13 марта в Москве состоялся второй день работы Съезда руководителей коррекционных школ. Мероприятие проходило на площадке «Знание. Лекторий» в павильоне 57 ВДНХ в рамках Международной выставки-форума «Россия». В работе Съезда приняло участие более 600 человек из числа представителей региональных органов исполнительной власти в сфере образования, руководителей, заместителей руководителей образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы, из 75 субъектов Российской Федерации. К онлайн-трансляции присоединилось более 3500 человек.
Заместитель Министра просвещения Российской Федерации Д.Е. Грибов направил видеоприветствие участникам мероприятия. В своем выступлении Денис Евгеньевич отметил, что сегодня перед коррекционными школами стоит общая задача ‒ организовать не просто качественное, но и профессионально-ориентированное образование. «Нам важно, чтобы выпускники после школы получили востребованную на рынке труда профессию и смогли в ней успешно себя реализовать», ‒ заявил заместитель министра. Он пожелал участникам продуктивной работы и выразил надежду, что новые опыт и знания, полученные в ходе работы Съезда, найдут отражение в их профессиональной деятельности.
Свое приветственное слово участникам мероприятия направил депутат Государственной Думы Российской Федерации О.Н. Смолин. Олег Николаевич подчеркнул, что в нашей стране проводится активная работа, направленная не только на поддержку обучающихся с особыми образовательными потребностями, но и на педагогов, которые работают с ними.
В рамках церемонии открытия Съезда к присутствующим обратилась Е.Ю. Клочко, председатель Совета Всероссийского организации родителей детей-инвалидов. В своем выступлении она отметила не только значимость развития системы коррекционных школ в стране, но и тот бесценный опыт, которым они обладают в части обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и/или с инвалидностью.
Пленарное заседание открылось докладом Л.П. Фальковской, директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации. Лариса Павловна рассказала участникам о реализации государственной политики в сфере развития сети коррекционных школ. Представила данные об изменении контингента детей, которые обучаются инклюзивно и в коррекционных школах. Познакомила участников с результатами реализации Федерального проекта «Современная школа» Национального проекта «Образование», в рамках которого было оснащено 900 коррекционных школ: оборудованы мастерские для занятий по предмету «Технология», помещения для психолого-педагогического сопровождения и коррекционной работы, для организации общего и дополнительного образования. Важной темой, которую в своем докладе затронула Лариса Павловна, стало обсуждение Проекта федерального закона «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании», который был внесен Правительством РФ в Государственную Думу РФ 8 декабря 2023 г.
С докладом «О результатах реализации проекта Школа Минпросвещения России в 2023 году и задачах на 2024 год» выступила О.Н. Суханова, заместитель директора Института реализации государственной политики и профессионального развития работников образования ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения». Ольга Николаевна подробно рассказала об основных направлениях и ключевых условиях реализации проекта, познакомила участников с разработанными Институтом стратегии развития образования «Настольными книгами директора» и пригласила делегатов Съезда присоединиться к Проекту.
Работу Пленарного заседания завершила директор ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», д.пед.н., член-корреспондент РАО Т.А. Соловьева. Татьяна Александровна представила актуальные разработки Института в части научно-методических пособий для родителей и специалистов, специальных учебников для обучения детей различных нозологических групп, практики организации дистанционного обучения детей с ОВЗ. Директор ИКП рассказала о проектах, реализуемых Институтом, в числе которых: навигатор коррекционной помощи семье с ребенком с нарушенным слухом, глоссарий финансовых терминов для лиц с ОВЗ и инвалидностью и др. Т.А. Соловьева поделилась опытом ИКП в области организации выездной практики будущих дефектологов в субъекты Российской Федерации, отметив, что в первый день работы Съезда на площадке ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» делегатов подробно познакомили с программой ее непосредственные участники ‒ студенты МПГУ. Также Татьяна Александровна рассказала о реализации проекта «Теледефектология» и об организации сотрудничества между Институтом коррекционной педагогики и отдельными образовательными организациями, реализующими адаптированные образовательные программы.
После перерыва состоялась дискуссионная площадка «Новые задачи развития образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ и роль коррекционных школ в их решении», работу которой модерировали заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации Ю.М. Сачко и Т.А. Соловьева. В дискуссии приняли участие Д.Ю. Алексеевских, начальник отдела образования и трудоустройства Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих», А.И. Коняев, вице-президент Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых», А.В. Хаустов, директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», А.В. Веретенникова, начальник отдела адаптации и интеграции лиц с особенностями психофизического развития Министерства образования Республики Беларусь, Л.Г. Денисевич, директор ГУО «Специальная школа №1 г. Бреста» (Республика Беларусь), К.А. Овчаренко, руководитель структурного подразделения «Технологический центр дополнительного образования и профессионального обучения «ТехноГрад64» ГАОУ Саратовской области «Центр образования «Родник знаний», А.М. Царев, директор ГБОУ Псковской области «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения». Предметом обсуждения стали вопросы ресурсного обеспечения инклюзивных образовательных процессов для лиц с инвалидностью и ОВЗ в региональных системах образования, плюсы и минусы обучения и воспитания в коррекционной школе с точки зрения специалистов, родителей и учащихся, условия для повышения качества образования, социализации и интеграции обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в общество, новые модели профессиональной ориентации и обучения в коррекционной школе, необходимые меры государственной поддержки для коррекционных школ.
Работу официальной части Съезда завершила Дискуссионная площадка «Директор коррекционной школы: руководитель, специалист, наставник». Модераторами выступили Ю.М. Сачко, Ю.О. Филатова, заведующий лабораторией развития высшего специального (дефектологического) образования Центра развития инклюзивного образования РАО, директор Учебно-научного центра междисциплинарных исследований в специальном и инклюзивном образовании Института детства ФГБОУ ВО «МПГУ», А.Д. Вильшанская, директор ГКОУ города Москвы «Школа №2124 «Центр коррекции и развития», председатель Ассоциации инклюзивных школ. Спикерами дискуссионной площадки стали Г.В. Крюков, исполнительный директор Межрегионального союза дефектологов, директор ГАУ ЯНАО «Региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», П.А. Суворов, директор ГКОУ города Москвы «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2», А.М. Габдрахманов, директор ГБОУ «Уфимская коррекционная школа №138 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», А.Я. Цечоев, директор ГБОУ «Центр непрерывного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья», И.Ф. Токарева, директор ГОУ «Бирская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ТНР». В ходе дискуссии участники обсудили такие актуальные для специального образования проблемы, как привлечение опытных педагогов в коррекционную школу, улучшение статуса профессии учителя, внедрение наставничества, роль профессиональных общественных организаций в поддержке образовательной системы для учащихся с особыми потребностями, взаимодействие с родительскими организациями, возможности расширения сотрудничества с медицинскими учреждениями, социальными службами, а также учреждениями культуры и спорта и др.
По итогам работы Съезда делегаты внесли ряд конструктивных предложений, которые будут учтены при составлении итоговой резолюции.
Запись трансляции работы Съезда доступна по ссылке.