19 февраля 2024 года в г. Саранске на базе Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева состоялось открытие Международной научно-практической конференции «60-е Евсевьевские чтения», посвященной 160-летию Макара Евсевьевича Евсевьева. Мероприятие организовано Министерством просвещения Российской Федерации, Правительством Республики Мордовия, ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева», Мордовским научным центром Российской академии образования.
Участниками значимого научного события стали преподаватели вузов, колледжей, аспиранты и докторанты, научные сотрудники, руководители и педагогические работники образовательных организаций и др.
На конференции обсуждались современные достижения науки и образовательной практики, апробация и представление результатов научно-методических разработок, диссеминация инновационного опыта российских вузов, научных организаций, учреждений системы общего, среднего профессионального и дополнительного образования.
В первый день конференции в работе дискуссионной площадки «Актуальные проблемы специального и инклюзивного образования» приняли участие специалисты ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики».
Старший научный сотрудник лаборатории психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями, к.пед.н., доцент Е.А. Шилова выступила с докладом «Представления разных участников образовательных отношений о сфере жизненной компетенции умственно отсталых подростков». Елена Анатольевна рассказала о результатах исследования представлений специалистов психолого-педагогического сопровождения, родителей детей с ОВЗ о сфере жизненной компетенции умственно отсталых подростков. Полученные экспериментальные данные конкретизируют общую картину содержания сферы жизненных компетенций с позиции умений, формируемых у разных участников образовательных отношений, и позволяют сделать вывод о необходимости дальнейшего методического обеспечения процесса социализации обучающегося с интеллектуальными нарушениями как в условиях образовательной организации, так и семьи.
Свои доклады в рамках работы дискуссионной площадки представили сотрудники лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации.
Старший научный сотрудник, к.психол.н. К.А. Боженкова выступила с сообщением на тему «Актуальные проблемы и вызовы для молодых ученых в сфере специального и инклюзивного образования». Было выявлено, что молодым исследователям, особенно начинающим свой путь в науке, необходима информационная и методическая поддержка. Они часто сталкиваются с проблемами, такими как выбор темы исследования, организация работы, анализ данных, написание научных статей и подготовка к защите диссертации. Ксения Алексеевна подчеркнула, что поддержка со стороны наставников, консультации опытных коллег и доступ к актуальным информационным и методическим материалам могут значительно ускорить процесс научного роста и улучшить качество научной работы.
Старший научный сотрудник, к.психол.н. И.Н. Нурлыгаянов представил доклад «Предикторы профессиональной востребованности учителей-дефектологов». Ильшат Назифович рассказал о подходах к оценке профессиональной востребованности учителей-дефектологов, выделил различия в системе интеллектуальных, эмоциональных и коммуникативных качеств у специалистов с разным уровнем профессиональной востребованности. Особое внимание было уделено описанию структуры личностных и социально-психологических предикторов профессиональной востребованности, которая у учителей-дефектологов с низким уровнем определяется такими симптомокомплексами, как «эгоистическая направленность», «диспозиции субъекта затрудненного общения», «эмоциональная чувствительность», «отстраненность в отношениях», а у учителей-дефектологов с высоким уровнем профессиональной востребованности такими, как «направленность на взаимодействие», «социальная желательность», «социально-перцептивные характеристики личности», «целеполагание и контроль поведения».