1. ПУТЬ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДАУНА К ОРГАНИЗАЦИИ КВАРТИРНИКА

     

    Квартирник – это уникальная форма организации детско-родительской группы, созданной по инициативе родителей. Он поддерживается за счет стабильного состава участников, активных и инициативных семей. Высокая активность участников обеспечивается собственной мотивацией, и желанием общаться в комфортной и уютной обстановке, организованной в квартире,  доме или на приусадебном участке.

    Участниками группы являются семьи (в среднем 4-5 семей), воспитывающие детей с ОВЗ:  родители детей с ОВЗ; братья и сестры (по желанию); другие близкие родственники (по желанию).

    Группа организует встречи для эмоциональной поддержки участников, помощи в развитии детей с ОВЗ. Для развития коммуникации, формирования дружеских связей и навыков общения, решения конфликтов между детьми; социализации – знакомства с окружающим миром; развития эмоционально-волевой сферы: умения действовать по правилу, развития произвольности в деятельности.

    Данная форма, с одной стороны, позволяет родителям делиться опытом воспитания ребенка, помогать и поддерживать те семьи, которые в такой помощи нуждаются, а, с другой стороны, – способствует социализации детей дошкольного возраста.

    Имеются технологии создания родительских групп или сообществ по инициативе специалистов, под какой-то конкретный проект [2, 4]. Иногда такие группы создаются в целях обучения детей, когда есть нехватка специалистов.

    Но в случае организации квартирника все иначе. Специально сформировать такое сообщество стороннему человеку, специалисту не возможно. Это родители - единомышленники, которые прошли этапы поддержки в службе ранней помощи: консультации на дому (визитирование – в раннем возрасте); группы детско-родительского взаимодействия, например, «Песочница» в стенах центра сопровождения семьи [5, 10 - 12]; группы переживания рождения ребенка с ОВЗ; группы социальной адаптации; обучающие группы для дошкольников. Их поддерживали педагоги и психологи в течение 4-5 лет, почти с рождения ребенка. Это родители, которые понимают потребности своих детей, и они делятся информацией с другими родителями, поддерживают их, принимают в круг родительского сообщества. Они оказывают очень сильную эмоциональную поддержку. Семья переходит на новый уровень осознанности. Семья задумывается об улучшении самостоятельности ребенка и расширении его социальных отношений.

    Квартирники, которые приводятся в наших примерах, и на которых удалось побывать, были созданы родителями. Часть родителей посещали Центр сопровождения семьи, реализующий на тот момент семейно-центрированную модель ранней помощи. Центр развивает информационную, методическую, психологическую, педагогическую и социальную поддержку семей. В фокусе внимания – семья в целом [3] Все эти направления способствовали «взрослению» семей в психологическом плане. У семей сформировались другие потребности.

    Наличие квартирника, участие в нем, говорит о том, что семья уже готова отделиться от центра, идти своей дорогой. Но в тоже время, у семьи всегда есть возможность обратиться в Центр за поддержкой на последующих возрастных этапах ребенка.