Лаборатория образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития

Айвазян Екатерина Борисовна

АЙВАЗЯН

Екатерина Борисовна

Ведущий научный сотрудник

Доктор психологических наук

 

ССЫЛКА НА СТРАНИЦУ АВТОРА В ELIBRARY

https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15831574

AUTHOR ID В ELIBRARY 15831574

ORCID ID 0000-0003-4547-1247

Сфера научных интересов

Ребенок с ОВЗ, слепой ребенок, младенческий возраст, ранний возраст, ранние этапы психического развития, культурно-исторический подход к развитию психики человека, развитие общения матери и ребенка, коммуникативное поведение, предметная деятельность, ранняя помощь семье ребенка с ОВЗ.

В сфере научных интересов – разработка теоретических основ исследования раннего психического развития ребенка с ОВЗ с позиции культурно-исторической теории Л.С.Выготского. В этой парадигме исследованы закономерности развития ведущей деятельности слепого ребенка в младенческом и раннем возрастах, описана ее логика и феноменология отклонений от нее при слепоте, разработан принципиально новый инструмент оценки культурного развития слепого ребенка  «индивидуальная формула развития». Разрабатывается методология и методический инструментарий для изучения особенностей и механизмов нарушения взаимодействия и общения матерей (близких взрослых) с детьми раннего возраста с ОВЗ.

 

Научная деятельность

Ведущий научный сотрудник лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи с 2001 года

Научно-организационная деятельность

Член проблемной комиссии ФГБНУ «ИКП», член рабочей группы по разработке платформы анализа видео с применением технологии искусственного интеллекта "Цифровой ассистент дефектолога".

Подготовлено

  • 4 монографии
  • 6 пособий
  • Всего 74 публикации различного типа
  • В журналах из списка ВАК – 33 статьи
  • Общий список публикаций в РИНЦ – 58
  • Индекс Хирша по данным РИНЦ – 8

Докторская диссертация

«Культурно-исторический подход к исследованию психического развития слепых детей раннего возраста» (Москва, 2023)
Институт коррекционной педагогики РАО
Аннотирована в Вестнике ВАК экспертным советом ВАК при Минобрнауки России как одна из лучших в 2023 году.

Основные публикации

Монографии и главы в монографиях

  1. Айвазян Е. Б. Развитие общения и предметной деятельности у слепых детей первых трех лет жизни : монография /Е.Б.Айвазян. — М.: Полиграф Сервис, 2020. — 230 с.
  2. Кudrina, T.P., Ayvazyan, E.B., Razenkova, Yu.A. (2022) Animation Complex in Premature Infants Who Are Blind. In: Arinushkina, A.A.,Korobeynikov, I.A. (eds) Education of Children with Special Needs. Springer, Cham.
  3. Ayvazyan, E.B., Kudrina, T.P., Pavlova, A.V., Razenkova, Y.A. (2024). Development of Reaching in Blind Children: Continued Discussion. In: Solovyova, T.A., Arinushkina, A.A., Kochetova, E.A. (eds) Educational Management and Special Educational Needs. Springer, Cham

Публикации в рецензируемых журналах

  1. Айвазян Е.Б., Павлова А.В., Разенкова Ю.А. Семья ребенка с ОВЗ в ситуации вынужденной самоизоляции: анализ материалов опроса /Е.Б.Айвазян, А.В.Павлова, Ю.А.Разенкова //Дефектология. – № 6 – 2020. – с. 3  – 13.
  2. Айвазян Е.Б., Кудрина Т.П., Павлова А.В. Выбор образовательного маршрута для слепого ребенка: проблемы и пути решения / Е.Б.Айвазян, Т.П.Кудрина, А.В.Павлова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития — 2021. — № 1. — С. 49–60.
  3. Айвазян, Е.Б., Кудрина Т.П., Павлова А.В. Оценка образовательного потенциала слепого ребенка как ориентир для выбора варианта АООП НОО (Часть 1) / Е.Б.Айвазян, Т.П.Кудрина, А.В.Павлова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития — 2021. — № 4. — С. 11–20.
  4. Айвазян Е.Б., Кудрина Т.П., Павлова А.В. Оценка образовательного потенциала слепого ребенка как ориентир для выбора варианта АООП НОО (часть 2) / Е.Б.Айвазян, Т.П.Кудрина, А.В.Павлова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития — 2021. — № 7. — С. 19–28.
  5. Айвазян Е.Б., Кудрина Т.П. Возрастно-психологический подход к исследованию психического развития слепых детей первых лет жизни / Е.Б.Айвазян, Т.П.Кудрина // Дефектология. — 2023. — № 4. — С. 3–13.

Публикации в зарегистрированных научных электронных изданиях

Методические пособия и рекомендации

  1. Айвазян Е.Б., Кудрина Т.П. Основы ранней комплексной помощи семьям слепых детей. Часть I. Исследования коммуникативного развития слепых детей первых лет жизни в зарубежной психологии: электронное учебное пособие [Электронный ресурс] / Е. Б. Айвазян, Т. П. Кудрина – М.: ФГБНУ «ИКП РАО». – 2021. – 65 с. + Электронное приложение.

Публикации в материалах научных мероприятий (конгрессов, симпозиумов, конференций…)

  1. Айвазян Е.Б., Кудрина Т.П., Разенкова Ю.А. Варианты коммуникативного поведения слепых младенцев как показатели развития общения / Е.Б. Айвазян, Т.П. Кудрина, Ю.А. Разенкова // Психосоциальная адаптация в трансформирующемся обществе: субъект-субъектная коммуникация как фактор социализации индивида [Электронный ресурс] : материалы V Междунар. науч. конф., Минск, 23–24 окт. 2020 г. / Белорус. гос. ун-т ; редкол.: И.А. Фурманов (отв. ред.) [и др.]. — Минск : БГУ, 2020. — С. 7–11. — 1 электрон. опт. диск (СD-ROM).
  2. Айвазян Е.Б., Кудрина Т.П. Выявление нарушений зрения у детей как направление психолого-педагогической работы в системе ранней помощи / Е.Б. Айвазян, Т.П. Кудрина // Интеграция науки и образования в XXI веке : психология, педагогика, дефектология [Электронный ресурс] : сборник науч. трудов по материалам IV Междунар. научно-практич. конф., Саранск, 20 марта 2021 г. / Саранск : МГПУ им. М.Е. Евсевьева, 2021 — С. 218–222. Режим доступа: https://9060eecb-7064-40ae-8dff-97c5e3d55240.filesusr.com/ugd/38c2df_84df1f4455884f7b9fe5dd0ba0d5e09e.pdf
  3. Айвазян Е.Б., Кудрина Т.П., Павлова А.В. Изучение особенностей коммуникативного поведения слепых недоношенных детей раннего возраста / Е.Б. Айвазян, Т.П. Кудрина, А.В. Павлова // Актуальные вопросы изучения, обучения, воспитания и развития детей с интеллектуальными нарушениями : сборник научных трудов. – М. : ИКП РАО, 2021. — С. 14–18.