Введение

В условиях модернизации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья различных нозологических групп особую актуальность приобретает проблема выявления и описания особых образовательных потребностей и создания специальных дифференцированных условий для получения образования детьми с нарушениями зрения.

Многолетними исследованиями (М.И. Земцова, Л.И. Солнцева, Л.И. Плаксина, Д.М. Маллаев, В.З. Денискина, Б.К. Тупоногов, Л.В. Фомичева и Л.А. Дружинина др.) доказано, что дети с нарушениями зрения испытывают ряд специфических трудностей в социальной адаптации, жизненной и профессиональной самореализации и вхождении в социум. Преодоление этих трудностей может быть обеспечено средствами преемственной коррекционно-реабилитационно-образовательной деятельности на каждом из уровней образования, начиная с дошкольного. С этой целью на каждом уровне необходимо создавать дифференцированные специальные условия с учетом клинико-психолого-педагогических особенностей и особых образовательных потребностей различных групп обучающихся с нарушениями зрения.

На сегодняшний день, этой проблеме уделяется значительное внимание в примерных адаптированных основных образовательных программах дошкольного образования для детей с нарушениями зрения, примерных основных общеобразовательных программах начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения, а также в проектах примерных адаптированных основных общеобразовательных программ основного общего образования для обучающихся с нарушениями зрения. Вопросы создания специальных условий для слепых и слабовидящих обучающихся регламентируются Приказом Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Целью настоящих методических рекомендаций является описание и анализ системы оптимальных специальных дифференцированных условий для получения образования обучающимися, имеющими нарушения зрения, на различных уровнях образования, создаваемых с учетом специфики их особых образовательных потребностей.

Данные методические рекомендации разработаны с учетом особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями зрения, получающих образование на уровнях дошкольного, начального общего и основного общего образования. Получение образования детьми с нарушениями зрения на различных уровнях предполагает обязательное создание дифференцированных условий комплексного психолого-педагогического сопровождения, организации специальной образовательной среды, использования специальных методов и приемов обучения и воспитания, оценки образовательных достижений.

В данном пособии не рассматриваются вопросы создания специальных условий для детей с сочетанными нарушениями зрения и интеллекта, так как для них не предусматривается получение уровневого образования.

Методические рекомендации предназначены для широкого круга специалистов:

  1. для педагогов дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций и отдельных образовательных организаций, в которых получают образование дети с нарушениями зрения;
  2. для учителей-дефектологов (тифлопедагогов), учителей-логопедов, педагогов-психологов, реализующих комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями зрения различных возрастных групп;
  3. для студентов бакалавриата, специалитета и магистратуры, обучающихся по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование)», специальность «Тифлопедагогика».