педагогике и психологии; член диссертационного совета 33.1.001.01 на базе Института коррекционной педагогики
  • председатель Рабочей группы по вопросам образования и психолого-педагогической помощи лицам с задержкой психического развития при Совете Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
  • член редакционных коллегий журналов «Клиническая и специальная психология», «Дефектология»
  • член жюри всероссийского конкурса «Учитель-дефектолог»; ведущий эксперт Ассоциации инклюзивных школ.

«Психолого-педагогические условия формирования саморегуляции познавательной деятельности у младших школьников с задержкой психического развития»2003 г.,

Институт коррекционной педагогики РАО
Научные руководители д.пс.н. В.П. Зинченко, к.п.н. С.Г. Шевченко

«Психологическое сопровождение младших школьников с задержкой психического развития»

2017 г., Институт коррекционной педагогики РАО Научный консультатн д.пс.н. И.А. Коробейников

Подготовлено

  • 4 монографии
  • 9 учебно-методических пособий
  • 11 баз данных
  • Публикации в журналах из списка ВАК – 77 статей
  • Общий список публикаций в РИНЦ - 138
  • Индекс Хирша по данным РИНЦ – 26

Дополнительная информация

1996 г. Диплом финалиста Московского городского конкурса «Учитель года  96».

1996 г. Приз симпатий Учительской газеты.

2009 г. Благодарственное письмо Российского книжного союза за благородную высокопрофессиональную деятельность по оказанию помощи детям-инвалидам и детям с особенностями в развитии.

2010 г. Благодарственное письмо Председателя Отдела религиозного образования и катехизации Российской Православной Церкви за неоценимый вклад в общее дело духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

2012 г. Грамота за плодотворное сотрудничество с издательством «Просвещение».

2014 г. Благодарность Российской академии образования за активное участие в проведении экспертизы учебников для формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

2017 г. Благодарность издательства «Просвещение» за деятельное участие в работе по Проекту Министерства образования и науки РФ «Разработка программно-методического и учебно-дидактического обеспечения реализации требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»

2021 г. Медаль Л.С. Выготского

Основные публикации

  1. Бабкина Н.В., Коробейников И.А. Психологическое сопровождение ребенка с задержкой психического развития: монография. – М. : Наука, 2020. – 213 с.
  2. Бабкина Н.В. Формирование саморегуляции у детей с ЗПР в условиях дифференцированного психологического сопровождения // Психология саморегуляции сегодня: теоретические подходы и эмпирические исследованя : коллективная монография / под общ. ред. В.И. Моросановой. – СПб. : Нестор-История, 2020.
  3. Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития. – М. : Гуманитарный издат. центр ВЛАДОС, 2018. – 143 с.
  4. Инденбаум Е.Л., Коробейников И.А., Бабкина Н.В. Дети с задержкой психического развития : учеб. пособие. – М.: Просвещение, 2019. – 48 с.
  5. Вильшанская А.Д., Бабкина Н.В., Пономарева Л.М., Скобликова О.А. Проектирование и реализация коррекционных курсов для обучающихся с задержкой психического развития на уровне основного общего образования : учеб.-метод. пособие. М.: Издательский Центр ВЛАДОС, 2022. 204 с.
  6. Бабкина Н.В. Оценка готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития: учеб.-методическое пособие. – М.: Школьная Книга, 2015. – 136 с.
  7. Бабкина Н.В., Коробейников И.А. Типологическая дифференциация задержки психического развития как инструмент современной образовательной практики [Электронный ресурс]. Клиническая и специальная психология. – 2019. Том 8. – №. 3. – С. 125–142. doi: 10.17759/psycljn.2019080307
  8. Бабкина Н.В. Современные тенденции в образовании и психолого-педагогическом сопровождении детей с задержкой психического развития // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. 2021. № 202. С. 36-44. doi.org/10.33910/1992-6464-2021-202-36-44 (ISSN 1992-6464)
  9. Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Особые образовательные потребности обучающихся с задержкой психического развития на разных уровнях образования // Дефектология. 2022. № 2. С. 12-22.
  10. Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д., Пономарева Л.М. Инструментарий для оценки значимых параметров школьной адаптации детей с задержкой психического развития на начальном этапе обучения // Консультативная психология и психотерапия. 2023. Том 31. № 4. C. 10–30. DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2023310401
  11. Коробейников И.А., Бабкина Н.В. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья: прогнозирование психосоциального развития в современной образовательной среде // Клиническая и специальная психология. 2021. Том 10. № 2. С. 239–252. DOI: 10.17759/cpse.2021100213
  12. Бабкина Н.В. Жизненные компетенции как неотъемлемая составляющая содержания образования детей с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / Н.В. Бабкина // Клиническая и специальная психология. – 2017. Том 6. – № 1. – С. 138–156. doi:10.17759/cpse.2017060109.