Рекомендуемая литература

  1. Абкович А.Я. К вопросу об оценке сферы жизненной компетенции обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Дефектология. 2021. № 3. С. 37-48.
  2. Ак­ту­аль­ные про­бле­мы меж­дис­ци­пли­нар­но­го под­хо­да к этап­ной ком­плекс­ной ре­а­би­ли­та­ции де­тей с це­ре­браль­ным па­ра­ли­чом : ма­те­ри­а­лы на­уч­но-практ. се­ми­на­ра с меж­ду­нар. уча­сти­ем, 28–29 мар­та 2013 г. / Де­пар­та­мент об­ра­зо­ва­ния г. Моск­вы, Гос. бюд­жет. об­ра­зо­ват. учре­жде­ние высш. проф. об­ра­зо­ва­ния г. Моск­вы " Моск. гор. пед. ун-т", Ин-и спец. об­ра­зо­ва­ния и ком­плекс. ре­а­би­ли­та­ции ; [сост.: О. Г. При­ходь­ко, А. А. Гу­сей­но­ва, О. В. Ти­то­ва, Е. В. Уша­ко­ва]. – М.: МГПУ, 2013. – 211 с.
  3. Гусейнова А.А. Включение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в инклюзивное пространство. В сборнике: Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность. Материалы V Международной научно-практической конференции. Главный редактор С.В. Алехина. 2019. С. 88-92.
  4. Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические материалы для специалистов сопровождения: учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, тьюторов и социальных педагогов образовательных организаций (серия: «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях») / О.Г. Приходько и др. – М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 102 с
  5. Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья / Под ред. И.Ю. Левченко, И.В. Евтушенко, И.А. Никольской. – М.: Национальный книжный центр, 2013. – 336 с. (серия «Инклюзивное образование»).
  6. Кроткова А.В., Сатари В.В. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Учебное пособие. ФГОС ОВЗ. –М.: Просвещение, 2019.–48 с.
  7. Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Гусейнова А.А. Детский церебральный паралич: Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками. – М.: Книголюб, 2008. – 176с.
  8. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пос. для студ. сред. пед. учеб. заведений. М: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.
  9. Левченко И.Ю., Ткачева В.В., Приходько О.Г., Гусейнова А.А. Детский церебральный паралич. Дошкольный возраст: Метод. пособие. – М.: Изд. Дом «Образование Плюс», 2008. – 198с.
  10. Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Гусейнова А.А. ФГОС обучающихся с ОВЗ: обучение и воспитание детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М.: Национальный книжный центр, 2018. 160 с.
  11. Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Гусейнова А.А., Мануйлова В.В. Инклюзивное образование: специальные условия включения обучающихся с ОВЗ в образовательное пространство: Учебное пособие. М.: Национальный книжный центр, 2018. 112 с.
  12. Левченко И. Ю., Гусейнова А. А., Гольцов А.В. Дифференцированный подход к содержанию занятий адаптивной физической культурой с обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата. //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2021. № 1. С. 20-25.
  13. Левченко И.Ю., Абкович А.Я. Вариативность особых образовательных потребностей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата как основа проектирования специальных условий обучения // Дефектология. 2017. № 2. С. 14–21.
  14. Левченко И.Ю., Гусейнова А.А. К проблеме стандартизации специальных условий образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Стандарты и мониторинг в образовании. 2016. Т. 4. № 4. С. 45–49.
  15. Педагогика инклюзивного образования. Богданова Т.Г., Гусейнова А.А., Назарова Н.М. Учебник / Под редакцией Н.М. Назаровой. Москва, 2016. Сер. Высшее образование: Бакалавриат
  16. Приходько О.Г. Педагогические системы обучения и воспитания людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Специальная педагогика: в 3 т.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений // под ред. Н.М. Назаровой. – Т.3 : Педагогические системы специального образования / Н.М. Назарова, Л.И. Аксенова, Л.В. Андреева и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 400 с.
  17. Приходько О.Г., Левченко И.Ю., Титова О.В., Гусейнова А.А. Организационно-методические условия получения основного общего образования обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2019. № 8. С. 34-40.
  18. Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. Учебно-методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 160с.
  19. Титова О.В., Абкович А.Я. Специфика реализации программ основного общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2020. № 8. С. 48-56.
  20. ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ (утвержден Приказом от 19 декабря 2014г. № 1598)

 

 

Справка по терминологии

В методических рекомендациях в целях следования стилистическим нормам русского языка и избегания речевых повторов для обозначения понятий, закрепленных в нормативно-правовых документах, могут употребляться следующие синонимичные  слова и словосочетания:

Обучающийся – ребенок, подросток, учащийся, школьник, ученик;

Нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА) – двигательные нарушения, моторные нарушения;

Уровень начального общего образования – начальная школа, начальные классы;

Уровень основного общего образования – основная школа;

Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий – дистанционное обучение, проведение дистанционных уроков.

 

Приложение 1

Примерный перечень специального оборудования для обучающихся и воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата

 

  1. Средства передвижения:

- кресло-каталка;

- каталка-кроватка;

- ходунки, трости, опоры;

- подъемники для пересаживания;

- микроавтобус, оснащенный оборудованием для инвалидных колясок

и др.

  1. Средства, облегчающие самообслуживание:

- специальная посуда и столовые приборы (тарелки с фиксаторами, чашки, ложки);

- приспособления для одевания / раздевания (для застегивания пуговиц и др.)

  1. Ортопедические приспособления
  2. Специальное оборудование для обучения и коррекционной работы:

- ручки и карандаши со специальными держателями,

- утяжелители для рук,

- мягкие маты,

- специальные игрушки, отвечающие особенностям детей и санитарно-гигиеническим требованиям;

- тренажеры для развития манипулятивных функций рук и др.

 

Приложение 2

Специальное оборудование для работы на компьютере для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

 

Одна из основных проблем при обучении детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата связана с трудностью использования ими стандартной клавиатуры и мыши. Эта проблема решается с помощью индивидуально подобранного специального компьютерного оборудования.

 

Специальные клавиатуры (рис. 1-3)

 

 

 

 

 

Рис. 1 Клавиатура с увеличенным размером клавиш

 

 

 

 

 

 

Рис. 2  Клавиатура с увеличенным размером клавиш и специальной накладкой для ограничения нажатия двух соседних клавиш

 

 

 

 

 

 

Рис. 3  Виртуальная клавиатура, встроенная в систему MAC

Возможны также другие варианты альтернативных клавиатур:

  1. увеличенные клавиатуры с уменьшенным количеством кнопок и увеличенным их размером, что способствует облегчению выбора и точности движений;
  2. уменьшенные клавиатуры с небольшими по размеру и близко расположенными кнопками клавиатуры;
  3. сенсорные клавиатуры, которые имеют специальную, чувствительную к нажатиям и прикосновениям поверхность, поделенную на программируемые области;
  4. виртуальные клавиатуры, воспроизведённые на экране монитора и управляемые с помощью мыши или технологии просмотра.

 

Специальные мыши: специальная мышь-роллер (рис. 4)  или специальная мышь-джойстик (рис. 5).

 

 

 

 

 

 

 

Специальные выносные кнопки (рис. 6).

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 6 Специальная мышь-роллер с подключенными с выносными кнопками