Лаборатория образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития

Яхнина
Юлия Анатольевна
Ведущий научный сотрудник
Доцент
ССЫЛКА НА СТРАНИЦУ АВТОРА В ELIBRARY
AUTHOR ID В ELIBRARY 490329
ORCID ID -
Сфера научных интересов
Комплексная реабилитация и образование обучающихся с нарушениями слуха, подготовка, переподготовка и повышение квалификации сурдопедагогических кадров.
Основное внимание в исследованиях уделено проблемам развития слухового восприятия речи, неречевых звучаний, включая музыку, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны у обучающихся с нарушениями слуха (с использованием средств электроакустической коррекции слуха), применения музыкальных средств в образовательно-коррекционной работе, содержательно-методическим и организационным вопросам развития восприятия и воспроизведения устной речи у обучающихся с нарушениями слуха в учебной и внеурочной деятельности на уровне начального и основного общего образования, преподавания коррекционных курсов «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи», «Развитие слухового восприятия и техника речи», «Музыкально -ритмические занятия», «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи».
В сферу научных интересов входят также проблемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации сурдопедагогических кадров в области обучения восприятию и воспроизведению устной речи обучающихся с нарушениями слуха, музыкально-ритмической работы.
Научная деятельность
Изучение возможностей развития речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны у обучающихся с нарушениями слуха на уровне начального и основного общего образования (с использованием средств электроакустической коррекции слуха), развития восприятия музыки у обучающихся с нарушениями слуха (с использованием индивидуальных средств слухопротезирования), формирования различных видов музыкально-ритмической деятельности, включая музыкально-ритмические движения, исполнение песен, игру на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле; апробация и внедрение результатов исследования в систему образования обучающихся с нарушениями слуха.
Научно-организационная деятельность
Член рабочей группы по вопросам образования и психолого-педагогической помощи лицам с нарушениями слуха при Совете Министерства Просвещения РФ, член Учебно-методического совета по вопросам основного общего образования обучающихся с ОВЗ, член Учебно-методического совета по вопросам начального общего образования обучающихся с ОВЗ, эксперт ФУМО, член жюри Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России».
Кандидатская диссертация
«Развитие восприятия музыки глухими школьниками»
(ученая степень присуждена решением Совета при НИИ дефектологии АПН СССР от 20.04.1989)
Подготовлено
- 199 публикаций, включая 8 методических пособий для учителей (в том числе в соавторстве), 10 программно-методических сборников (в соавторстве), 8 учебников и учебных пособий для студентов вузов (в том числе в соавторстве и при неоднократном переиздании), 9 программно-методических сборников для педагогических вузов (в соавторстве), учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (в 2 частях) и методическое пособие к учебнику ( в соавторстве).
- В журналах из списка ВАК – 30 статей (в том числе в соавторстве), общий список публикаций в РИНЦ – 88 статей (в том числе в соавторстве).
- Индекс Хирша по данным РИНЦ - 11
Основные публикации
- Яхнина Е.З. Современные подходы к проектированию рабочих программ музыкально–ритмических занятий с глухими обучающимися // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития - 2019 - №5 - с. 39-49
- Яхнина Е.З. (в соавт. Кривихина А.В.) Межрегиональная олимпиада «Слушаю. Говорю. Общаюсь.»: новые возможности повышения качества овладения устной речью обучающимися с нарушениями слуха // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» - 2019 - №5 - с. 56-62
- Яхнина Е.З. (в соавт. Четверикова Т.Ю., Отдельнова Н.С.) Научно –методические подходы к проектированию примерных адаптированных основных общеобразовательных программ основного общего образования обучающихся с нарушениями слуха // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии - 2019 - №8 - с. 48 – 57
- Яхнина Е.З. Формирование у студентов готовности к проведению коррекционно-развивающей работы по развитию восприятия и воспроизведения устной речи как одному из важных направлений профессиональной деятельности сурдопедагога: история и современные тенденции // Современные подходы и технологии специальной педагогики: сборник научных статей / под ред. Е. Г. Речицкой, В. В. Линькова. – Москва: МПГУ - 2020 – с. 38 -45
- Яхнина Е.З. Развитие восприятия и воспроизведения устной речи у глухих обучающихся при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ основного общего образования // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии - 2020 - № 7 - с. 16 – 25
- Яхнина Е.З. Проектирование и реализация Программы коррекционной работы в системе основного общего образования обучающихся с нарушениями слуха // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии - 2020 - № 8 - с. 29- 38
- Яхнина Е.З. Организация слухоречевой среды в процессе воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения слуха // Педагогические технологии воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения слуха: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Сурдопедагогика». ч. 1— Изд. 2-е, исправл. и дополн. / Под ред. Е.Г. Речицкой / - М: ВЛАДОС - 2020 – с. 148 -175
- Яхнина Е.З. Педагогические технологии организации и проведения общешкольных праздников // Педагогические технологии воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения слуха: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Сурдопедагогика». ч. 2 — Изд. 2-е, исправл. и дополн. / Под ред. Е.Г. Речицкой / - М: ВЛАДОС - 2020 – с. 326 -343
- Яхнина Е.З. (в соавт. Четверикова Т.Ю.) Содержание и организация специальной работы по речевому развитию обучающихся с нарушениями слуха при реализации адаптированных основных образовательных программ основного общего образования: методическое пособие - ФГБНУ ИКП РАО - 2020 – 91с. - https://ikp-rao.ru/metodicheskie-rekomendacii/soderzhanie-34/
- Яхнина Е.З. (в соавт. Кулакова Е.В., Вовненко К.Б.) Современные концептуальные, содержательные и организационно-методические подходы к подготовке сурдопедагогических кадров в Московском педагогическом государственном университете // Высшая школа: научные исследования. Материалы Межвузовского международного конгресса (г. Москва, 4 февраля 2021 г.). – Москва: Издательство Инфинити - 2021 - стр. 18-26
- Яхнина Е.З. Развитие слухового восприятия и произносительной стороны речи у глухих обучающихся: история и современные тенденции // Особый ребенок: Обучение, воспитание, развитие: сборник научных статей международной научно-практической конференции [7 апреля 2021 г.] / под научн. ред. Т. Г Киселевой и др.– Ярославль : РИО ЯГПУ - 2021 – с. 185 – 193
- Яхнина Е.З. (в соавт. Карпова Д.А., Четверикова Т.Ю.) Применение дистанционных образовательных технологий при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ обучающихся с нарушениями слуха: анализ педагогической практики // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития - 2021- №5 - с. 25-34
- Яхнина Е.З. О проектировании технологической карты коррекционно- развивающего занятия по развитию восприятия и воспроизведения устной речи у глухих обучающихся // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития - 2022 - №3 - с 4 – 14
- Яхнина Е.З. Диагностический инструментарий оценки динамики развития восприятия и воспроизведения устной речи у глухих обучающихся начальных классов //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития - 2022 - №7 - с 20-29
- Яхнина Е.З. Совершенствование диагностического инструментария для проведения мониторинга развития восприятия и воспроизведения устной речи у глухих обучающихся на уровне основного общего образования // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития - 2023 - №6 - с 12 -24
- Яхнина Е.З. (в соавт. Кузьмичева Е.П., Шевцова О.В.) «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи. 1 дополнительный - 1 классы»: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы; в 2 частях // М.: Просвещение - 2023 –
- Яхнина Е.З. (в соавт. - Кузьмичева Е.П., Шевцова О.В.) Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи. 1 доп. и 1 кл.: методическое пособие к учебнику // М.: Просвещение - 2023 – 288 с.
- Яхнина Е.З. Развитие у глухих обучающихся восприятия и воспроизведения устной речи учебно-научного характера // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития – 2024 - №4 - с 14 -23
- Яхнина Е.З. (в соавт. Речицкая Е.Г.) Классификация детей с нарушениями слуха //Сурдопедагогика: учебник для дефектологических специальностей вузов, издание 3-е, переработанное и дополненное /под редакцией профессора Е.Г. Речицкой - М.: ВЛАДОС - 2024 - с. 46-50
- Яхнина Е.З. (в соавт.Руленкова Л.И.) Верботональная система обучения детей с нарушениями слуха // Сурдопедагогика: учебник для дефектологических специальностей вузов, издание 3-е, переработанное и дополненное /под редакцией профессора Е.Г. Речицкой - М.: ВЛАДОС - 2024 - с. 355-379
- Яхнина Е.З. (в соавт. Кузьмичева Е.П.) Развитие нарушенной слуховой функции, восприятия и воспроизведения устной речи у глухих школьников // Сурдопедагогика: учебник для дефектологических специальностей вузов, издание 3-е, переработанное и дополненное /под редакцией профессора Е.Г. Речицкой - М.: ВЛАДОС - 2024 - с. 521- 553
Дополнительная информация:
Под научным руководством Яхниной Е.З. защищены две диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (2006, 2010).
Член-корреспондент МАНПО
Государственные и ведомственные награды: Почетная грамота Государственного комитета СССР по народному образованию (1991), Почетная грамота Министерства образования Российской Федерации (2001); Почетные Грамоты МПГУ; Почетные Грамоты Ученого Совета МПГУ; Дипломы профессиональных конкурсов лучших научно – методических работ МПГУ.