Особые образовательные потребности детей с умственной отсталостью
Особые образовательные потребности умственно отсталых детей могут быть реализованы только в специальных условиях коррекционного обучения. С учетом доступных ребенку средств коммуникации, передвижения и познания окружающего мира он может развиваться и овладевать жизненно-значимыми умениями.
Особые образовательные потребности всех умственно отсталых детей:
- здоровьесберегающая организация жизни и соблюдение охранительного режима дня: оптимальное комплектование классов, посильные требования к усвоению детьми материала; правильное чередование различных видов деятельности (игра, учение, труд и др.), медикаментозное сопровождение в процессе обучающих нагрузок. Соблюдение этих требований и использование необходимых психолого-педагогических средств и приемов способствует укреплению нервной системы обучающихся и ограждает их от переутомления;
- применение специального содержания программного обучения и воспитания, направленного на активизацию познавательного развития, усвоение социализирующих процессов - знаковых и символических систем как основ «очеловечивания» психики,
- использование в обучении специальных методов и приемов для освоения программного материала и овладения нормами поведения в коллективе сверстников,
- организация специальной дидактической среды и материально-технических средств обучения,
- коррекция высших психических функций и предупреждение вторичных отклонений в развитии.
Специфика особых образовательных потребностей детей первого варианта развития:
- создание условий для совершенствования средств коммуникации в различных жизненных ситуациях, активизация речевых высказываний для закрепления и обобщения собственного опыта действий (развитие словесной регуляции действий),
- реализация социальных форм поведения в совместной деятельности со сверстниками,
- развитие и реализация индивидуальных способностей в разных сферах деятельности (в музыке, в танцах, в спорте и т. д.),
- трудовое воспитание как средство коррекции отклонений в познавательном развитии и подготовка их к профессиональному труду.
Специфика особых образовательных потребностей детей второго варианта развития:
- создание условий для активизации и формирования доступных детям средств общения (невербальных и вербальных, альтернативных), социальных ориентиров на сверстника через знакомого взрослого, способов познания к обучению в ситуациях взаимодействия, близких к жизненному опыту ребенка,
- проявление самостоятельности в самообслуживании и социальных форм поведения в разных ситуациях,
- развитие и реализация положительного отношения к общественному труду.
Специфика особых образовательных потребностей детей третьего варианта развития:
- создание педагогических условий для овладения доступными средствами коммуникации и поддержки потребности в общении со знакомым (близким) взрослым: экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд «глаза в глаза», жесты и т. д.), предметно-действенные (протягивание взрослому различных предметов, карточек и т. д.),
- формирование социальных ориентиров на знакомого взрослого;
- активизация эмоционально-положительного сенсомоторного потенциала,
- овладение элементарными навыками самообслуживания в процессе приема пищи, соблюдения гигиенических норм (опрятность),
- поддержка психофизического здоровья специальными техническими средствами (ТСР) реабилитации, медицинское сопровождение и уход.
Специфика особых образовательных потребностей детей четвертого варианта развития:
- создание педагогических условий для проявления эмоционально-положительных ответов и формирования ориентировочных реакций в процессе взаимодействия со знакомым взрослым;
- активизация чувствительности и моторно-двигательного потенциала,
- формирование дифференцированной ориентировки на зрительные, слуховые, кинестетические, тактильные, обонятельные стимулы и вкусовые ощущения;
- овладение элементарными действиями с предметами и навыками самообслуживания в процессе приема пищи,
- поддержка психофизического здоровья лечебно-физическими мероприятиями и специальными техническими средствами (ТСР) реабилитации, медицинское сопровождение и уход.
При коррекционном обучении эти дети могут проявлять коммуникативные умения, приобретая первичный опыт практических действий в быту и самообслуживании.