В соответствии с планом заседаний Рабочей группы при Совете Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам образования и психолого-педагогической помощи лицам с задержкой психического развития 21 декабря состоялось обсуждение теоретико-методологических и практических аспектов выделения задержки психического развития в структуре иных нарушений психического развития (нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелого нарушения речи, расстройства аутистического спектра). В роли модератора заседания выступил заместитель директора ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» по научной работе, главный научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития, д.психол.н., профессор Игорь Александрович Коробейников. Заседание прошло в смешанном формате – очно и с возможностью дистанционного подключения.

В заседании рабочей группы приняли участие:

Бабкина Наталия Викторовна, руководитель Рабочей группы, заведующая лабораторией образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития (далее – ЗПР) ФГБНУ «ИКП», д.психол.н.;

Акулина Анастасия Викторовна, младший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с ЗПР ФГБНУ «ИКП»;

Баенская Елена Ростиславовна, главный научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом ФГБНУ «ИКП», д.психол.н.;

Болдинова Ольга Геннадьевна, и.о. заведующего лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями зрения ФГБНУ «ИКП»;

Вечканова Ирина Геннадьевна, начальник отдела ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, к.пед.н.;

Ворошилова Елена Леонидовна, заведующая лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи ФГБНУ «ИКП», к.пед.н.;

Елизарова Юлия Геннадьевна, директор ГБОУ школа № 522 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, к.пед.н.;

Жукова Евгения Валерьевна, заместитель руководителя научно-методического центра по комплексной реабилитации по вопросам социальной, психолого-педагогической, профессиональной реабилитации и абилитации ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации;

Кузма Левонас Прано, доцент кафедры дефектологии и специальной психологии ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», к.психол.н.;

Лапп Елена Александровна, доцент кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», к.пед.н.;

Медникова Людмила Сергеевна, профессор кафедры олигофренопедагогики ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», д.психол.н.;

Морозова Елена Валерьевна, руководитель научно-методического центра по комплексной реабилитации по вопросам социальной, психолого-педагогической, профессиональной реабилитации и абилитации ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, к.психол.н.;

Николаева Татьяна Вячеславна, заведующая лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями слуха ФГБНУ «ИКП», д.пед.н.

В ходе дискуссий, проходивших в формате круглого стола, с самого начала определилась несомненная актуальность затронутой проблемы, выходящей далеко за рамки первично обозначенной темы обсуждения. В частности, в выступлениях большинства участников встречи подчеркивалось в значительной мере формальное указание на наличие ЗПР как обязательного компонента в структуре перечисленных выше нарушений развития. При этом отмечалось отсутствие описания специфики данного феномена у детей различных нозологических и возрастных групп, его места в иерархии прочих нарушений, механизмов его возникновения и инструментов для его корректной и дифференцированной диагностики, позволяющей установить хотя бы степень выраженности задержки развития.

Запрос на корректную диагностическую информацию, не ограничивающуюся формальной констатацией ЗПР, у детей различных нозологических категорий, но позволяющей оценить качество их социального функционирования, отмечался и со стороны представителей медико-социальной экспертизы.

Всеми участниками встречи было признано, что отсутствие такой информации способно не только затруднять выбор образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ и снижать эффективность коррекционной работы с детьми, направленной на преодоление либо компенсацию основного нарушения развития, но и порождать сомнения в безупречности и завершенности сложившихся представлений об общих и специфических закономерностях психического развития в условиях дизонтогенеза.

В связи с перечисленными проблемами упоминалось и качество подготовки специалистов-дефектологов, и современный формат работы психолого-медико-педагогических комиссий, часто ограничивающихся лишь рекомендацией образовательного маршрута для ребенка, не подкрепленной развернутым заключением, основанным на результатах комплексной диагностики особенностей его развития. Подобный формат работы ПМПК, по мнению некоторых членов Рабочей группы, во многом следует рассматривать как результат ложно истолкованного «бездиагнозного» подхода к определению трудностей развития ребенка с ОВЗ, перекладывающего задачу их распознавания и квалификации на психолого-педагогический консилиум образовательной организации.

В прениях прозвучали также сомнения в необходимости квалифицированной диагностики нарушений интеллектуального развития детей, поскольку право выбора образовательной организации для ребенка законодательно закреплено за его родителями.

Отмечая необходимость поддержки инклюзивного образования как приоритетного направления развития современной образовательной практики, участники встречи подчеркивали актуальность научных исследований, способствующих упорядочению этой практики и созданию условий для удовлетворения особых образовательных потребностей детей с ОВЗ. Диагностические аспекты этой практики, один из которых рассматривался на заседании Рабочей группы, по общему мнению участников, не только не утрачивают своего значения в условиях современной образовательной среды, но приобретают еще большую остроту и актуальность.

В заключение встречи было принято решение о подготовке аналитических предложений, касающихся номинации, содержания понятия ЗПР в структуре иных нарушений развития, его специфики и места в составе различных нарушений, принципах его учета в программах коррекционной работы с детьми.

photo_2023-12-25_10-07-12
photo_2023-12-25_10-07-14
photo_2023-12-25_10-07-15
photo_2023-12-25_10-07-16
photo_2023-12-25_10-07-16 (2)
photo_2023-12-25_10-07-18
Добрый день! Вы можете заказать обратный звонок и мы перезвоним Вам в ближайшее время.
Информационная поддержка
+7 (499) 245-04-52