Варианты адаптация контрольно-измерительных материалов для контроля качества обучения обучающихся с расстройством аутистического спектра
Специфика адаптации контрольно-измерительных материалов для учеников с расстройством аутистического спектра связана как с их специфическими, так и неспецифическими особыми образовательными потребностями. Неспецифические особенности приводят возникновению трудностей овладения навыками письма, чтения, счета, не связанных напрямую с аутизмом. Такие трудности могут возникать как у условно нормативных детей, так и у младших школьников других нозологических групп. Специфические для школьников с расстройствами аутистического спектра образовательные потребности требуют особого внимания учителя и обязательного учета при выборе учебно-дидактического и контрольно-диагностического материала, а также при проведении самой процедуры оценивания [20, 27, 44, 45].
Сложности с применением, переносом и генерализацией усвоенных навыков на другие учебные и социальные ситуации делают необходимым использование в учебном процессе большого количества зрительных опор в виде наглядных схем, алгоритмов, пиктограмм, карточек и прочее.
Специфические особенности переработки слухоречевой информации и трудности слушания собеседника необходимо учитывать при проведении устных опросов, при предъявлении инструкции к заданию на слух. Из-за этого стоит рассмотреть возможность замены устного ответа на тестовый опрос, дублирование устных заданий в письменном виде на отдельных карточках [2, 20, 44].
Неспособность адекватной интерпретации и оценки различных социальных ситуаций влечет за собой большое количество затруднений при изучении предметов «Литературное чтение», «Окружающий мир» [53]. Поэтому учителю следует оценивать произведение, которое предлагается ученику с РАС для анализа и проведению на его основе проверочной работы, с точки зрения актуального для каждого конкретного ребенка имеющегося жизненного опыта.
Трудности, обусловленные недостаточной саморегуляцией, приводят к неумению организовать свое время при выполнении контрольной или самостоятельной работы, довести начатое дело до конца. Для нивелирования этих затруднений, при проведении урока – контроля знаний, используются наглядные планы действий, отражающие, в какой последовательности решаются предложенные задания, схемы-пустографки для занесения учеником пометок после каждого выполненного упражнения [27, 39].
Недостаточное понимание прочитанного текста, невозможность представить в умственном плане то, о чем в нем говорится, непонимание последовательности и логики изложения приводит к сложностям решения задач, подготовки и написания изложений, сочинений, работы с деформированным тестом, поиску и переработке необходимой информации. В связи с этим, учителю необходимо упрощать инструкции к заданиям, минимизировать двойные требования, упрощать содержание задания при сохранении уровня сложности, проводить предварительную словарную работу, направленную на разъяснение сложных терминов и слов, подбирать дополнительную визуализацию к письменным тестам.
Программа: АООП НОО вариант 8.2, 4 класс. Учебный предмет – Математика.
- Вариант задания контрольно-измерительного материала (без адаптации).
На 36 рублей Леша купил 4 шоколадки. Сколько стоит одна шоколадка?
Адаптированный вариант задания контрольно-измерительного материала.
На 36 рублей Леша купил 4 шоколадки. Сколько стоит одна шоколадка?
Цена | Количество | Стоимость |
|
Ответ:
Программа: АООП НОО вариант 8.2, 3 класс. Учебный предмет – Математика.
- Вариант задания контрольно-измерительного материала (без адаптации).
У Коли было 8 машинок, а самолетиков в два раза больше. Сколько самолетов было у Коли?
Адаптированный вариант задания контрольно-измерительного материала.
В задаче используется имя ребенка, ее решающего, и его предпочтения при выборе игрушек.
У Артема было 8 паровозиков, а вагонов метро в два раза больше. Сколько вагонов метро было у Артема?
Паровозики
Вагоны метро
Ответ:
Программа: АООП НОО вариант 8.1, 2 класс. Учебный предмет – Математика.
- Вариант задания контрольно-измерительного материала (без адаптации). Типовая контрольная итоговая работа по математике 2 класс.
- Реши задачу:
В букете было 8 красных гвоздик, а белых на 5 меньше. Сколько белых гвоздик было в букете?
- Запиши цифрами числа: сорок четыре; тринадцать; тридцать один.
- Запиши пропущенные числа: 77, 78, 79,___,___, 82.
- Выполни вычисления:
4 + 30 29 + 1 75 – 5
83 – 80 36 – 1 98 + 1
- Сравни числа и значения величин. Поставь знак «>», «<» или «=», чтобы получилась верная запись:
54 __ 45 78 ___88 5 см ____ 15 мм
- Начерти два отрезка: первый длиной 1 дм, а второй на 3 см короче первого.
- (задание повышенной сложности)
Поставь знак + или - так, чтобы стало верным равенство
38 __30 – 8 = 0
58 __1 – 50 = 9
Адаптированный вариант задания контрольно-измерительного материала.
- Реши задачу:
В букете было 8 красных гвоздик, а белых на 5 меньше. Сколько белых гвоздик было в букете?
ДОПОЛНИ:
Красные гвоздики - ___ шт.
Белые гвоздики – ? на ___шт. МЕНЬШЕ
1)
Ответ:
- Запиши цифрами числа:
сорок четыре - ___ тринадцать - ___ тридцать один - ___ - Выполни вычисления:
4 + 30 = 75 - 5 =
83 - 80 = 36 + 1 = - Сравни числа. Поставь знаки «>» (больше), «<» (меньше) или «=» (равно):
54 ___ 45 78 ___ 88 98 ___88 - Начерти два отрезка:
первый длиной 10 см, .
а второй на 3 см короче первого .
Программа: АООП НОО вариант 8.1, 2 класс. Учебный предмет – Окружающий мир.
- Вариант задания контрольно-измерительного материала (без адаптации). Типовой тест по предмету «Окружающий мир» к разделу «Путешествие по Москве», 2 класс.
- Кто является основателем Москвы?
1) Иван Грозный
2) Юрий Долгорукий
3) Ярослав Мудрый
- Что изображено на гербе Москвы?
1) Георгий Победоносец
2) Двуглавый орёл
3) Медведь
- Что является символом нашей Родины?
1) Цирк на Цветном бульваре
2) Кремль
3) Театр зверей им. Дурова
- Укажи количество башен Кремля?
1) 10
2) 15
3) 20
- Как называется главная площадь Москвы?
1) Малиновая
2) Красная
3) Оранжевая
- Какая из башен Кремля самая большая?
1) Царская
2) Спасская
3) Кутафья
- Что находится на Красной площади?
1) Храм Василия Блаженного
2) Храм Христа Спасителя
3) Большой театр
- Что находится в Кремле?
1) Резиденция Президента России
2) Колокольня Иван Великий
3) Третьяковская галерея
Адаптированный вариант задания контрольно-измерительного материала.
Прочитай вопросы. Выбери правильный ответ, подчеркни его.
Образец: Кто является основателем Москвы?
1) Иван Грозный
2) Юрий Долгорукий
- Что изображено на гербе Москвы?
1) Георгий Победоносец
2) Двуглавый орёл
- Что называют символом нашей Родины?
1) Цирк на Цветном бульваре
2) Кремль
- Сколько башен в Кремле?
1) 10
2) 20
- Как называется главная площадь Москвы?
1) Малиновая
2) Красная
- Какая из башен Кремля самая большая?
1) Царская
2) Спасская
- Что находится на Красной площади?
1) Храм Василия Блаженного
2) Храм Христа Спасителя
- Что находится в Кремле?
1) Резиденция Президента России
2) Колокольня Иван Великий