Лаборатория образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития

Четверикова Татьяна Юрьевна

Четверикова

Татьяна Юрьевна

Старший научный сотрудник

Доцент

ССЫЛКА НА СТРАНИЦУ АВТОРА В ELIBRARY

https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?authorid=698668

AUTHOR ID В ELIBRARY 698668

ORCID ID 0000-0003-2794-0011

Сфера научных интересов

Сурдопедагогика, обучающиеся с нарушениями слуха, глухие обучающиеся, слабослышащие обучающиеся, кохлеарно имплантированные обучающиеся.

Разработка методики образовательно-коррекционной работы по развитию речи и обучению русскому языку обучающихся с нарушениями слуха на уровне основного общего образования. Подготовка диагностического инструментария для оценки предметных результатов, достигаемых обучающимися с нарушениями слуха по русскому языку на уровне основного общего образования. Разработка учебников по предметам «Русский язык» и «Развитие речи», подлежащим изучению обучающимися с нарушениями слуха на уровне основного общего образования.

Научная деятельность

Разработано содержание контрольных работ по русскому языку для проведения промежуточной диагностики, обеспечивающей оценку предметных результатов, достигаемых обучающимися с нарушениями слуха на разных годах обучения на уровне основного общего образования. В составе исследовательской группы подготовлены рукописи учебников «Русский язык», «Развитие речи», предназначенных для использования в образовательно-коррекционном процессе по вариантам 1.2 и 2.2.2 Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования (далее – ФАОП ООО) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Осуществлена разработка методики образовательно-коррекционной работы на уроках развития речи – в соответствии со спецификой вариантов 1.2, 2.2.1 и 2.2.2 ФАОП ООО для обучающихся с ОВЗ. Подготовлены проекты Федеральных рабочих программ по дисциплинам учебного плана, осваиваемым обучающимися с нарушениями слуха по вариантам 1.2 и 2.2.2 ФАОП ООО для обучающихся с ОВЗ.

Научно-организационная деятельность

  • рецензент научных статей по проблемам сурдопедагогики, поступающих в журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»;
  • член редакционной коллегии сборника материалов Всероссийской научно-практической конференции c международным участием «Детство, открытое миру» (с 2018 года);
  • член редакционного совета сборника материалов V Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: теория и практика» (с 2020 года);
  • эксперт, привлечённый Аппаратом ФУМО ВО «Образование и педагогические науки» к проведению педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания (перечень экспертов утверждён приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 25 июля 2024 г. № 491);
  • федеральный эксперт Единого федерального портала дополнительного профессионального образования, выполняющий профессионально-общественную экспертизу дополнительных профессиональных программ повышения квалификации (от 26.06.2024 г.).

Кандидатская диссертация

«Овладение глухими школьниками словообразованием на начальном этапе изучения грамматики»

2004 г. ГНУ «Институт коррекционной педагогики РАО»

 

Подготовлено

  • монографий – 5,
  • пособий – 5,
  • количество публикаций различного типа – 202 (на elibrary.ru).
  • В журналах из списка ВАК – 38 статей, общий список публикаций в РИНЦ – 127. Индекс Хирша по данным РИНЦ – 21.

Основные публикации

  1. Кузьмина О. С., Чекалева Н. В., Четверикова Т. Ю. Организация и содержание подготовки педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования: монография. – Омск: Изд-во ООО «Полиграфист», 2014. – 242 с. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25541245
  2. 2. Яхнина Е. З., Четверикова Т. Ю., Отдельнова Н. С. Научно-методические подходы к проектированию примерных основных общеобразовательных программ основного общего образования обучающихся с нарушениями слуха // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2019. – №8. – С. 48 – 62. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42460656
  3. 3. Четверикова Т. Ю. Проектирование содержания общественно-научных предметов и методических подходов к организации их изучения обучающимися с нарушениями слуха // Вестник педагогических инноваций. – 2020. – № 4. – С. 39–46. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44356029
  4. 4. Четверикова Т. Ю. Содержание и научно-методические ориентиры литературного образования обучающихся с нарушениями слуха // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 2. – С. 17–26. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44887483
  5. 5. Четверикова Т. Ю. «Речевой практикум» в системе литературного образования обучающихся с нарушениями слуха // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 71-2. – С. 390–393. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46430416
  6. 6. Четверикова Т. Ю. Научно-методические ориентиры обучения русскому языку подростков с нарушенным слухом // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. –№ 76-2. – С. 230–233. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49809380
  7. 7. Четверикова Т. Ю. Методические аспекты проектирования сурдопедагогами технологической карты урока // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 4. – С. 4–11. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49292719
  8. 8. Четверикова ТЮ., Кузьмина ОС., Лопанова ЕВ., Савина НВ. Readiness of secondary school teachers to work in a virtual inclusive environment // Preface: II International Scientific Conference on Advances in Science, Engineering and Digital Education (ASEDU-II-2021). Cite as: AIP Conference Proceedings 2647, 000001 (2022). https://aip.scitation.org/doi/abs/10.1063/5.0104994
  9. 9. Кузьмина О. С., Четверикова Т. Ю. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного офлайн- и онлайн-образования в современных социокультурных реалиях: технологический аспект // Ценностно-смысловые ориентиры деятельности педагога в условиях цифрового общества: монография / Алексеев С. Г., Алексеева Т. Ю., Антилогова Л. Н. [и др.]. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2022. – С. 269-298. (глава в монографии) https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50001880
  10. 10. Четверикова Т. Ю., Яхнина Е. З. Содержание и организация специальной работы по речевому развитию обучающихся с нарушениями слуха при реализации адаптированных основных образовательных программ основного общего образования (методическое пособие). – М.: ФГБНУ ИКП РАО, 2020. URL: https://ikp-rao.ru/metodicheskie-rekomendacii/soderzhanie-34/ (дата обращения 22.04.2022) (3 п.л./1,5 п.л.)
  11. 11. Большанина Л. В., Четверикова Т. Ю. Методика обучения слабослышащих школьников русскому языку на уровне начального общего образования (учебное пособие). – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2021. – 140 с. (140 с./70 с.; 4 п.л./2 п.л.) URL: https://lib.nspu.ru/catalogs/details/library/1016700.php (дата обращения 22.04.2022)
  12. 12. Четверикова Т. Ю. Обучение школьников с нарушениями слуха русскому языку на уровне основного общего образования // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2023. № 3. С. 20-30. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=53962757
  13. 13. Четверикова Т. Ю. Ориентация содержания учебных материалов по русскому языку на развитие жизненной компетенции обучающихся с нарушениями слуха // Письма в Эмиссия. Оффлайн. (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. – 2024. №3 (март). – ART 3357.URL: http://emissia.org/offline/2024/3357.htm
  14. 14. Четверикова Т. Ю. Проектирование коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с комплексными нарушениями слуха и интеллектуального развития. Часть 1. Содержание программного материала и организация образовательной деятельности // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2024. – № 5. – С. 4–11. DOI: 10.47639/2074-4986_2024_5_4
  15. 15. Четверикова Т. Ю. Проектирование коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с комплексными нарушениями слуха и интеллектуального развития. Часть 2. Выявление и оценка образовательных результатов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2024. – № 6. – С. 37–44. DOI: 10.47639/2074-4986_2024_6_37

Дополнительная информация

Памятный знак Министерства образования РФ «За личный вклад в развитие дефектологии» (награждена в 2017 г.);

Почётное звание «Заслуженный работник ОмГПУ» (присвоено в 2023 г.).