-
- Профориентация в системе комплексной помощи обучающимся с интеллектуальными нарушениями, с ТМНР
Вопросы трудового обучения, социальной адаптации детей с нарушением интеллекта всегда находились в центре внимания отечественной дефектологии. Многие авторы психолого-педагогических публикаций по данной теме (О.К. Агавелян, И.М. Бгажнокова, Г.В. Васенков, Р.М. Дульнев, В.З. Кантор, И.А. Коробейников, А.Р. Маллер, Л.С. Мирский, Ю.И. Попов, Е.М. Старобина, О.В. Трошин и др.) рассматривали преимущественно вопросы трудовой подготовки детей с нарушениями интеллекта в лёгкой или умеренной (но ближе к лёгкой) степени [26,27,28,32,42,58,59]. Дети с ТМНР, с выраженными нарушениями интеллекта не входили в целевую группу трудовой подготовки, поскольку не предполагалась их трудовая занятость, а значит и не рассматривалась их профессиональная ориентация. Вместе с тем, как уже отмечалось выше, законодательство, общественный запрос, наличие эффективных практик, поручения Президента России и Правительства Российской Федерации ставят задачи социализации и включения в активную жизнь общества людей с инвалидностью, включая лиц с ТМНР.
Вследствие нарушений психофизического развития, включая сложные (сочетанные) формы, обучающиеся с интеллектуальными нарушениями в умеренной, тяжелой степени, с ТМНР имеют особые образовательные потребности, что определяет специфику контингента профориентируемых и условия организации процесса профориентации.
Особенности когнитивного развития (недоразвитие мыслительной деятельности, трудности формирования устной и письменной речи, низкий уровень продуктивности внимания (быстрая истощаемость, неустойчивость, отвлекаемость), трудности произвольного запоминания) обучающихся с ТМНР учитывают при организации трудовой деятельности: в процессе общения используют средства альтернативной и дополнительной коммуникации; процесс трудового обучения предусматривает непродолжительные, повторяющиеся виды деятельности, чередующиеся по интенсивности психофизической активности, использование средств активизации процессов непроизвольного запоминания.
Особенности психомоторного развития (нарушение координации, точности движений, замедленный темп, трудности в овладении навыками, требующими точных дифференцированных движений, двигательная расторможенность, нарушение сенсорной интеграции) обучающихся с ТМНР требуют учета в трудовой деятельности особенностей двигательного развития, точности, координации движений, функциональных возможностей кистей и пальцев рук, возможностей к переработке сенсорной информации, обеспечения сбалансированной физической нагрузки.
Значительное влияние на организацию трудовой деятельности оказывают особенности эмоционально-волевого развития (нарушение произвольной регуляции своего эмоционального состояния, специфические поведенческие проблемы, кратковременный интерес к деятельности, склонность к стереотипным повторяющимся действиям) обучающихся. Успешность трудовой деятельности во многом зависит от степени мотивированности, возможности волевого контроля поведения, поэтому организация труда предполагает усиление мотивации к доступным видам труда, социально приемлемому поведению, поддержание интереса к окружающему миру, к общению и конструктивному взаимодействию с окружающими людьми.
Профориентация представляет собой комплекс мероприятий (медицинских, психологических, психофизиологических, социально-педагогических), направленных на профессиональное самоопределение индивида с учетом его склонностей, интересов, возможностей и потребностей рынка труда [59]. В настоящее время особое внимание уделяется профессиональному обучению и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями. В современной психолого-педагогической литературе преимущественно представлена проблематика трудовой подготовки и профориентации обучающихся с легкой умственной отсталостью и иными видами ограниченных возможностей здоровья [18,21,26,27,28,29,34,38,40,58,59]. Вопросы профессиональной ориентации обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта, с ТМНР пока очень бедно освещены в русскоязычных научно-педагогических публикациях [1,31,32,49,57,68,69]. С учётом имеющегося опыта практической работы и анализа существующей литературы по теме, можно констатировать, что целью профориентации обучающихся с ТМНР является определение доступных видов труда (трудовых профилей), соответствующих психофизическим возможностям обучающихся, их интересам и склонностям.
К доступной трудовой деятельности для обучающихся с ТМНР можно отнести виды труда, которые обычно связаны с ручной, предметно-практической деятельностью (уборка помещений, стирка белья, выращивание растений, изготовление изделий из керамики, простой полиграфической продукции и др.). Эти виды труда не требуют углубленной теоретической подготовки, существенного запаса знаний, минимизирована необходимость принятия самостоятельных, нестандартных решений, минимизирован риск травматизма для самого работника и для окружающих, ход трудового процесса находится под постоянным контролем.
Процесс профориентации предусматривает несколько этапов:
1) предварительный этап профориентации (ПЭП);
2) диагностический этап профориентации (ДЭП);
3) формирующий этап профориентации (ФЭП) [59].
Каждый из этих этапов обусловлен спецификой решаемых задач.
На предварительном этапе профориентации (ПЭП) проводят работу, направленную на всестороннее развитие личности, создание потенциальных возможностей для успешной социальной и профессиональной адаптации, дальнейшего профессионального определения. В рамках проводимой работы: формируют установку на труд и позитивное отношение к трудовой деятельности в целом; развивают общетрудовые качества и навыки, обеспечивающие успешность в любом виде труда (например, навыков общения, самоконтроля и т. п.); формируют базовые социальные ценности, нормы и правила поведения; формируют адекватный уровень притязаний и самооценки. Предварительный этап профориентации начинается с момента поступления обучающегося в образовательную организацию (школу). Профориентационная работа осуществляется с использованием тех же специальных методик и методов обучения, которые применяют в образовательном процессе с обучающими с ТМНР.
На диагностическом этапе профориентации (ДЭП) выявляют индивидуальные способности, возможности обучающихся освоить те или иные виды трудовой деятельности, проводят работу, направленную на повышение адекватности осознания обучающимися своих физических, психологических и психофизиологических возможностей.
Профессиональную диагностику проводят с обучающимися 10 класса. Диагностика включает медицинский, психологический и психофизиологический компоненты, поскольку определение показаний и противопоказаний к различным видам трудовой деятельности целесообразно осуществлять на основании анализа имеющихся медицинских документов и требований, предъявляемых к конкретному трудовому профилю. При проведении профдиагностики можно использовать диагностические пробы, разработанные для проведения психолого-педагогического обследования обучающихся с ТМНР в соответствии с содержанием программного материала по учебным предметам/ коррекционным курсам [61].
Результаты диагностических данных позволят определить доступные (соответствующие индивидуальным возможностям) обучающемуся виды труда (трудовые профили).
На формирующем этапе профориентации (ФЭП) решают задачи по развитию установок, мотивации на доступные (соответствующие индивидуальным возможностям) трудовые профили; развитию у обучающихся качеств (физических, психологических, социальных), которые имеют важное значение для их успешности в доступных видах трудовой деятельности; оказанию необходимой помощи в осуществлении адекватного профессионального выбора.
Профориентационную работу на формирующем этапе проводят с обучающимися 11 и 12 классов. Планирование работы осуществляется после проведения и анализа результатов профессиональной диагностики. Итогом работы на завершающем этапе профориентации должно быть определение доступных видов труда (трудовых профилей).
Основные задачи профессиональной ориентации:
- Профессиональная информация.
- Подбор доступных по состоянию здоровья профессий и видов труда.
- Трудовое обучение.
Информационное направление профориентации реализуется на всех ее этапах. На предварительном этапе профориентации обучающиеся знакомятся с разными профессиями в рамках содержания программного материала по учебным предметам «Окружающий социальный мир», «Окружающий природный мир», «Человек», «Домоводство», «Профильный труд». Информация о профессиональной деятельности людей дается, в большей степени, для формирования эмоционального отношения обучающихся к трудовой деятельности. Обучающиеся получают информацию на уроках, занятиях по внеурочной деятельности, дополнительному образованию, участвуя в общественно-полезном труде. На диагностическом и формирующем этапах профориентации информация о профессиях становится более конкретной, детальной, соотносится с информацией о собственных возможностях. Внимание обучающихся акцентируют не только на сведениях о профессиях, но и на оценке собственных возможностей, имеющегося потенциала в той или иной трудовой деятельности. Обучающихся ориентируют на доступные трудовые профили, показывают важность и значимость каждого из них.
Выбор трудового профиля обучающимися с ТМНР во многом определяется мнением родителей (законных представителей), которые не всегда адекватно оценивают возможности ребенка. Родителей (законных представителей) важно привлекать к обсуждению результатов профдиагностики с целью выработки дальнейшей стратегии профориентации. Организация совместной трудовой деятельности позволит родителям (законным представителям) лучше сориентироваться в подборе доступного трудового профиля, учитывающего способности и возможности ребенка, в перспективах дальнейшей трудовой занятости.
Основой профориентации обучающихся с ТМНР является трудовое (допрофессиональное) обучение. Цель трудового обучения – подготовка детей и подростков с выраженными нарушениями интеллекта, с ТМНР к профессиональному обучению и доступной трудовой деятельности. Основные задачи: развитие интереса к трудовой деятельности, личностных качеств, необходимых для успешной трудовой деятельности, формирование трудовых действий в разных видах труда.
Процесс обучения в образовательной организации ориентирован на подготовку к будущей взрослой жизни. Работа по формированию трудовых действий начинается на этапе овладения обучающимися с ТМНР предметно-практическими действиями. В этот период предметные манипуляции преобразуются в произвольные целенаправленные действия [50]. Обучающиеся осваивают базовые действия с предметами и материалами, которые лежат в основе более сложных действий, необходимых для решения повседневных жизненных задач и формирования доступных трудовых действий. Предметно-практические действия являются основой формирования навыков самообслуживания, изобразительной деятельности, доступных бытовых и трудовых навыков. В результате обучения обучающиеся с ТМНР не только овладевают бытовыми и трудовыми навыками, но и приобретают опыт совместной трудовой деятельности, имеют возможность проявить себя и оценить свою успешность в той или иной трудовой деятельности. Трудовое обучение в образовательной организации является началом трудовой деятельности, в которой будет реализовываться потенциал человека на протяжении всей жизни. Успешность овладения бытовыми и трудовыми навыками, склонность и проявление интереса к определенным видам труда будут решающими при определении трудового проф