Проблемы работы и развития коррекционных школ стали центральным вопросом для обсуждения участниками еженедельной онлайн-программы «Образовательная среда», которая прошла в прямом эфире на федеральном портале «Российское образование» 28 октября.Гостями эфира стали директор ФГБНУ «ИКП РАО», доктор педагогических наук Татьяна Александровна Соловьева, директор школы-интерната №1 для обучения и реабилитации слепых г. Москвы Иван Владимирович Вишнивецкий, директор школы № 7, осуществляющей деятельность по адаптированным основным образовательным программам из г. Сергиев-Посад Татьяна Петровна Волох, председатель Ассоциации инклюзивных школ, директор школы № 2124 «Центр развития и коррекции» г. Москвы Адель ДамировнаВильшанская.
Модератором дискуссии выступила учитель русского языка и ведущая программы «Родительский вопрос» на радио «Комсомольская правда» Дарья Завгородняя.
Участники программы обсудили целый ряд вопросов, связанных с коррекционным образованием в современной России, в том числе включение детей с ОВЗ в доступный и качественный процесс обучения и воспитания и социальную жизнь, создание комфортной атмосферы для учебы, работы и общения всех участников процесса, включая родителей и многое другое.
В своем выступлении Т.А. Соловьева отметила, что вне зависимости о того, в какой образовательной организации особый ребенок получает образование, оно будет носить специальный характер и требовать специальных условий.«Где бы ребенок с особыми потребностями ни получал образование, оно должно быть во всех смыслах специальным: это касается подходов, условий, содержания и методов. Большинству таких детей нужна специальным образом структурированная среда, включающая в себя оборудование и оснащение классов, библиотек, коридоров, спортивных залов, обеспечение специальными учебниками, дидактическими материалами, особую организацию самого учебного процесса», - отметила она. В стране введены соответствующие образовательные стандарты и образовательные программы, проводится много образовательных мероприятий, направленных на повышение квалификации. Татьяна Александровна также подчеркнула роль и значимость федерального проекта «Современная школа», реализуемого в рамках Нацпроекта «Образование». «Ситуация, безусловно, меняется к лучшему, но есть проблемы. Например, необходимо понять, насколько на всей территории РФ каждому ребенку и в полном объеме доступны услуги по его образованию и комплексной реабилитации. Это вопрос требует обсуждения в части отношения к инклюзивному образованию и к образованию в условиях отдельных специальных школ. В 2018-2019 учебном году инклюзию для своего ребенка выбирало чуть более 124 000 семей, а в 2019-2020 году уже 170 000». Такая динамика связана с увеличением числа детей с ЗПР, с нарушениями речи, сказала директор ИКП РАО. Для детей же с сенсорными и интеллектуальными нарушениями подобная тенденция не прослеживается –родители таких детей выбирают изначально специальные школы.
Татьяна Александровна также обратила внимание участников встречи на кадровую проблему. «Дефицит учителей-дефектологов нарастает, причем не только в плане тифло- и сурдопедагогов, где этот показатель, увы, самый высокий, особенно за пределами Москвы и Московской области, а также Санкт-Петербурга и Ленинградской области, но и в отношении логопедов и олгофренопедагогов». Она предложила в ближайшей перспективе инициировать обсуждение вопроса активности самих школ в плане обеспечения кадрами.
Говоря о факторах, влияющих на выбор родителями школы, директор ИКП заметила, что для детей, которым требуется больше времени для решения заданий и особая адаптация,одни стандартные технические условия не помогут. «Педагог ориентируется на большинство, на это ориентировано и оборудование, и дидактические материалы, и организация времени учебного процесса, создания среды, а те дети, которым нужно больше времени либо иной способ передачи информации, заведомо попадают в невыгодные для себя обстоятельства». Просто «приклеить» к педагогическому процессу специальные условия, которые автоматически обеспечат успех в обучении каждому особому ребенку, не получится – и родители должны изначально это понимать. Если они нацелены на обучение с учетом индивидуальных особенностей, тогда выбирается специальная школа. В ином случае – коррекционная.
Участники передачи также единодушно отметили, что школы дают возможность детям социализироваться. По их мнению, это не менее важная составляющая, чем обучение.