26 октября 2024 года в Москве состоялась дискуссия для родителей детей с нарушениями слуха и сурдопедагогов на тему «Инклюзия: дети с кохлеарными имплантами и слуховыми аппаратами». Мероприятие, проведенное в смешанном формате, было организовано автономной некоммерческой организацией по оказанию услуг в области реабилитации детей с нарушениями слуха «Я тебя слышу» при поддержке Центра реабилитации слуха и речи «Тоша&Со».
Модерировала дискуссию А. Маллабиу, сооснователь и генеральный директор АНО «Я тебя слышу». В качестве спикеров выступили: Е.Н. Кутепова, сотрудник РБОО «Центр лечебной педагогики», к.пед.н., доцент, Е.Ю. Никитина, референт по вопросам правовой и технической компетенций родителей Центра реабилитации слуха и речи «Тоша&Со», А.Л. Рябчикова, генеральный директор Центра реабилитации слуха и речи «Тоша&Со», логопед, речевой терапевт, В.О. Золотова, сотрудник центральной психолого-медико-педагогической комиссии, Г. Борисов, юрист РООИ «Перспектива», З. Бойцова, сооснователь АНО «Я тебя слышу», сурдопедагог, М.К. Кулькин, учитель физики ГБОУ Школа № 1741 г. Москвы, имеющий нарушение слуха. Институт коррекционной педагогики на мероприятии представляла Т.В. Николаева, зав. лабораторией образования и комплексной абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха д.пед.н., доцент.
В ходе дискуссии обсуждались современные тенденции инклюзивного образования, актуальные проблемы включения детей с нарушением слуха в процесс обучения в общеобразовательной школе, создание адекватных условий для обеспечения особых образовательных потребностей глухих, слабослышащих, кохлеарно имплантированных детей в инклюзивной среде, организации взаимодействия специалистов и родителей (законных представителей) обучающихся с нарушенным слухом при реализации инклюзивного образования. Особо острыми для родителей стали вопросы о проведении комплексного медико-психолого-педагогического обследования ребенка на ПМПК, проектирования и организации оптимального индивидуального образовательного маршрута, содержания и длительности программы сопровождения и поддержки семьи и ребенка с нарушенным слухом, обучающегося в условиях инклюзии со стороны специалистов и тьютора.
Т.В. Николаева, отвечая на вопросы родителей, акцентировала внимание слушателей на том, что инклюзия является одной из форм образования детей с нарушениями слуха. Большинство детей с нарушениями слуха получают образование в специальных классах общеобразовательных организаций по адаптированным программам с пролонгацией сроков обучения. По данным Министерства Просвещения РФ, на начало 2024 года на уровне НОО в специальных классах обучалось более 6 102 детей с нарушениями слуха, в обычных классах на совместном обучении – 2545 детей. Как отметила Татьяна Вячеславна, эффективное обучение детей с недостатками слуха может быть обеспечено только при подборе для каждого ребенка адекватного образовательного маршрута, в котором учитываются особенности его психического развития и перспектива его сближения с нормой в тех или иных условиях обучения. На основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС ООО предложены разные варианты Федеральной адаптированной образовательной программы (ФАОП) для глухих, слабослышащих, позднооглохших и кохлеарно имплантированных детей. «Именно вариативность образовательных программ обеспечивает максимальный охват качественным образованием детей с нарушениями слуха, включая тех, кто по уровню общего и речевого развития приближен к нормативно развивающимся обучающимся и может получать образование совместно с ними и в те же сроки», – подчеркнула Т.В. Николаева.
Для обеспечения полноценного доступного и качественного образования в классе общего типа обучающимся с нарушениями слуха необходимо создавать комфортные условия для общения, получения знаний и всестороннего развития. Усилиями школы должны быть организованы комплексное сопровождение и коррекционно-педагогическая поддержка детей. Комплексный характер сопровождения обеспечивается участием в нем специалистов разного профиля – сурдопедагога, учителя начальных классов, учителей-предметников.
Т.В. Николаева привлекла внимание слушателей к важной проблеме необходимости повышения квалификации всех без исключения членов коллектива массовой школы, в которой обучаются дети с нарушенным слухом. По словам спикера, педагогам необходимо владеть профессиональными компетенциями в области образования школьников с нарушениями слуха, знать особенности и возможности таких детей, применять общие и специфические приемы и методы работы при организации совместной учебной деятельности обучающихся.