Неделя «Детство равных возможностей» в Республике Татарстан
13-17 февраля 2023г, г. Казань
День 1. 13 февраля 2023г.
В Казани начались мероприятия региональной «Недели Института коррекционной педагогики «Детство равных возможностей».
События первого дня проходили на площадке Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета в очно-заочном режиме. В церемонии торжественного открытия приняли участие заместитель министра образования и науки РТ Минзалия Закирова, замминистра труда, занятости и социальной защиты РТ Юлия Абдреева, проректор по внешним связям Казанского федерального университета ТимирханАлишев, директор Института психологии и образования Айдар Калимуллин и другие.
В зале присутствовали начальники управлений образования, руководители и педагоги образовательных учреждений, представители министерств РТ.
Открыл мероприятие и поприветствовал его участников Тимирхан Алишев. «У нас будет возможность обсудить текущую ситуацию, в которой мы находимся сегодня, в части вопросов разработки образовательных программ и подготовки педагогических кадров, решений, которые должны быть ориентированы на подготовку этих кадров, повышение их квалификации», - сказал он.
Замминистра труда, занятости и социальной защиты РТ Юлия Абдреева отметила, что вопрос межведомственного взаимодействия министерства с системой образования выходит на первый план.
«В республике ежегодно увеличивается число детей с инвалидностью, в частности, с ментальными отклонениями, когнитивными нарушениями, аутизмом. Как их учить, как общаться с этой категорией детей, какие требования предъявляются специалистам – эти вопросы становятся проблемными», – подчеркнула она.
С докладом о роли КФУ в развитии специального и инклюзивного образования в РТ выступил директор Института психологии и образования КФУ Айдар Калимуллин, о региональном опыте и векторах развития инклюзивного образования в РТ рассказала ректор Института развития образования РТ Людмила Нугуманова.
Директор ИКП Татьяна Александровна Соловьева сделала акцент на стратегических направлениях развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью. «Российская Федерация ориентирована на создание единого образовательного пространства. Именно в эти слова можно заключить основную стратегическую линию Министерства просвещения РФ. Это значит, что вне зависимости от места проживания ребенка для него должны быть созданы равные образовательные условия», – подчеркнула она.
Далее директор ИКП представила участникам мероприятия доклад «Стратегические направления развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью».
В ходе выступления Т.А. Соловьева рассказала о богатой истории и традициях института, итогах 6 ключевых научно-исследовательских проектов, реализуемых сотрудниками ИКП. Она также обратила внимание на итоги работ по подготовке новых учебников и учебных пособий, участие ИКП в разработке АООП и методических материалов. Татьяна Александровна также проинформировала участников о масштабной деятельности ИКП по поддержке образования детей с ОВЗ с использованием дистанционных технологий, о разработанных конструкторах образовательных программ для разных нозологий. Она рассказала о деятельности института в сфере научного просвещения и книгоиздания, важности сбора и использования исторического наследия для поддержания преемственности и развития самой науки, подчеркнула важность распространения просветительских и информационных продуктов в новых, в том числе и видео-, форматах.
Заместитель директора Института Дарья Андреевна Карпова рассказала в своем выступлении о деятельности ИКП в сфере проведенияобщественно значимых мероприятий, развитии проектов по консультированию родителей, в том числе в соцсетях, проинформировала о подведении итогов конкурса по лучшим практикам консультирования, подготовке УМК по предметной области «Технология» и др.
Д.А. Карпова ознакомила участников с возможностями института по обеспечению непрерывного образования специалистов: повышению квалификации, организации профессиональной подготовке, обучении в магистратуре и аспирантуре, стажировок, работой кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики. «Здесь играют особую роль выявленные потребности региона, - сказала она, - и программы разрабатываются именно с учетом пожеланий РОИВ».
Заведующий лабораторией образования и комплексной абилитации детей с аутизмом Мария Михайловна Либлинг ознакомила участников Недели с результатами исследования клинико-психолого-педагогического изучения современных детей с РАС в плане адаптации к школе и в условиях обучения в начальной школе. «Мы хотели посмотреть на это с двух сторон, со стороны родителей и со стороны педагогов», - отметила она. Для этого был разработан специальный диагностический комплекс с анкетами, на основании которого в 19 школах страны были проведены лонгитюдные исследования. В ходе исследования проверялось, в частности, влияние ряда факторов образовательного характера (посещение коррекционных занятий). М.М. Либлинг также проинформировала о разработке и апробации диагностического комплекса (диагностическая карта, протокол, методическое пособие для пользователя), направленного на оценку психоэмоционального развития дошкольников с РАС. Она рассказала о работах по разработке комплексной системы диагностики психоэмоционального развития дошкольников с РАС.
Затем зав. лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития Алла Яковлевна Абкович представила результаты и перспективы научных исследований в сфере образования и психолого-педагогического сопровождения лиц с НОДА. Она охарактеризовала современную популяцию детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и описала основные тенденции развития системы их школьного образования, проанализировав специальные условия в образовательных организациях, реализующих АООП для обучающихся с НОДА.
В докладе «Факторы и условия здоровьесбережения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения в школе» зав. лабораторией технологий и средств психолого-педагогической абилитации ИКП Светланой Борисовной Лазуренко были представлены основные характеристики психолого-педагогической составляющей здоровьесберегающей среды, математическая модель ее структуры, определены основные векторы оптимизации, исходя из проблем образовательных организаций.
Во второй половине дня работа продолжилась в формате научно-методического семинара «Актуальные вопросы общего образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью в соответствии обновлением программно-методического обеспечения» и открытой дискуссии по вопросам научно-методического обеспечения системы общего образования обучающихся с ОВЗ, подходов к преподаванию обязательных учебных дисциплин и коррекционных курсов, результатов разработки и апробации адаптированных программ. Алла Яковлевна Абкович в своем сообщении «Об обновлении федеральных требований к структуре и содержанию программ общего образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью» представила масштабную картину законодательных изменений, обновленных санитарно-гигиенических норм, обновленные санитарно-гигиенические нормы и правила, программно-методическое обеспечение общего образования обучающихся с ОВЗ.
Также в рамках открытой дискуссии выступили М.М. Либлинг, ведущий научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха Е.З. Яхнина, ведущий научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи О.Е. Грибова, заведующий лабораторией образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития Н.В. Бабкина, и.о. заведующего лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями зрения О.Г. Болдинова. Все они также ответили на многочисленные вопросы участников заседания.
В конце дня представили ИКП посетили Центр прецизионной и регенеративной медицины Института фундаментальной медицины и биологии КФУ, где приняли участие в работе «круглого стола» по вопросам диагностических и реабилитационных возможностей этого Центра.
День 2. 14 февраля 2023г.
Во второй день «Недели ИКП в Республике Татарстан «Детство равных возможностей» состоялось открытие Стратегической сессии на площадке Набережночелнинского государственного педагогического университета. Она проходила в формате круглого стола «Проблемы и перспективы развития системы образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья».
Открывая работу сессии, ректор НГПУ Альфинур Галиакберова отметила, что «в Республике Татарстан сложилась уникальная система образования обучающихся с ОВЗ». Она охватывает все ступени, начиная с дошкольных учреждений, а Набережночелнинский университет играет большую роль как в подготовке кадров, так и в организации и проведении научно-исследовательского и методического сопровождения специализированных проектов по обучению и воспитанию детей с ОВЗ. Ректор НГПУ отметила, в частности, достижения института в разработке форм дистанционного и виртуального образования.
Заместитель начальника Управления образования Исполкома г. Набережные Челны Наркиз Кашапов рассказал о работе с детьми с ОВЗ, которая проводится в дошкольных образовательных учреждениях, а также школах города. В свою очередь директор ГБУ «Республиканский центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия» Наталья Ермолаева отметила, что в своей работе специалисты всегда ориентируются на материалы, которые разрабатывает ИКП, и используют достижения научного коллектива в повседневной работе.
Директор ИКП Татьяна Александровна Соловьева выразила благодарность Минобрнауки РТ за возможность «очного разговора» с педагогами, научными сотрудниками региона. Она обратила внимание участников на то, что ИКП, будучи научным учреждением, имеет традиционные многолетние рабочие связи с ведущими вузами страны, а также осуществляет реализацию образовательных программ. Т.А. Соловьева отметила, что в 2022 году институт завершил работу над профессиональным стандартом «педагог-дефектолог». Далее она подробно остановилась на специфике функционала такого педагога в части реализации образовательных программ, сделав особый акцент на роль педагогических вузов в подготовке специалистов соответствующего уровня и компетенций.
В ходе стратегической сессии ее участники заслушали и обсудили ряд выступлений. Большой интерес вызвал доклад доцента кафедры психолого-педагогического и специального дефектологического образования НГПУ Альбины Ганиевой «Взаимодействие школы и вуза - необходимое условие повышения качества специального дефектологического образования». Она рассказала о совместных проектах НГПУ со школами и специализированными центрами города, в том числе проекте «Тьютор», проведении учебных практик студентов на базе коррекционных школ, мастер-классах,
Зав. кафедрой теории и методики начального и дошкольного образования НГПУ Ирина Захарова представила совместную разработку по теме формирования у будущих педагогов компетенций, связанных с сопровождением обучающихся с ОВЗ. Главная цель исследования – проектирование модели программного приложения «Цифровой симулятор педагогической деятельности». Ирина Захарова ознакомила участников сессии с основными элементами проекта и продемонстрировала возможности разработанных модулей. По итогам доклада состоялась оживленная дискуссия, связанная с вариативностью и спецификой разработки данного продукта.
Участники круглого стола также обсудили вопросы взаимоотношений образовательных учреждений и родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, важность системного подхода в реализации общих требований, выстраивания партнерских отношений с родительскими организациями, необходимых для выстраивания единого образовательного пространства. Зав. лабораторией образования и комплексной абилитации детей с аутизмом ИКП Мария Михайловна Либлинг обратила также внимание на необходимость единых подходов в понимании «ресурсных классов» и подготовку дошкольников к адаптации в школе.
Далее участники «круглого стола» посетили ряд образовательных учреждений Набережных Челнов, в том числе школу «Омет» №86 и школу №88 для детей с ОВЗ, а также школу №68, где ознакомились с региональным опытом обучения и сопровождения детей с ОВЗ.
Напомним, что Неделя Института коррекционной педагогики в Республике Татарстан «Детство равных возможностей» начала свою работу вчера, 13 февраля. В ходе первого дня Недели было подписано Соглашение о сотрудничестве между Министерством образования и науки РТ и ИКП.
День 3. 15 февраля 2023г.
На площадке Казанского (Приволжского) федерального университета состоялось открытие мероприятий третьего дня Недели ИКП в Республике Татарстан «детство равных возможностей». В своем обращении к его участникам начальник управления общего образования Минобрнауки РТ Татьяна Алексеева отметила необходимость выстраивания правильного взаимодействия не только с детьми с ОВЗ, но и с их родителями, «для создания условий комфортного сопровождения таких детей». Она также призвала участников сессии к активному взаимодействию и обмену опытом. «Союз с ИКП важен для педагогического сообщества республики потому, что именно этот институт вносит изменения в федеральные образовательные адаптированные программы, в том числе на уровне дошкольного образовательного учреждения», - подчеркнула она. В свою очередь сотрудникам ИКП будет интересен опыт РТ в создании консультационных центров для родителей, заявила Татьяна Алексеева.
Программа третьего дня предусматривала работу в формате профессионально-экспертных сессий, которые проходили в стенах детского сада КФУ для детей с расстройством аутистического спектра «Мы вместе», казанских школ-интернатов №7 и 76 для детей с ОВЗ, СОШ №86 с углубленным изучением отдельных предметов.
В ходе работы сессии «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с РАС» представители КФУ и образовательных учреждений ознакомили ее участников с накопленным опытом и достижениями по сопровождению ребенка с РАС. Заведующий специализированным д/с КФУ «Мы вместе» Эльвира Садретдинова ознакомила с региональной моделью комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с РАС в детском саду. Особое внимание она уделила коррекционно-образовательным технологиям, основным направлениям деятельности учителя-логопеда и учителя-дефектолога, а также познакомила с содержанием 5 проектов по работе с родителями.
Доцент кафедры психологии и педагогики специального образования Института психологии и образования КФУ Ирина Нигматуллина рассказала о разработке, полученном опыте и перспективах использования научно обоснованной модели сопровождения ребенка с РАС. Она также проинформировала об основном содержании региональной Концепции сопровождения людей с РАС и другими ментальными нарушениями (до 2026 г.), основных задачах и путях их решения.
Заведующий д/с №189 Марина Шайдуллина рассказала об особенностях сопровождения детей с РАС в условиях дошкольного инклюзивного образования. Она также показала модели включения ребенка с РАС, используемые специалистами этого дошкольного учреждения.
Об использовании коррекционных технологий и методов в комплексной помощи ребенку с РАС в условиях ДОУ рассказала заведующий д/с №109 Венера Комкова. А директор СОШ №86 Гульназ Галеева презентовала модель ресурсного класса для организации инклюзивного образования детей с РАС.
В свою очередь зав. лабораторией образования и комплексной абилитации детей с аутизмом ИКП Мария Михайловна Либлинг ознакомила участников сессии с инновационными разработкам института в области диагностики и организации образования детей с РАС. Она отметила, что для педагогов РТ будет полезным двустороннее взаимодействие, «поскольку все исследования ИКП практикоориентированы и каждое из них имеет на выходе полезный продукт». М.М. Либлинг рассказала о разработанных сотрудниками института диагностических комплексах (по оценке психоэмоционального развития дошкольников, оценке предметных и личностных достижений обучающихся, базе данных с видеоприложениями). Также она познакомила участников сессии с концепцией ресурсного класса для детей с ОВЗ и презентовала новейшие учебные, методические и учебно-методические пособия, подготовленные сотрудниками лаборатории, в заключение ответив на многочисленные вопросы аудитории.
Затем научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом ИКП Оксана Петровна Суетина выступила с сообщением «Модель организации психолого-педагогического сопровождения детей с РАС в дошкольной образовательной организации». Она рассказала о принципах семейно-ориентированной модели помощи, об эмоционально-смысловом подходе (ЭСП), привела пример реализации модели в ДОО, персонализированном подходе к разработке коррекционно-развивающего маршрута, игровом методе коррекции РАС, осветила специфику командной работы специалистов и многое другое.
Во второй половине дня М.М. Либлинг и О.П. Суетина провели семинар для специалистов, в рамках которого рассказали о специфике организации и реализации процесса психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с РАС. Они сделали особый акцент на содержание коррекционно-развивающих занятий, особенности ЭСП, его возможности в работе с дошкольниками, формирование учебного поведения дошкольника, организации учебного пространства, отдельных стадий учебного процесса и т.д.
Параллельно на других площадках Недели проходили мастер-классы, индивидуальные занятия, тренинги, круглые столы. Также в школе-интернате №7 для детей с ОВЗ состоялась открытая дискуссия на тему «Обсуждение актуальных вопросов по реализации национального проекта «Образование» федерального проекта «Современная школа» по поддержке образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». В завершение третьего дня участники Недели ознакомились с опытом реализации проекта «Ресурсный класс» на базе СОШ №86 с углубленным изучением отдельных предметов Советского района г. Казани.
День 4. 16 февраля 2023г.
Недели Института коррекционной педагогики в Республике Татарстан «Детство равных возможностей» проходил сразу на нескольких площадках.
В Институте развития образования РТ состоялась профессионально-экспертная сессия «Актуальные вопросы организации образования обучающихся с ОВЗ в Республике Татарстан». Здесь обсуждались современные подходы к психолого-педагогическому обследованию ребенка, актуальные вопросы деятельность ПМПК и ППк в части определения оптимального образовательного маршрута обучающегося с ОВЗ, деятельность ППМС-центров, проходил оживленный обмен опытом. Был широко представлен опыт региона в вопросах оказания ранней помощи детям с РАС, организации и деятельности стажировочных площадок ИРО в комплексном сопровождении детей с ОВЗ.
Представители ИКП ознакомили участников сессии с результатами научных исследований института, проводимых по трем направлениям. Так, и.о. заведующего лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями зрения О.Г. Болдинова рассказала об основных результатах клинико-психолого-педагогического исследования ребенка с нарушениями зрения. Она представила анализ данных исследования компенсаторных способов действия, произвольного поведения, уровня личностного развития ребенка с нарушением зрения.
Заведующий лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи ИКП Е.Л. Ворошилова рассказала о методических подходах к организации логопедической скрининг-диагностики на основе дискурсивного подхода и системного анализа, предложив практические рекомендации по организации такого скрининга. А заведующий лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с НОДА и МНР А.Я. Абкович представила особенности диагностического инструментария и оценки результатов диагностики в организации обследования детей с комплексными нарушениями развития на ПМПК.
Работа сессии «Консультирование и сопровождения семьи особого ребенка» проходила на площадке Казанского инновационного университета им.В.Г. Тимирясова. На ней обсуждался опыт региона в вопросах организации помощи родителям, воспитывающим ребенка с ОВЗ. В частности, начальник управления общего образования Минобрнауки РТ Т.Г. Алексеева рассказала о мероприятиях по созданию консультационных центров в республике, заведующая МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №16» г. Казани Е.В. Шайдуллина проинформировала об особенностях работы консультационного семейного центра, а президент Ассоциации кадрового менеджмента А.С. Ганеева – о непрерывном сопровождении лиц с инвалидность в трудовой занятости.
В свою очередь, заместитель директора ИКП Д.А. Карпова рассказала о консультативной деятельности института в рамках ФП «Современная школа». Она продемонстрировала возможности портала «Растимдетей.рф» в вопросах помощи родителям, рассказала о «Горячей линии», проектах «Родительские недели», «Важные встречи» и других открытых для родительского сообщества страны инициативах и продуктах института.. Затем научный сотрудник лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи института А.В. Павлова выступила с сообщением на тему «Дистанционное консультирование семьи ребенка с ОВЗ: опыт ИКП», сделав особый акцент на структуру и задачи дистанционного приема и консультирования.
Во второй половине дня представители ИКП провели ряд встреч с родительской общественностью, в том числе с руководителями автономных некоммерческих организаций, работающих с детьми с нарушениями слуха, ментальными нарушениями, детьми с РАС.
В завершение четвертого дня Недели ИКП в Республике Татарстан ведущие ученые ИКП выступили с публичными лекциями. Так, Е.Л. Ворошилова прочла лекцию «Современные представления о формировании речемыслительной деятельности в развитии ребенка», а доктор психологических наук О.С. Никольская выступила с лекцией «Понимание растройств аутистического спектра с позиций отечественной дефектологии: логика дизонтогенеза и основы коррекционной помощи».
День 5. 17 февраля 2023г.
Мероприятия в Республике Татарстан «Детство равных возможностей» проходили сразу на нескольких площадках. Дискуссии, знакомство с практическим опытом региона в сфере профориентации, в т.ч. получении профессиональных компетенций Национального чемпионата «Абилимпикс», подготовки кадров, вопросы инклюзивного образования состоялись в Республиканской библиотеке для слепых и слабовидящих, Учебно-реабилитационном центре и мечети «Ярдэм», Университете управления ТИСБИ. В качестве ключевых спикеров в них приняли участие представители более 10 средних и высших учебных заведений, АНО г. Казани.
Основные мероприятия происходили на площадке Университета управления «ТИСБИ». Первый блок дискуссионной площадки «Модели взаимодействия и непрерывного развития инклюзивного образования в Республике Татарстан» был посвящен презентации регионального опыта. Участникам дискуссии были представлены 5 профессиональных компетенций Национального чемпионата «Абилимпикс», специализированная аудитория для обучения ребят с нарушением слуха, проведен показ занятия по адаптивной физкультуре.
Работа продолжилась на второй площадке, посвященной проблемам непрерывного образования специалистов, работающих с обучающимися с ОВЗ. Здесь основное внимание было сосредоточено вокруг выступлений научных сотрудников ИКП. И.о. заведующего лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями зрения О.Г. Болдинова рассказала об алгоритме решения проблемы дефицита педагогических кадров при реализации программ специального (дефектологического) образования. А заведующий лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи ИКП Е.Л. Ворошилова посвятила свое выступление проблеме персонификации допобразования специалистов, сопровождающих детей с ОВЗ и их семьи. Она рассказала о практике проектирования персонифицированного образовательного процесса повышения квалификации и переподготовки педагогов, о специфике различных персонифицированных маршрутов.
Затем состоялось интенсивное знакомство с региональным опытом. Были представлены модели взаимодействия и непрерывного развития инклюзивного образования в высшей школе, модель развития инклюзивного образования в Институте культуры, в среднем профессиональном образовании. Обсуждались вопросы подготовки кадров в области адаптивной физкультуры и ее развития среди детей с инвалидностью, отношение работодателей к трудоустройству детей с инвалидностью.
Подводя итоги Недели ИКП в Республике Татарстан «Детство равных возможностей», начальник управления общего образования Минобрнауки РТ Т.Г. Алексеева подчеркнула, что это была замечательная возможность обменяться профессиональными мнениями, получить уникальные знания и материалы от сотрудников ИКП, в то же время показав им всю палитру достижений в сфере обучения и сопровождения детей с ОВЗ, имеющихся в регионе. «Самое главное – это масса полученных положительных откликов на это событие от педагогов республики», - сказала она. Татьяна Алексеева также озвучила перечень возможных направлений сотрудничества между РТ и ИКП, предложив несколько конкретных проектов, направленных на более тесное практическое взаимодействие, разработку диагностического инструментария, создание общероссийской методической сети и др.