2−4 октября 2024 года в Москве проходила IX Международная научная конференция «Психологические проблемы современной семьи», организованная факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.
Мероприятие проводилось с целью научного обоснования мер по укреплению семьи как важнейшего социального института, определяющего ресурс развития и психологического благополучия и здоровья личности и общества, совершенствования психологической помощи и поддержки семьи и сохранения традиционных семейных ценностей. Участники конференции обсудили актуальные проблемы психологических основ развития семьи в условиях культурного разнообразия и транзитивности общества, социально-психологической помощи семье, психологического сопровождения семей участников СВО, психологии супружеских отношений, воспитания и развития личности ребенка в семье, методологии семейного консультирования.
Сотрудники Института коррекционной педагогики принимали активное участие в работе конференции.
2 октября в рамках пленарного заседания С.Б. Лазуренко, главный научный сотрудник лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации ИКП, начальник Центра психолого-педагогической помощи в педиатрии Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей Минздрава РФ, д.пед.н., член-корреспондент РАО, представила доклад на тему «Проектирование психолого-педагогической работы с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья». В своем выступлении Светлана Борисовна обозначила феномен современного родительства, осветила воспитательные установки родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, подчеркнув социально-психологические трудности, с которыми они сталкиваются. Завершая доклад, она представила алгоритм психолого-педагогического сопровождения родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Этот алгоритм направлен на предупреждение возможного распада семьи, сохранение психологического, социального и трудового потенциала родителей.
3 октября К.А. Боженкова, старший научный сотрудник лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации, к.психол.н., выступила в роли ведущей секции «Помощь семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью». Также Ксения Алексеевна представила сообщение о тайм-менеджменте как условии сохранения ресурсов родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В ходе работы секции Т.П. Кудрина, старший научный сотрудник лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи, к.пед.н., рассказала о том, как проводится обучение матерей способам взаимодействия с их слепыми младенцами.
В секционном заседании приняли участие сотрудники лаборатории образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития − А.М. Федосеева, старший научный сотрудник, к.психол.н., и Е.М. Макарова, научный сотрудник.
В сообщении А.М. Федосеевой «Психолого-педагогическое сопровождение семьи как условие формирования жизненной компетенции ребенка и подростка с задержкой психического развития» затрагивались вопросы значимости просветительской работы с родителями для совершенствования образовательного процесса в сфере специального образования для детей с задержкой психического развития.
Доклад Е.М. Макаровой на тему «Формируем у ребенка с ограниченными возможностями здоровья навыки жизненной компетенции: опыт разработки рабочей тетради для родителей» включал в себя представление практических приемов, позволяющих родителям активно включаться в полноценное формирование сферы жизненной компетенции.