Лаборатория психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями

ВОЛКОВА

Светлана Валентиновна

Старший научный сотрудник

Доцент

ССЫЛКА НА СТРАНИЦУ АВТОРА В ELIBRARY

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=674339

AUTHOR ID В ELIBRARY 674339

ORCID ID 0000-0002-9906-245Х

Сфера научных интересов

Современные тенденции, возможности и технологии изучения детей с последствиями органического поражения мозга при оценке качества оказываемой им логопедической помощи на разных этапах комплексной реабилитации; унифицированный алгоритм и примеры оформления документации, обеспечивающие преемственность и согласованность взаимодействия специалистов в системах медицинской и психолого-педагогической реабилитации детей с речевыми нарушениями вследствие очаговых поражений мозга различной ; возможности применение МКФ для оценки качества логопедической помощи детям с тяжелыми нарушениями речи на разных этапах комплексной реабилитации.

Научная деятельность

Экспертиза рабочих программ для обучающихся с нарушением интеллекта; разработка программ по направлению магистратуры «Дидактика специального- образования - обучение и воспитание лиц с нарушением интеллекта», лекторская деятельность, консультирование родителей и методическое сопровождение специалистов служб абилитации/реабилитации (дети после травм разного генеза)

Научно-организационная деятельность

В качестве эксперта в Инвапрофи; рабочая группа «Центры дневного пребывания» в проекте «Сопровождение через всю жизнь»; консультации в КДЦ (дети с ОВЗ)

Кандидатская диссертация

Феноменология фонематических нарушений при афазии у детей старшего дошкольного возраста на этапе восстановительного обучения.

Место защиты: ИКП РАО от 5.10.2017

 

Подготовлено

  • 2 монографии: 1 и 1 коллективная монографии, 2 учебных пособия, 50 (количество публикаций различного типа); Рид-5; Патент-1
  • В журналах из списка ВАК – 11 статей, общий список публикаций в РИНЦ – 37. Индекс Хирша по данным РИНЦ - 4

Основные публикации

Статьи в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК Мииобрнауки России:

  1. Волкова, C.B. Комплексная диагностика речевых нарушений у дошкольников с локальными поражениями мозга как основа определения их реабилитационных потребностей / C.B. Волкова, П.Ю. Борякова//Вестник Череповецкого государственного университета. -2015.- № 2. - С. 113-117. (Авторский вклад 50%).
  2. Волкова, C.В. Предпосылки фонематических расстройств у детей с органическими поражениями головного мозга различного гнозиса/ C.B. Волкова // Специальное образование. - 2015.-№2(38).- С . 29-38.
  3. Волкова, C.B. Вариативные технологии преодоления фонематических расстройств у детей с речевыми нарушениями, обусловленными органическим поражением головного мозга различного генеза / С. В. Волкова//Дефектология. - 2015. 5. - С. 97-109.
  4. Волкова, C.В. Феноменология фонематических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с афазией / C.B. Волкова, Н. Ю. Борякова // Дефектология. - 2017. - № 2. - С. 77-89. (Авторский вклад 50%).
  5. Волкова, С.В. Методика изучения фонематических нарушений при реализации дистанционных форм оказания коррекционно-логопедической помощи детям ОВЗ / С.В. Волкова // Дефектология. --2020.- №6.- С.34-41.
  6. Волкова , С.В. Преемственность в оценке качества логопедической помощи на разных этапах комплексной реабилитации детей с очаговыми поражениями головного мозга / С.В. Волкова// Дефектология. – 2022. – № 6. – С. 68 - 78
  7. Волкова , С.В. Ключевые ориентиры преемственности дошкольного и школьного образования детей с ОВЗ / Волкова С.В., Закрепина А.В., Бутусова Т.Ю., Мишина Г.А., Кошечкина Т.В.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2023. - № 2. - С. 4–14
  8. Волкова, С.В. Сравнительный анализ предпосылок социальной коммуникации подростков с ментальными нарушениями / С.В. Волкова // Педагогический ИМИДЖ. -2024.- Т. 18, № 1.- С.77-90

Патент

  1. Устройство и способ проведения вибротактильноакустичеекой (ВТА) процедуры для лечения пациентов в с последствиями очаговых поражений головного мозга: пат. 163655 Рос. Федерация; МПКЛ61М 1/00 / заявитель и патентообладатель Фридман В.Л., Волкова C.B., Ясинская Т.Б., Мулюкии П.В., Ларина О.Д., Рудометова Ю.Ю., Селиванова П.А., Оншцма A.B. - № 2015120092/14; заявл. 27.05.2015; опубл. 27.07.2016, Бюл. №21 . (Авторский вклад 12%).

Свидетельство на регистрацию базы данных:

  1. Свидетельство о государственной регистрации базы данных. Преодоление фонематических нарушений у детей с последствиями органического поражения мозга: набор упражнений для детей / С.В. Волкова; заявитель и правообладатель С.В. Волкова . – № 2024623806; заявка № 2024623574, 15.08.2024; опубл. 28.08.2024. (авторский вклад – 100%)

  2. Свидетельство о государственной регистрации базы данных. Преодоление моторных трудностей у детей с речевыми нарушениями с помощью речедвигательных упражнений (гласные звуки) / С.В. Волкова, С.И. Радюкова, А.В. Вербицкая; заявитель и правообладатель С.В. Волкова , С.И. Радюкова, А.В. Вербицкая. – № 2024623691; заявка № 2024623539, 15.08.2024; опубл. 22.08.2024. (авторский вклад – 80%)

  3. Свидетельство о государственной регистрации базы данных. Преодоление моторных трудностей у детей с речевыми нарушениями с помощью речедвигательных упражнений (согласные звуки раннего онтогенеза) / С.В. Волкова, С.И. Радюкова; заявитель и правообладатель С.В. Волкова , С.И. Радюкова. – № 2024623958; заявка № 2024623731, 28.08.2024; опубл. 05.09.2024. (авторский вклад – 85%).

  4. Свидетельство о государственной регистрации базы данных. Преодоление моторных трудностей у детей с речевыми нарушениями с помощью речедвигательных упражнений (согласные звуки позднего онтогенеза) / С.В. Волкова, С.И. Радюкова ; заявитель и правообладатель С.В. Волкова , С.И. Радюкова. – № 202464015; заявка № 2024623719 ,28.08.2024; опубл. 09.09.2024. (авторский вклад – 85%)

Методические пособия:

  1. Волкова, С.В. Малыш, когда же ты заговоришь? / С.Ю. Мурдза, C.B. Волкова. - СПб.: Литера, 201 б. - 50с. (Авторский вклад 50%).
  2. Волкова, C.B. С логопедом каждый день / C.B. Волкова, A.A. Золотенкииа, Л.Н. Семечева, Е.Г. Тимошенко.-М.: В. Секачев, 2015. - 50 с. (Авторский вклад 25%).
  3. Волкова С.В. Логопедический массаж /C.В.Волкова, Э.В. Кулешова, Е.Е. Шевцова.- М.: Московский институт психоанализа, 2022.-188 с.
  4. Волкова С.В. Инновационные технологии логопедической реабилитации пациентов с последствиями органического повреждения мозга: учебно-методическое пособие /Д.С. Янкевич, Э.В. Кулешова, Е.Е. Шевцова, Г.А. Ковалева.- М.: Московский институт психоанализа, 2023.-148 с.

Монографии:

  1. Структурный анализ фонематических нарушений у детей дошкольного возраста с приобретенным и врожденным органическим повреждением мозга различной этиологии.- М.: изд-во Новый формат,2021.С.246.
  2. Volkova, S.V. (2024) On the Issue of Developing a Unified Quality Assessment System for Speech Therapy at Different Stages of Comprehensive Support for Education, Development, and Rehabilitation of Children with the Consequences of Local Brain Lesions. Disabilities: Experimental Study. In: Solovyova, T.A., Arinushkina, A.A., Kochetova, E.A. (eds) Educational Management and Special Educational Needs. Springer, Cham.P. 117-133 https://doi.org/10.1007/978-3-031-57970-7

Научные статьи в других изданиях, тезисы докладов

  1. Волкова С.В. Дифференцированный подход к преодолению нарушений фонематической системы у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи : тезисы / С.В. Волкова // Российский нейрохирургический журнал им. Профессора А.Л.Поленова 2019г.-,СПб.,2019. Т.11 №S С.157.
  2. Алгоритм реализации дифференцированного подхода к преодолению нарушений фонематической системы у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / С.В. Волкова // МИР специальной педагогики и психологии» научно-практический альманах Издательство «ЛОГОМАГ» Москва 2019.
  3. Волкова С.В. Эпидемиология обращений детей с речевым дизонтогенезом и особенности организации лечебного процесса в условиях специализированного речевого центра / Шипкова К.М., Милехина А.В. Черемин А.А. , Аханькова Т.Е.// Российский психиатрический журнал. -2020. № 2 - С.92-97
  4. Волкова С.В. Междисциплинарный подход к работе с сенсомоторными алаликами / Смирнов И.И.// Российский нейрохирургический журнал им.профес.А.Л. Поленова/научно-практическая конференция Поленовские чтения/11-12 ноября 2020г. Санкт-Петербург стр.213-214
  5. Волкова С.В. Фонематические нарушения у детей с последствиями очаговых поражений головного мозга / Волкова С.В.// Сборник материалов I Международной междисциплинарной научной конференции 17-18 апреля, 2019.- М.,2019.С.407-411.
  6. Волкова С.В. Междисциплинарная помощь пациентам с сенсомоторной алалией/ Волкова С.В.// Сборник II Международный научной конференции 22-23 октября 2020 г. Современные методы профилактики и коррекции нарушений развития у детей. М.: Когито-Центр,2020. С.125-129
  7. Волкова С.В. Современные технологии изучения и преодоления фонематических нарушений у детей дошкольного возраста/ Волкова С.В.// Сборник материалов I Международной междисциплинарной научной конференции 23-24 апреля 2021 М.: Когито-Центр-Московский институт психоанализа,2021. С.80-85
  8. Волкова С.В. Нейропсихологические подходы к формированию произвольности психических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи/ Волкова С.В.// IV Международная научно- практическая конференция «Современная дефектология: междисциплинарный подход к теоретическим и практическим проблемам» , Москва, 2022–М., 2022.- С.90-95.
  9. Волкова С.В. Нейрокоррекция фонематических нарушений у старших дошкольников с последствием органических поражений мозга/ Волкова С.В.// Материалы IV Международной научной конференции под редакцией Т.Г. Визель
  10. «Современная дефектология: междисциплинарный подход к творческим и практическим проблемам нарушений развития у детей», Москва, 2022–М., 2022.- С.84- 89

 Дополнительная информация:

Благодарности за участие в конференциях; благодарность Руководителя департамента здравоохранения г.Москвы от 22.05.2017г.