Неделя «Детство равных возможностей» в Мурманской области
18 – 22 марта 2024 г., г. Мурманск
День 1. 18 марта 2024 г.
18 марта прошел первый день работы Недели Института коррекционной педагогики в Мурманской области. Работа проходила на базе ФГАО ВО «Мурманский арктический университет».
Программу мероприятий открыл научно-методический семинар «Поддержка молодых исследователей: формула научно-профессионального роста», модератором которого выступила Т.В. Кузьмичева, директор Института педагогики и психологии ФГАОУ ВО «Мурманский арктический университет», д.пед.н.
Выступления спикеров охватывали широкий круг тем, посвященных включению нового поколения исследователей в науку и поддержке их инициатив. О роли наставничества в подготовке кадров высшей квалификации в области коррекционной педагогики и специальной психологии участникам рассказала директор ФГБНУ «ИКП», д.пед.н., член-корреспондент РАО Т.А. Соловьева. Тему преемственности поколений в науке продолжила А.И. Беликова, заместитель директора Института коррекционной педагогики по общим вопросам, которая представила доклад «Научно-методическое и организационное сопровождение молодежи в ИКП: студенты, волонтеры, исследователи». С.Б. Лазуренко, руководитель центра развития инклюзивного образования РАО, ведущий научный сотрудник лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации ИКП, д.пед.н., член-корреспондент РАО, выступила с сообщением «Практика исследовательской деятельности в русле развития коррекционной педагогики и психологии». Современные требования к диссертационным исследованиям по педагогическим и психологическим наукам осветила Н.В. Бабкина, заведующая лабораторией образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития ИКП, д.психол.н.
Работу первого дня продолжило Пленарное заседание, в рамках которого прошло торжественное открытие Недели ИКП в Мурманской области. С приветственным словом к участникам обратились: Е.В. Дягилева, заместитель Губернатора Мурманской области, Д.Н. Кузнецова, Министр образования и науки Мурманской области, И.М. Шадрина, ректор ФГАОУ ВО «МАУ», д.пед.н., доцент, и Т.А. Соловьева, директор ИКП. В рамках церемонии открытия было подписано трехстороннее соглашение о сотрудничестве между Мурманской областью, Институтом коррекционной педагогики и Мурманским арктическим университетом. Соглашение предусматривает оказанием сторонами друг другу информационной, научно-практической и методической поддержки в области организации специального образования, а также готовность содействовать в проведении исследований и просветительских мероприятий на региональном уровне.
На пленарном заседании были представлены доклады от представителей Института коррекционной педагогики и региональных организаций о ключевых направлениях развития специального образования на разных уровнях.
Т.А. Соловьева рассказала о стратегических направлениях развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью. В своем выступлении она представила последние научно-методические разработки ИКП, реализуемые проекты, поделилась подробностями организации сотрудничества между Институтом и региональными образовательными организациями, реализующими адаптированные образовательные программы, а также зарубежными партнерами.
Министр образования и науки Мурманской области Д.Н. Кузнецова рассказала о современном состоянии и перспективах развития образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью в Мурманской области. Она отметила, что сегодня в регионе насчитывается более 12 000 детей с особыми образовательными потребностями, для которых функционирует 319 образовательных организаций. «В регионе сохранена сеть коррекционных школ», – подчеркнула Диана Николаевна.
Директор Института педагогики и психологии ФГАОУ ВО «МАУ» Т.В. Кузьмичева выступила с докладом «Роль университетского сообщества в развитии системы специального и инклюзивного образования региона». Особый акцент Татьяна Викторовна сделала на том, что сегодня расширение партнерских отношений – одно из приоритетных направлений развития университета. В части развития системы специального и инклюзивного образования, в организации реализуется ФИП «Инновационная образовательная платформа «Психолого-педагогический конвергентор»». «Речь идет о трансформации традиционной подготовки кадров в конвергентную. В рамках проекта преподавателями создаются интегративные курсы для совместного изучения студентов разных профилей. Пока мы говорим об укрупненной группе подготовки «Педагогическое образование». Таким образом будущие выпускники ориентированы на расширение их функционала.
О научно-методическом сопровождении специалистов, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, участникам рассказала Д.А. Карпова, заместитель директора по экспериментальной работе и дополнительному образованию ИКП. Дарья Андреевна акцентировала внимание слушателей на обучающих мероприятиях, которые реализует Институт, а также рассказала о работе в рамках сопровождения Национального проекта «Образование».
С.Б. Лазуренко продолжила работу пленарного заседания сообщением о воспитании и обучении детей раннего возраста с ОВЗ в соответствии с обновленными федеральными требованиями. О практико-ориентированных исследованиях Института коррекционной педагогики детей с расстройством аутистического спектра рассказала О.С. Аршатская, старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом ИКП, к.пед.н.
В завершении работы первого дня прошел научно-практический семинар «Актуальные вопросы общего образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью в контексте обновления требований к программно-методическому обеспечению», модерировала который А.Я. Абкович, заведующая лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития ИКП, к.пед.н. Участники обсудили вопросы программно-методического обеспечения системы общего образования обучающихся с ОВЗ, проблемы внедрения федеральных адаптированных образовательных программ, обновление содержания образования по отдельным предметам.
На этом программа работы первого дня Недели Института коррекционной педагогики в Мурманской области была завершена. 19 и 20 марта для участников пройдут профессионально-экспертные сессии, а также будет организовано знакомство с региональным опытом организации специального образования.
День 2. 19 марта 2024 г.
19 марта работа проходила на базе ГОБОУ «Минькинская коррекционная школа-интернат». Членам делегации была предоставлена возможность посмотреть фрагменты занятий и уроков, после чего была организована свободная дискуссия, позволившая педагогическим работникам и сотрудникам учреждения получить ответы от ведущих специалистов в сфере обучения и воспитания особенных детей на все вопросы, связанные с профессиональной деятельностью.
Программа продолжилась профессионально-экспертной сессией «Подходы к организации обучения и воспитания лиц с ОВЗ, с инвалидностью». Сотрудники ИКП представили результаты научных исследований, проводящихся в Институте. С.Б. Лазуренко, ведущий научный сотрудник лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации ИКП, руководитель центра развития инклюзивного образования РАО, д.пед.н, член-корреспондент РАО, провела практико-ориентированный семинар «Современный портрет ребенка с ОВЗ: теория и практика в клинических примерах». В своем выступлении Светлана Борисовна рассказала о результатах психолого-педагогического сопровождения детей различных нозологических групп на разных этапах развития, а также воспитывающих их семей.
Ведущей мастер-класса «Диагностика готовности к школьному обучению ребенка с ЗПР и выбор образовательного маршрута» стала заведующая лабораторией образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития ИКП, д.психол.н. Н.В. Бабкина. Наталия Викторовна осветила вопросы выбора методик психолого-педагогического обследования детей с задержкой психического развития, раскрыла основные направления коррекционно-развивающей помощи детям этой нозологической группы на начальном этапе обучения в условиях специального и инклюзивного образования, а также рассказала о том, как соотносятся типологические варианты ЗПР и варианты ФАОП НОО.
После перерыва для слушателей прошел мастер-класс Д.А. Карповой, заместителя директора ИКП по экспериментальной работе и дополнительному образованию. Дарья Андреевна продемонстрировала заинтересованной аудитории работу интерактивного конструктора адаптированных программ дополнительного образования. С докладом о реабилитационном потенциале реализации адаптированных образовательных программ в системе специального и инклюзивного образования выступила заведующая лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития ИКП, к.пед.н. А.Я. Абкович. Старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом ИКП, к.психол.н. О.С. Аршатская провела для участников встречи мастер-класс «Проработка сюжетных историй как метод коррекционной помощи дошкольнику с РАС».
Второй день работы завершился мастер-классом директора Института коррекционной педагогики, д.пед.н., члена-корреспондента РАО Т.А. Соловьевой на тему «Педагогическая экспресс-диагностика трудностей в обучении и общении первоклассников, поступающих в массовую школу», который прошел в рамках интеграции Недели ИКП «Детство равных возможностей» с форумом «Педагоги России». Татьяна Александровна продемонстрировала инструментарий, адресованный педагогическим работникам, позволяющий организовать общение между ребенком и учителем, определить необходимый объем помощи ребенку с особыми образовательными потребностями со стороны учителя, оценить готовность ребенка действовать самостоятельно и степень сформированности умения обращаться за помощью к взрослому, а также проверить способности ребенка.
День 3. 20 марта 2024 г.
Третий день работы Недели ИКП был посвящен знакомству с региональным опытом. Участники посетили МБДОУ №16 с. Тулома Кольского района Мурманской области, а затем Центр опережающей профессиональной подготовки Мурманской области, структурное подразделение ГАПОУ «Мурманский строительный колледж имени Н.Е. Момота», на базе которого прошла профессионально-экспертная сессия «Актуальные вопросы консультирования в комплексном сопровождении лиц с ОВЗ, с инвалидностью». В процессе дискуссии участники совместно со спикерами обсудили современные подходы к вопросам организации обучения и воспитания лиц с особыми образовательными потребностями, выбор образовательного маршрута и проектирование образовательной среды, организацию инклюзивного образования, проблемы развития системы специального образования.
Заведующий кафедрой психологии и коррекционной педагогики ФГАОУ ВО «Мурманский арктический университет», д.социол.н., к.психол.н., доцент Ю.А. Афонькина выступила с докладом «Проблемное поле и ресурсный потенциал семьи ребенка с инвалидностью: арктический контекст». Презентацию регионального опыта продолжила Т.А. Баланова, директор ГОБУ Мурманской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» сообщением «Эффективность региональной системы консультирования как ключевой фактор в обеспечении доступности и непрерывности психолого-педагогической поддержки семей, имеющих детей с ОВЗ, с инвалидностью».
Далее результаты научных исследований представили члены делегации Института коррекционной педагогики. Д.А. Карпова выступила с сообщением, посвященном вопросам реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям. А.Я. Абкович раскрыла методы организации комплексного психолого-педагогического обследования ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. О работе междисциплинарной команды специалистов в процессе консультирования семьи, воспитывающей ребенка с РАС, участникам рассказала О.С. Аршатская.
На этом работа профессионально-экспертных сессии была завершена.
День 4. 21 марта 2024 г.
В четверг, 21 марта, старший научный сотрудник лаборатории психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями ИКП, к.пед.н. Е.А. Кинаш поделилась с участниками методиками обучения грамоте школьников с интеллектуальными нарушениями. О технологии разработки специальной индивидуальной программы развития для обучающихся с ТМНР рассказала старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития ИКП, к.пед.н. М.В. Переверзева. Продолжила работу К.Б. Сыроваткина-Сидорина, научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития ИКП, которая провела лекцию, посвященную созданию психолого-педагогических условий формирования смыслового чтения у младших школьников с ЗПР. Особенности применения сюжетных и дидактических игр по формированию пространственно-временных представлений у слабослышащих дошкольников представила Е.Л. Андреева, научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха ИКП. Работа дня завершилась выступлением младшего научного сотрудника лаборатории образования и комплексной абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха ИКП Е.А. Баудэ, которая представила слушателям доклад «Сурдопедагогические аспекты кохлеарной имплантации: от подготовки к операции до успешной реабилитации».
День 5. 22 марта 2024 г.
Насыщенная программа 22 марта включала сообщения научных сотрудников лабораторий Института коррекционной педагогики, работающих с детьми разных нозологических групп. И.о. заведующего лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями зрения О.Г. Болдинова провела для слушателей мастер-класс, посвященный организации совместной деятельности слепых и слабовидящих дошкольников в условиях инклюзивного образования. Тему работы специалистов с детьми с нарушениями зрения продолжила к.психол.н. Е.А. Иванова. О структуре и принципах построения здоровьесберегающей среды образовательной организации говорили старшие научные сотрудники лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации к.психол.н. И.Н. Нурлыгаянов и к.психол.н. К.А. Боженкова. Ведущий научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи, к.пед.н. О.Е. Грибова рассказала о методах предупреждения и преодоления нарушений чтения у школьников. А.М. Федосеева, старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития, к.психол.н., свое выступление посвятила проблеме психологического благополучия учителей в условиях инклюзии.
На этом работа Недели Института коррекционной педагогики «Детство равных возможностей» в Мурманской области была завершена.