30 июня - 1 июля в г. Екатеринбурге прошел Всероссийский форум «Социальный кластер». Организаторы мероприятия: Дирекция Всероссийского форума «Педагоги России: инновации в образовании», Агентство стратегических инициатив, Общественная палата Российской Федерации. Форум собрал более 80 руководителей сферы образования от субъектов РФ. Местом проведения столь масштабного мероприятия стал Центр помощи и поддержки гражданских инициатив «Особые люди», который начал функционировать в Екатеринбурге год назад.
Основной темой Форума было обсуждение современных возможностей образования детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и векторов развития новых социальных инициатив. В рамках Форума работа осуществлялась по нескольким темам: социальные инициативы, социальные проекты и социальная франшиза. По мнению Вероники Пиджаковой, члена рабочей группы по поддержке семьи и детства Общественной палаты Свердловской области, наибольшую заинтересованность участников вызывала тема инклюзивного образования. Отрадно, что сегодня появилась возможность представить позицию Российской Академии образования и ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» в отношении современных моделей организации образования детей с РАС, отметила она. Ее изложил Игорь Анатольевич Костин, доктор психологический наук, ведущий сотрудник ФГБНУ ИКП РАО, выступивший с докладом «Построение образовательного маршрута, особые образовательные потребности младших школьников с РАС и их реализации». Игорь Анатольевич изложил общие положения и подходы к организации условий для социальной адаптации лиц с расстройствами аутистического спектра, после чего сделал особый акцент на алгоритмах выбора и реализации образовательного маршрута ребёнка с РАС.
«Выбор образовательного маршрута для ребёнка с РАС - это очень непростая задача, которая не решается сразу. В большинстве случаев специалистам следует осуществлять мониторинг развития, результатов обучения и социализации детей с РАС, и, исходя из анализа полученных данных, вносить изменения в образовательный маршрут, уточнять содержание и форму организации обучения. Динамика адаптации и успехов ребёнка не всегда могут быть спрогнозированы заранее, именно поэтому необходима регулярная комплексная диагностика, что позволит вовремя оценить эффективность профессиональных усилий и принять необходимые меры для улучшения ситуации, в случае если ожидаемые цели не достигнуты»,- отметил И.М. Костин. Основываясь на многолетнем опыте, он указал на несоответствие индивидуальной формы обучения, в том числе надомного, особым образовательным потребностям ребёнка с РАС, т.к. в этом случае не удается обеспечить такому ребенку разнообразие межличностного взаимодействия, он не может накопить положительный опыт общения и сформировать конструктивные модели коммуникации в естественной социальной среде.
Ещё один немаловажный принцип построения образовательных маршрутов - опора на «сильные стороны» ребёнка с РАС. «Опора на специальные интересы детей, те области, в которых у них накоплены большие объемы информации - база для повышения мотивации и формирования учебной деятельности», подчеркнул он. Участники мероприятия высказали слова благодарности организаторам Форума и Игорю Анатольевичу лично за ценную информацию и знания, которыми он поделился в ходе выступления. «Очень надеемся, что площадка Центра поддержи гражданских инициатив станет одной из опорных площадок РАО в сфере инклюзивного образования на территории Свердловской области», - заявила Вероника Пиджакова.
Справочно: Проект «Социальный кластер» - это общественная инициатива по улучшению качества жизни людей, состоящая из двух площадок. Проект объединяет усилия НКО, бизнеса, социального предпринимательства, органов власти по решению социальных проблем конкретных территорий и реализуется при личном участии Генерального директора Агентства стратегических инициатив по поручению Президента РФ.