Игры, обеспечивающие развитие у ребенка ситуативно-делового общения и предметных действий
(Третий этап психолого-педагогической работы)
В играх, представленных в этом разделе, взрослый передает смысл культурного действия понятным слепому ребенку способом, а малыш усваивает назначение предмета и у него оформляется потребность в освоении способов совершения действий с этом предметом.
Грузовик
Для игры необходима игрушка-грузовик, небольшого размера с закрепленным (неоткидывающимся) кузовом. Небольшой размер игрушки позволит прокатывать ее по ножкам малыша, и он сможет ощущать движение колес.
Посадите ребенка перед собой на пол. Ноги малыша должны быть вытянуты вперед, но при этом поза должна быть удобной: спина упиралась в устойчивую опору. Привлеките внимание ребенка к игрушке: прокатите ее вдоль бедра так, чтобы малыш ощутил движение. Действуйте так, чтобы ребенок заинтересовался игрушкой, протянул к ней руки. Предоставьте малышу возможность ознакомиться с предметом, эмоционально поддерживайте его интерес, называйте игрушку: «грузовик, машинка, би-би» Присоединитесь к действиям ребенка, не забирая из рук ребенка игрушку, покатите колесами машинку по бедру ребенка, сопровождайте действия радостными восклицаниями. Обратите внимание, привлекательны ли такие действия для ребенка. Сделайте паузу и вновь прокатите машинку, но уже по все длине ноги ребенка. Если ребенок проявляет интерес к такому способу действия с машинкой, разнообразьте траекторию и направления движения игрушки. Прокатывайте грузовичок по ноге от стопы к животу и обратно. Катайте машинку по спине, по животу, по рукам, но всегда возвращайтесь к исходному положению – машинка находится в руках ребенка и прикасается к животу: «Машина приехала к Адрюше! Би-би!». Если ребенок сделает попытку повторить действия, поддержите его эмоционально, не спешите помогать, даже если действия малыша не так точны. Дайте ему возможность действовать собственным способом, а после предложите еще поиграть и вновь прокатите грузовичок по ножкам ребенка. Можно спросить малыша: «Где сейчас поедет машинка?» и прокатите игрушку по той части тела, на которую указал ребенок. Если малыш еще не может сам указать, помогите ему с выбором: прикасайтесь к разным частям его тела и спрашивайте: «Где машинка поедет? По руке?». Обращайте внимания на движения ребенка, возможно, так малыш «отвечает» на ваш вопрос.
Особые указания. Детально обследовать машинку сначала не требуется: ребенка привлекает динамика действия с предметом. Первое, на что обратит внимание ребенок – это вращающиеся детали – колеса. В этой игре задача взрослого – показать ребенку «назначение» колес и помочь ему тактильно ощутить их вращение. Если малыш начинает катать машину по полу, извлекая звук, обязательно поддержите эти действия, кратко озвучьте их: «Машинка поехала, би-би!», но, главное, помогите сохранить смысловое содержание действий – машинка приезжает к ребенку, для чего обеспечьте тактильный контакт ребенка с игрушкой – «Приехала».
Весь начальный период освоения действий с данным предметом следует использовать только одно из названия этой игрушки, удобное для вас и ребенка.
В процессе игры ребенок может интересоваться различными деталями машины – кратко называйте части машины в момент прикосновения к ним рук ребенка: «кузов», «кабина».
Грузовик, грузовик быть без дела не привык!
В этой игре малыш может познакомиться с назначением грузовика – перевозка предметов. Уже знакомая малышу игрушка будет включена в настоящие игровые действия! Приготовьте машину-грузовик и несколько предметов, которые могут быть привлекательны для малыша (любимые ребенком игрушки небольшого размера). Разместите ребенка перед собой на полу. Прикоснитесь к стопам малыша и предупредите его, что сейчас поедет машина «по дороге». Начните движение грузовичка от стоп и не спеша прокатывайте игрушку по ножкам ребенка, упритесь в живот: «Стоп! Приехала машина!». Дайте возможность ребенку взять в руки игрушку и действовать с ней, как он захочет. Обратите внимание, что в кузове нет ничего – «Пусто!» – направьте руки ребенка в кузов, при этом машинка должна стоять колесами на ножках ребенка. Предложите еще раз машине проехать по дороге:
Грузовик, грузовик!
Быть без дела не привык.
Что я только не грузил!
Что он только не возил!
(Татьяна Коваль)
Положите в кузов игрушку и вновь прокатите машинку по ножкам ребенка, упритесь в живот – «Приехала машина, подарок привезла!». При необходимости помогите ребенку – направьте руки ребенка в кузов, дайте ему найти игрушку: «Ой, что там?». Прокомментируйте происходящее: «Машина в кузове привезла ... (назовите игрушку)!»
В кузове можно привозить ребенку не только игрушки, но и носочки, которые надо надеть, поильник и т.д. Предложите ребенку самому положить в кузов какой-либо предмет и повозить его в машине. Можно использовать грузовичок, чтобы в кузове привезти кубики папе, а папа построит башенку или весело постучит кубиком о кубик, отбивая ритм знакомой ребенку песни. Поняв принцип игры, ребенок может и вам что-то привести в кузове. При этом надо помнить, что расстояние до папы должно быть небольшим, не больше метра.
Предложите ребенку прокатить в машине персонаж, который знаком ребенку: мишку, неваляшку–лялю, котика. Можно повторить ситуацию стихотворения А. Барто:
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык –
Опровкинул грузовик.
Все эпизоды этой ситуации необходимо производить на ножках ребенка, чтобы он почувствовал, как переворачивается машина, а персонаж вываливается из кузова. После того как машина перевернется, важно обратить внимание ребенка, что кузов пустой. Поставьте машину на колеса и вновь вместе с малышом посадите персонаж в кузов, дайте возможность ребенку убедиться в этом. Повторите игровую ситуацию.
Варим суп!
Для игры приготовьте кастрюлю с крышкой и овощи, которые знакомы ребенку – огурец, репчатый лук, морковь, свеклу и др. Самая удобная кастрюля, которую можно использовать в этой игре – 2-х литровая, эмалированная, без пластмассовых деталей (с литыми ручками и такой же ручкой «петелькой» на крышке). Овощи должны быть небольшого размера, чтобы малыш мог их легко захватывать и удерживать в руке. Овощи положите на поднос. Поставьте перед ребенком кастрюлю и погремите крышкой, привлекая внимание ребенка к предмету: «Что это? Кастрюля? Что в ней?». Каждую из этих фраз следует произностить, ожидая возможные ответные действия ребенка. Возможно, ребенок сразу предпримет попытку открыть крышку. Дайте малышу обследовать кастрюлю и действовать с ней так, как он хочет. Отложите крышку в сторону. Предложите посмотреть, что внутри – направьте руки ребенка в кастрюлю. «Пусто? Нет ничего? Проверь!». Положите руки ребенка на боковые ручки и вместе с ним слегка потрясите кастрюлю, помогите малышу ощутить ее вес – поднимите ее. После этого предложите сварить суп – сложить все овощи в кастрюлю. Подавайте ребенку в руки по одному овощу и помогайте ему бросать их в кастрюлю – направляйте его руки к отверстию. Малыш может сделать попытку сразу достать из кастрюли только что положенный в нее предмет, направьте действия малыша на выполнение «задачи» – сразу предлагайте следующий овощ. Когда все овощи окажутся в кастрюле, вместе с малышом закройте кастрюлю крышкой. Затем положите руки ребенка на боковые ручки и вместе с ним слегка потрясите кастрюлю, изображая процесс варки: «Варим суп! Кипит суп!». Попробуйте поднять кастрюлю: «Ой, какая тяжелая стала!». Малыш, обычно, сразу открывает крышку и начинает доставать овощи из кастрюли. Помогайте ему, направляйте за локоть руку ребенка к подносу для овощей. Если ребенок начинает отбрасывать, кидать овощи в разные стороны, контролируйте его действия – слегка придерживайте руку за предплечье и напоминайте, куда следует положить. Здесь уместно обратить внимание ребенка на поднос: дать прикоснуться к нему ладошкой, а затем потрогать овощи, которые на нем лежат. Если малыш увлечется процессом «сложить – выложить», внесите игровой смысл в его действия: «Все! Суп сварили, будем вынимать овощи! Что ты сейчас достал? Морковку? Да! Морковку!». Называйте все овощи, которые ребенок держит в руках. Когда игра станет привычной, давайте малышу новые. Просите малыша достать из кастрюли определенный овощ.
Особые указания. Проводить эту игру можно, если ребенок уже знаком с овощами, держал их в руках, имел возможность не один раз «помогать» на кухне: складывать или вынимать овощи из корзины или коробки. Кроме того, у малыша имеется опыт восприятия бытовых шумов, например, шума бурления, который слышен при кипении воды, варке продуктов. По мере ознакомления ребенка с новыми овощами, добавляйте их в игру. Кроме того, овощи можно заменить фруктами и варить компот.
Меткий удар в ворота. Гол!
Для игры приготовьте большой металлический поднос или противень и небольшую ёмкость с 4-5 пластмассовыми мячами (диаметр от 5 до 10 см). Можно использовать мячи из «сухого» бассейна для детей. Так же вам понадобится коврик для обозначения места игрока: можно использовать небольшого размера плотный ворсовый или полиуритановый.
Подготовьте место для игры. Размещение всего оборудования должно быть понятно ребенку и удобно при ориентировании в пространстве. Для этого обозначьте место игрока и поставьте ёмкость с той стороны, с какой ребенок, сидя на коврике, с легкостью мог достать мячи. Место игрока для первых игр должно находится очень близко от «ворот», практически на расстоянии вытянутой руки. Близкое расположение до «ворот» позволит ребенку чаще совершать результативное действие – попадать в «ворот» и тем самым поддержит интерес малыша к игровым действиям. Постепенно расстояние до «ворот» можно будет увеличивать, но делать это надо с учетом реальных возможностей ребенка.
Предложите малышу сесть на коврик, найти ёмкость с мячами. Когда малыш возьмет мяч, взяв за локоть, направьте его руку вперед, чтобы мяч со звуком коснулся «ворот». Дайте возможность услышать звук действия и эмоционально произнесите: «Гол!». Возьмите другой мяч и бросьте в «ворота»: «А теперь мама гол забила!». Сообщите ребенку, что сейчас будете вместе играть в футбол (забивать гол). Радуйтесь и хлопайте после каждого попадания мяча в ворота, но не заглушайте восклицаниями естественные звуки игровых действий.
В этой игре малыш может научиться не только бросать мяч в определенном направлении, но и оценивать расстояние до предмета, а также самостоятельно определять результативность своих действий: если попал в «ворота» – слышен отчетливый звук. А это значит, что ребенок может осуществлять контроль своих действий.
Особые указания. При знакомстве малыша с данной игрой не торопитесь «обследовать» с ним поднос или противень, это можно сделать позже, когда смысл игры для ребенка станет понятным, и у него накопится результативный опыт. Тогда можно привлекать ребенка к организации пространства игры и знакомить с размером и свойствами «ворот».
Если малыш с увлечением играет, то количество мячей можно постепенно увеличить, чтобы не отвлекаться на поиски инвентаря. Однако не стоит упускать возможность привлечения ребенка к сбору раскатившихся по комнате мячей: желание играть в веселую игру поможет ребенку проявить усердие в поиске. Лучше, если взрослый сделает все, чтобы задача для ребенка была посильной: незаметно разместит мячи в зоне доступности рук малыша, но так, чтобы не лишить его возможности осуществлять активные поисковые действия.
Совершайте игровые действия по очереди с малышом: ему важно получать информацию о звуках, возникающих в результате действий других людей. Так постепенно звуки начнут восприниматься как важная информация о происходящих вокруг ребенка событиях. Можно устроить веселый турнир и привлечь к игре папу или других членов семьи. Действуя в игре по очереди с партнером, малыш учится терпеливо ждать.