Варианты образовательных маршрутов умственно отсталых обучающихся

Образовательные маршруты определяются психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), исходя из соматических, физических особенностей развития детей и доступных им умений в коммуникации, познании окружающего мира, уровня передвижения. При этом учитываются социальные условия воспитания в семье, территориальное расположение образовательной организации от места жительства ребенка.

Детям первого варианта развития показано следующее: специальные образовательные условия для детей с нарушением интеллекта (обучение по АООП - вариант 1). Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий. Направления коррекционной работы в образовательной организации: занятия с учителем-дефектологом, с учителем-логопедом.

Детям второго варианта развития: специальные образовательные условия обучения для детей с нарушением интеллекта (по АООП- вариант 1). Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий.

Направления коррекционной работы в образовательной организации: занятия с учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом.

Детям третьего варианта развития: специальные образовательные условия обучения для детей с нарушением интеллекта (по АООП- вариант 2/СИПР). Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий.

Направления коррекционной работы в образовательной организации: занятия с учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом.

Детям четвертого варианта развития: специальные образовательные условия в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка. Проведение индивидуальных коррекционных занятий по СИПР и ИПР.

Выбор образовательного маршрута осуществляют органы управления образования с согласия родителей и на основе заключения (рекомендации) психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Для изменения образовательного маршрута необходимы рекомендации ПМПК на основе повторного обследования обучающегося с учетом рекомендаций консилиума (ПМПк) образовательной организации, специалисты которой контролируют динамику и результативность обучения и психолого-педагогического сопровождения ребенка.

Выбор образовательного маршрута осуществляется поэтапно:

  1. Уточняется структура нарушений и определяется ведущее нарушение.
  2. Проводится психолого-педагогическое обследование уровня познавательных, социальных и физических умений ребенка с учетом возраста (ориентир – предметные области школьного образования - язык и речевая практика, математика, естествознание, искусство, технология, физическое развитие).
  3. На основании первичных данных (анамнеза, истории развития, обследования ребенка специалистами ПМПК) обследований (п.1) определяются условия и программа обучения.
  4. На основании данных педагогического обследования (п.2) определяется вариант образовательной программы (АООП 1, АООП 2/СИПР / ИПР).

Основные образовательные задачи направлены на раскрытие у детей потенциала развития в условиях обучения, обеспечение успешности в освоении программного материала. Правильный выбор учителем методов и приемов коррекционной работы позволяет максимально эффективно для каждого умственно отсталого ребенка преодолевать и/или ослаблять имеющиеся недостатки в психическом и физическом развитии. Организация разнообразных форм обучения (индивидуальных и групповых занятий с детьми (коррекционно – развивающих, логопедических, ритмики), а также психологическое и социально-педагогическое сопровождение каждого ученика во внеурочной деятельности расширяет возможности социализации.

Для понимания роли коррекционного воздействия в развитии каждого обучающегося практики решают главный вопрос образования: как определить содержание коррекционных занятий с ребенком, чтобы обучение «повело» за собой развитие, позволило скомпенсировать его отклонения и трудности, обусловленные структурой нарушений.