Варианты адаптации контрольно-измерительных материалов для контроля качества обучения обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Обучающиеся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата представлены следующими категориями:
- дети с церебральным параличом (ДЦП);
- дети с последствиями полиомиелита в восстановительной или резидуальной стадии;
- дети с миопатией;
- дети с врожденными и приобретенными недоразвитиями и деформациями опорно-двигательного аппарата.
Причинами этих расстройств являются как генетические нарушения, так и органические повреждения головного мозга и травмы опорно-двигательного аппарата. Это обуславливает наличие у детей данной нозологической группы, помимо двигательных расстройств, еще и особенностей интеллектуального развития: большинство детей имеет задержку психического развития различной этиологии и разной степени выраженности. В основном данная задержка проявляется в отставании формирования мыслительных операций, неравномерности развития различных психических функций, выраженных астенических проявлениях [1, 19, 33, 36, 37, 38].
Следует понимать, что не существует прямого соответствия между выраженностью двигательных нарушений и степенью недостаточности других функций. Так, тяжелые двигательные нарушения могут сочетаться с легкой задержкой психического развития, а остаточные явления детского церебрального паралича – с тяжелым недоразвитием отдельных психических функций. Тяжесть двигательных нарушений у данной категории обучающихся различна: от легких моторных затруднений при выполнении тонких моторных актов, до полной обездвиженности и неспособности удерживать вертикальное положения без специального позиционирования. Все это необходимо учитывать, выбирая ресурсы, при помощи которых происходит оценка образовательных результатов ученика. Так для некоторых обучающихся письменные работы в тетрадях заменяются на набор текста на персональном компьютере или тестовый вариант контрольной работы, для некоторых размер рабочей поверхности листа увеличивается вдвое или втрое, происходит замена традиционной ручки на специальный письменный инструмент, соответствующий специфическим потребностям ученика. Особенности устной речи, представленные сложностями воспроизведения моторного акта говорения, также требуют замены устных ответов для проверки знаний по тому или иному предмету, на письменные или тестовые ответы Специфическая задержка психического развития при нарушениях опорно-двигательного аппарата выражается главным образом в малом объеме знаний и представлений об окружающем мире, задержанном формировании высших психических функций и вербального мышления. Внимание характеризуется неустойчивостью, повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте, что в свою очередь приводит к снижению качества знаний и представлений об окружающем мире [19, 33, 38]. Недостатки памяти приводят к медленному накоплению знаний по учебным предметам. Несформированность зрительно-моторной координации обусловливает трудности при необходимости удерживать рабочую строку тетради или учебника при чтении, «соскальзыванию» с одной строки на другую, вследствие чего затрудняется понимание смысла прочитанного и возможности провести проверочную работу своего письма [33, 38, 36]. Поэтому рекомендуется использовать при проведении контрольно-измерительных процедур специализированных бланков с увеличенной рабочей строкой, использовать при оценке навыков чтения дополнительные инструменты, позволяющие следить за текстом. Недостаточность пространственного анализа и синтеза выражается в наличии стойких затруднений в дифференциации левой и правой стороны, в сложении целого из частей. Такие обучающиеся при заполнении бланка КИМ, выполнении письменного задания могут перепрыгивать с одной линейки на другую, начать писать в любом месте тетради или альбома, читать с середины страницы, неправильно оформлять контрольные работы. Поэтому учителю необходимо вводить дополнительные зрительные опоры, позволяющие ученику с НОДА правильно оформить запись в тетради или бланке.
Особенности пространственных представлений отражаются и на своеобразии формирования математических представлений: при изучении состава числа дети не могут расположить или представить его в виде отдельных групп предметов, сложности с представлением отдельных геометрических фигур и выполнением их чертежей. Поэтому при проведении контрольных мероприятий на уроках математики обучающиеся с НОДА нуждаются в дополнительных зрительных опорах, наличии визуальных подсказок и памяток [1, 19, 36, 37]. Особенности психической деятельности таких учеников вносят свои коррективы в адаптацию самого сценария хода урока-контроля:
- присутствие общей ориентировочной деятельности в начале урока приводит к лучшему включению в задания;
- 2–3-х кратное повторение каждого задания, будет способствовать лучшему пониманию предстоящей работы;
- напоминание о необходимости переключаться с одного вида работы на другую, позволит ученику избежать «застревания» на определенном задании;
- возможность написать контрольную работу в несколько этапов позволит избежать большого количества ошибок, связанных именно с быстрым наступлением психического истощения, а не с отсутствием знаний по предмету.
Ниже приведены некоторые варианты адаптации контрольно-измерительных материалов, используемых при обучении детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Программа: АООП НОО вариант 6.2, 2 класс. Учебный предмет – Русский язык
- Вариант задания контрольно-измерительного материала (без адаптации).
Диктант.
Адаптированный вариант задания контрольно-измерительного материала.
Замена традиционной формы диктанта на работу с текстом, в котором необходимо вставить изученные орфограммы, для ученика с выраженными двигательными ограничениями верхних конечностей.
Прощание с осенью.
В …ктябре стоит сырая п…года. Весь мес…ц л…ют д…жди. Дует ...сенний ветер. Шумят в саду дерев…я.
Ноч…ю перестал лить дожд.... Выпал первый сне… . Кругом св…тло. Все вокруг стало нарядным. Две в…роны сели на бере…ку. Посыпался пуш…стый сн…жок. Д…рога подмерзла. Хрустят под снегом лист…я и трава на тр…пе у дома.
Программа: АООП НОО вариант 6.2, 3 класс. Учебный предмет – Русский язык
- Вариант задания контрольно-измерительного материала (без адаптации).
Просклоняй слово ОСИНА, выдели окончания.
Падеж | Вопрос | Слово |
Адаптированный вариант задания контрольно-измерительного материала.
Вариант 1.
Просклоняй слово ОСИНА, выдели окончания.
Падеж | Вопрос | Слово |
И.п. | ||
Р.п. | ||
Д.п. | ||
В.п. | ||
Т.п. | ||
П.п. |
Вариант 2.
Просклоняй слово ОСИНА, выдели окончания.
Падеж | Вопрос | Слово |
И.п. | Что? | осина |
Р.п. | Чего? | |
Д.п. | Чему? | |
В.п. | Что? | |
Т.п. | Чем? | |
П.п. | О чем? |