Особенности речевого и коммуникативного развития дошкольников с НОДА

 

Нарушения функций опорно-двигательного аппарата (НОДА) – большая группа (5-7% в детской популяции) врожденных или рано приобретенных заболеваний и состояний, связанных с ограничением двигательных функций разной степени тяжести, которые принято разделять на нарушения ортопедического и церебрально-органического характера.

И.Ю.Левченко и О.Г.Приходько отмечают, что «Большую часть детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (89%) составляют дети с детским церебральным параличом (ДЦП). Двигательные расстройства у них сочетаются с отклонениями в развитии сенсорных функций, познавательной деятельности, что связано с органическим поражением нервной системы и ограниченными возможностями познания окружающего мира. Очень часто отмечаются речевые нарушения, которые имеют органическую природу и усугубляются дефицитом общения» [7, с.2]. Вариативность речевых и двигательных нарушений, их сочетание с нарушениями интеллектуального развития при церебральном параличе велики. «Познавательное развитие детей с двигательной церебральной патологией характеризуется задержкой темпов и качественными нарушениями формирования познавательной деятельности»[1] [6, с.13]. Состояние интеллекта варьируется в диапазоне от нормального интеллектуального развития или задержки психического развития церебрально-органического генеза до выраженных интеллектуальных нарушений. Важно отметить, что при значительном сходстве по характеру и тяжести двигательных и речевых нарушений отсутствует корреляция между тяжестью двигательных и речевых нарушений и тяжестью нарушений интеллектуального развития.

Как речевые, так и двигательные нарушения у детей с церебральным параличом также проявляются в широком диапазоне: от полного отсутствия речевых или двигательных возможностей и до легких нарушений, не оказывающих значительного влияния на перспективы их обучения и социализации. В работах Е.Ф.Архиповой, Е.М.Мастюковой, М.В.Ипполитовой и О.Г.Приходько описана специфика речевого развития детей с ДЦП, отмечается качественное своеобразие формирования речевых и неречевых оральных автоматизмов под влиянием специфических двигательных нарушений, а также наличие темповой задержки развития речи, начиная с этапов доречевого развития. Наиболее распространенным нарушением речи у детей с ДЦП является дизартрия, при которой в большей (при спастико-ригидной и гиперкинетической дизартрии и анартрии) или меньшей степени (при стертой форме дизартрии) страдает произносительная сторона речи.

Для первичной оценки уровня сформированности произносительных навыков у детей с церебральным параличом используют классификацию дизартрии, предложенную Ж. Тардье (Tardieu), разработанную на основе оценки степени тяжести речевых нарушений и разборчивости речи детей с церебральным параличом [7, 17]. Выделены четыре уровня тяжести речевых нарушений:

  1. нарушения звукопроизношения выявляются только специалистом в процессе обследования ребенка;
  2. нарушения произношения заметны каждому, но речь понятна для окружающих;
  3. речь понятна только близким ребенка;
  4. речь отсутствует или непонятна даже близким ребенка.

В соответствии с указанной классификацией степень разборчивости и понятности для окружающих речи большинства детей с церебральным параличом к школьному возрасту не достигает первого уровня. Наличие тяжелых речевых нарушений, неразборчивость речи, в свою очередь, обуславливают трудности во взаимодействии с другими людьми, общении и социализации, которые испытывает большинство детей с ДЦП в дошкольном возрасте. У детей с тяжелыми двигательными нарушениями эти трудности могут сохраняться на протяжении всей жизни, что может привести к значительному снижению ее качества.

Обратимся к исследованиям коммуникативного развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с выраженными проблемами формирования навыков общения, проведенным в нашей стране и за рубежом.

Исследователи Е.Б. Айвазян, Т.П. Кудрина, Г.Ю. Одинокова, Е.В. Орлова, Ю.А. Разенкова показали специфику коммуникативной деятельности у детей раннего возраста с различными особенностями развития, в том числе у детей с церебральной патологией. При изучении структуры общения матери и ребенка в специально организованной предметно-практической деятельности и без организации таковой были выделены коммуникативные действия взрослого, способствующие и препятствующие развитию общения у ребенка младенческого и раннего возраста [1, 13]. Оценка проведенного эмпирического исследования способствовала выявлению условий, необходимых для развития общения у ребенка:

  • пространственно-временные условия;
  • вовлечение ребенка в общение;
  • поддержка активности ребенка в общении;
  • поддержка продолжительности диалога и развития его содержания;
  • поддержка завершения общения;
  • обучение ребенка средствам общения [1].

Проведенное нами исследование общения детей раннего возраста с церебральным параличом показало, что коммуникативное развитие этой категории детей существенно затруднено. Их коммуникативная деятельность уже в раннем возрасте в значительной степени отличается от общения их нормально развивающихся сверстников по темпам становления основных форм общения, полноте использования вербальных и невербальных средств коммуникации, степени включенности в общение предметно-манипулятивной деятельности, слабости эмоциональных и волевых реакций, недостаточной сформированности речемыслительной деятельности [5, с.19][2].

Формирование коммуникативного взаимодействия с ребенком, имеющим выраженные двигательные нарушения, представляет немалую проблему как для детей, так и для их родителей. Нарушения зрения и слуха, наличие патологических двигательных рефлексов и гиперкинезов не позволяют ребенку сфокусировать взгляд на лице взрослого или на предмете, препятствуют полноценному речевому и эмоциональному взаимодействию с взрослым: ребенок не всегда имеет возможность видеть приближающегося взрослого, не распознает его эмоциональное состояние, не дает адекватного эмоционального отклика на обращенную к нему речь. В дальнейшем эти факторы оказывают значительное влияние на формирование подражательной деятельности, речи и на когнитивное развитие ребенка с ДЦП. Двигательные нарушения ребенка препятствуют формированию социальных жестов и предметно-практической деятельности: дети не тянутся за предметом, не пытаются его взять, удержать в руке, совершить им какое-то действие, вследствие чего нарушаются темп и качество развития предметно-манипулятивной и игровой деятельности на ранних этапах формирования.

Родителям детей с церебральными двигательными нарушениями, в свою очередь, сложно распознать и поддержать коммуникативные действия ребенка, особенно в том случае, когда они сглажены и искажены двигательными нарушениями, нарушениями голоса и мимики. Не распознанные и не подкрепленные одобрением и важным для него действием собственные попытки общения ребенок не фиксирует и, в дальнейшем, не повторяет и не использует. В результате и у ребенка, и у родителя часто закрепляются стереотипные способы взаимодействия, ведущие к формированию нарушений детско-родительских отношений. Родитель не понимает, что именно вызывает дискомфорт у ребенка и предлагает действия по собственному усмотрению: меняет позу ребенка, предлагает еду, питье и т.д.. В свою очередь ребенок, не владея достаточным репертуаром голосовых, эмоциональных реакций, не имеет необходимых средств для обозначения своих потребностей и часто не получает желаемого отклика от близких.

Таким образом, в силу имеющейся специфики нарушений, коммуникативная деятельность детей с церебральными двигательными нарушениями спонтанно не формируется.

Для организации взаимодействия с взрослым и последующего успешного развития коммуникативной, речевой и интеллектуальной деятельности ребенка с тяжелыми двигательными нарушениями необходимы:

  • раннее выявление нарушений развития коммуникативной и речевой деятельности;
  • ранняя организация психолого-педагогической помощи по коррекции нарушений коммуникативной деятельности;
  • создание специальных условий обучения, учитывающих двигательные и речевые ограничения ребенка.

Коммуникативная деятельность является важнейшим механизмом становления ребенка как социальной личности, способным влиять на характер его вербального и невербального поведения, удовлетворять потребность во взаимодействии с другими людьми [5, с.15]. Изучение коммуникативного развития детей с церебральным параличом позволит более точно сформулировать стратегию психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи и достичь более выраженной динамики их социализации.

[1] Крутякова Е. Н. Развитие коммуникативной деятельности у детей раннего возраста с церебральным параличом / Автореф. дисс. … канд. пед. наук. - М., 2011

[2] Крутякова Е. Н. Выявление нарушений коммуникативной деятельности у детей раннего возраста с церебральным параличом / Крутякова Е. Н. // Коррекционная педагогика №1 (67), 2016