15 февраля на площадке Казанского (Приволжского) федерального университета состоялось открытие мероприятий третьего дня Недели ИКП в Республике Татарстан «детство равных возможностей». В своем обращении к его участникам начальник управления общего образования Минобрнауки РТ Татьяна Алексеева отметила необходимость выстраивания правильного взаимодействия не только с детьми с ОВЗ, но и с их родителями, «для создания условий комфортного сопровождения таких детей». Она также призвала участников сессии к активному взаимодействию и обмену опытом. «Союз с ИКП важен для педагогического сообщества республики потому, что именно этот институт вносит изменения в федеральные образовательные адаптированные программы, в том числе на уровне дошкольного образовательного учреждения», - подчеркнула она. В свою очередь сотрудникам ИКП будет интересен опыт РТ в создании консультационных центров для родителей, заявила Татьяна Алексеева.
Программа третьего дня предусматривала работу в формате профессионально-экспертных сессий, которые проходили в стенах детского сада КФУ для детей с расстройством аутистического спектра «Мы вместе», казанских школ-интернатов №7 и 76 для детей с ОВЗ, СОШ №86 с углубленным изучением отдельных предметов.
В ходе работы сессии «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с РАС» представители КФУ и образовательных учреждений ознакомили ее участников с накопленным опытом и достижениями по сопровождению ребенка с РАС. Заведующий специализированным д/с КФУ «Мы вместе» Эльвира Садретдинова ознакомила с региональной моделью комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с РАС в детском саду. Особое внимание она уделила коррекционно-образовательным технологиям, основным направлениям деятельности учителя-логопеда и учителя-дефектолога, а также познакомила с содержанием 5 проектов по работе с родителями.
Доцент кафедры психологии и педагогики специального образования Института психологии и образования КФУ Ирина Нигматуллина рассказала о разработке, полученном опыте и перспективах использования научно обоснованной модели сопровождения ребенка с РАС. Она также проинформировала об основном содержании региональной Концепции сопровождения людей с РАС и другими ментальными нарушениями (до 2026 г.), основных задачах и путях их решения.
Заведующий д/с №189 Марина Шайдуллина рассказала об особенностях сопровождения детей с РАС в условиях дошкольного инклюзивного образования. Она также показала модели включения ребенка с РАС, используемые специалистами этого дошкольного учреждения.
Об использовании коррекционных технологий и методов в комплексной помощи ребенку с РАС в условиях ДОУ рассказала заведующий д/с №109 Венера Комкова. А директор СОШ №86 Гульназ Галеева презентовала модель ресурсного класса для организации инклюзивного образования детей с РАС.
В свою очередь зав. лабораторией образования и комплексной абилитации детей с аутизмом ИКП Мария Михайловна Либлинг ознакомила участников сессии с инновационными разработкам института в области диагностики и организации образования детей с РАС. Она отметила, что для педагогов РТ будет полезным двустороннее взаимодействие, «поскольку все исследования ИКП практикоориентированы и каждое из них имеет на выходе полезный продукт». М.М. Либлинг рассказала о разработанных сотрудниками института диагностических комплексах (по оценке психоэмоционального развития дошкольников, оценке предметных и личностных достижений обучающихся, базе данных с видеоприложениями). Также она познакомила участников сессии с концепцией ресурсного класса для детей с ОВЗ и презентовала новейшие учебные, методические и учебно-методические пособия, подготовленные сотрудниками лаборатории, в заключение ответив на многочисленные вопросы аудитории.
Затем научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом ИКП Оксана Петровна Суетина выступила с сообщением «Модель организации психолого-педагогического сопровождения детей с РАС в дошкольной образовательной организации». Она рассказала о принципах семейно-ориентированной модели помощи, об эмоционально-смысловом подходе (ЭСП), привела пример реализации модели в ДОО, персонализированном подходе к разработке коррекционно-развивающего маршрута, игровом методе коррекции РАС, осветила специфику командной работы специалистов и многое другое.
Во второй половине дня М.М. Либлинг и О.П. Суетина провели семинар для специалистов, в рамках которого рассказали о специфике организации и реализации процесса психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с РАС. Они сделали особый акцент на содержание коррекционно-развивающих занятий, особенности ЭСП, его возможности в работе с дошкольниками, формирование учебного поведения дошкольника, организации учебного пространства, отдельных стадий учебного процесса и т.д.
Параллельно на других площадках Недели проходили мастер-классы, индивидуальные занятия, тренинги, круглые столы. Также в школе-интернате №7 для детей с ОВЗ состоялась открытая дискуссия на тему «Обсуждение актуальных вопросов по реализации национального проекта «Образование» федерального проекта «Современная школа» по поддержке образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». В завершение третьего дня участники Недели ознакомились с опытом реализации проекта «Ресурсный класс» на базе СОШ №86 с углубленным изучением отдельных предметов Советского района г. Казани.