Внутренняя система оценки качества образования в инклюзивном образовательном процессе
Внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) в инклюзивном образовательном процессе – это единая система контроля образовательного процесса в школе, обеспечивающая всестороннюю оценку факторов, влияющих на качество образования при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ [46].
ВСОКО представляет собой совокупность организационных структур, регламентов, диагностических и оценочных процедур, построенных на единой концептуально-методологической основе и направленных на оценку качества образовательного процесса, а именно соответствие содержания реализуемых образовательных программ и уровня образовательных достижений обучающихся требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов, с учетом запросов и потребностей всех участников образовательного процесса [55, 56, 63].
Основой для разработки системы оценки качества образования в инклюзивной образовательной организации являются нормативно-правовые акты федерального и регионального уровней, содержащие требования к организации процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) указывают на необходимость разработки локальной нормативной базы образовательной организации в части регулирования внутренней системы оценки качества образования [49, 50]. Основными параметрами, заложенными в основу такой оценки, могут являться:
- оценка системы условий реализации адаптированных основных образовательных программ;
- оценка образовательных достижений обучающихся;
- оценка системы управления образовательной организацией;
- оценка организации образовательного процесса;
- оценка удовлетворенности родителей.
В качестве источников данных для оценки качества образования в инклюзивной школе используются:
- результаты учащихся на ОГЭ, ЕГЭ;
- внешний мониторинг образовательных достижений обучающихся 1–11 классов;
- результаты участия учеников во Всероссийской олимпиаде школьников, иных олимпиадах регионального и Всероссийского уровней;
- мониторинговые исследования, проводимые в соответствии с направлениями ВСОКО;
- данные промежуточной и рубежной аттестации (четвертная, полугодовая), внутреннего мониторинга образовательных достижений обучающихся 1–11 классов;
- данные по итогам посещения уроков, элективных курсов и курсов по выбору, внеурочных мероприятий, занятий системы дополнительного образования;
- результаты интегративных показателей освоения программы коррекционной работы;
- анализ деятельности специалистов сопровождения и деятельности психолого-педагогического консилиума (ППк);
- социологические опросы.
Существенным отличием ВСОКО в инклюзивном образовательном процессе является то, что образовательный результат ребенка с ОВЗ не может оцениваться вне совокупности создаваемых для него специальных условий получения образования. Следует помнить, что образовательный результат может быть достигнут в максимальном своем выражении только при условии полного обеспечения образовательной организацией всех требований стандарта, соответствия созданных условий, которые своевременно корригируются и дополняются, особым образовательным потребностям ребенка.
При проектировании направлений ВСОКО в инклюзивной школе, основное внимание уделяется:
- оценке качества разработанных адаптированных программ;
- оценке качества организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ;
- оценке образовательных результатов обучающихся с ОВЗ;
- оценке кадровых условий реализации АООП.
По каждому направлению ВСОКО определяется группа оценочных параметров, совокупность которых позволяет сделать выводы об актуальном состоянии образовательного процесса, внести при необходимости изменения и корректировки.
Приведем пример оценочных параметров, которые может использовать образовательная организации при проектировании мониторинговых и иных процедур.
Направление ВСОКО | Контролируемые параметры |
Оценка качества разработанных адаптированных программ | - соответствие структуры и наполнения АООП требованиям ФГОС;
- представленность в АООП необходимых структурных элементов; - целесообразность и своевременность внесения изменений в АООП; - соответствие материально-технических условий, описанных в АООП, возможностям образовательной организации и пр. |
Оценка качества организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ | - корректность составления учебного плана в соответствии с требованиями стандартов;
- представленность в учебных планах всех необходимых предметных областей и коррекционно-развивающей области; - оптимальное распределение часов урочной и внеурочной деятельности для обучающихся с ОВЗ; - правильность оформления адаптированных рабочих программ по предметам и коррекционно-развивающим курсам и пр. |
Оценка образовательных результатов обучающихся с ОВЗ | - представленность в адаптированных программах как самих результатов (предметных, метапредметных, личностных) так и системы их оценки;
- наличие индивидуализации образовательного процесса, через систему проектирования индивидуальных учебных планов, индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с ОВЗ; - наличие разработанных образовательной организацией дифференцированных критериев оценки письменных и устных работ обучающихся с ОВЗ; - наличие механизмов использования педагогами комплексной оценки достижений учащихся и пр. |
Оценка кадровых условий реализации АООП | - укомплектованность необходимыми кадрами;
- соответствие уровня квалификации педагогических работников требованиям профессиональных стандартов; - наличие эффективной системы непрерывного педагогического роста педагогов в области инклюзивного образования, через реализацию программ дополнительного профессионального образования, внутреннюю систему наставничества и пр. |
В течение учебного года проводятся процедуры текущего и тематического контроля, включающего анализ документации, содержания программ, оценку результативности Программы коррекционной работы, анализ оценки достижений образовательного результата обучающимися с ОВЗ, анализ экспертной оценки личностных и метапредметных результатов, анализ результатов мониторинга психофизического и когнитивного развития, оценку внутришкольной среды, архитектурной доступности, соблюдения санитарных норм в учебном процессе, контроль деятельности специалистов и работы психолого-педагогического консилиума.
Анализ данных, полученных в ходе мониторинга, определяет необходимость изменений, которые корректируют специальные образовательные условия для обеспечения оптимального результата образовательных достижений обучающихся с ОВЗ.
Описание подходов к адаптации системы оценки достижений образовательных результатов приведено в Приложении.
Остановимся более подробно на вариантах адаптации контрольно-измерительных материалов для контроля качества обучения различных категорий обучающихся с ОВЗ.