РЕЗОЛЮЦИЯ III Всероссийского съезда дефектологов
III Всероссийский съезд дефектологов (далее – Съезд) прошел в городе Москве с 14 по 15 ноября 2019 г. Инициатором и Организатором проведения Съезда выступило Министерство просвещения Российской Федерации, оператором Съезда – ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования».
В Съезде приняли участие 866 делегатов – представителей 78 субъектов Российской Федерации и 78 образовательных организаций высшего образования Российской Федерации.
Цель проведения Съезда - выделение тенденций и обозначение перспектив развития российской дефектологической науки и практики.
В рамках Съезда были проведены:
- брифинг-площадки на актуальные темы «Дефектология как наука: достижения, перспективы и пути развития», «Дополнительное профессиональное образование педагога-дефектолога: как обеспечить качество?», «Стратегия развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью до 2030 года и перспективы ее реализации», «Система сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, проживающих в ДДИ и ПНИ», «Специальное (дефектологическое) образование: вчера, сегодня, завтра», «Престиж и востребованность профессии «учитель-дефектолог»;
- пленарное заседание;
- награждение почетными знаками «За личный вклад в развитие дефектологии», «За верность профессии».
В результате работы Съезда были актуализированы вопросы создания условий для развития дефектологической науки и практики в Российской Федерации, в числе которых:
- качество профессиональной подготовки учителей-дефектологов и учителей-логопедов в системе высшего и дополнительного профессионального образования;
- востребованность и престиж профессий учитель-логопед и учитель-дефектолог, оценки готовности к профессиональной деятельности в современных условиях, в том числе с учетом демографических и социально-экономических изменений;
- развитие отечественной дефектологии, доступность и трансляция результатов фундаментальных и прикладных исследований в практику образования и психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, сопровождения их семей;
- поэтапность внедрения Стратегии развития образования обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, освещение основных векторов и точек роста российской системы образования детей и взрослых
с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, условий и механизмов развития наиболее перспективных направлений; - поддержка инициатив создания эффективных моделей специального и инклюзивного образования, психолого-педагогической реабилитации.
Делегаты Съезда ОТМЕЧАЮТ:
положительные изменения в практике специального и инклюзивного образования, обусловленные развитием государственной политики в сфере защиты прав обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
важность разработки и принятия Стратегии развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью до 2030 года как основного документа, определяющего приоритетные направления и ключевые точки роста системы непрерывного доступного качественного образования лиц указанной категории,
повышение роли дефектологической науки в проектировании и стандартизации современных диагностических, коррекционно-развивающих инструментов, обоснованных подходов к сопровождению всех участников образовательных отношений,
необходимость доработки и принятия профессионального стандарта «Педагог-дефектолог» и модернизации на его основе программ подготовки и переподготовки профильных специалистов по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»,
необходимость принятия комплексных мер по преодолению дефицита высококвалифицированных кадров в системе образования и психолого-педагогической абилитации обучающихся с ограниченными возможностями.
Делегаты Съезда СЧИТАЮТ ЦЕЛЕСООБРАЗНЫМ РЕКОМЕНДОВАТЬ:
Министерству просвещения Российской Федерации:
- Разработать и утвердить комплексный план реализации Стратегии развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью до 2030 года.
- Совместно с заинтересованными органами и организациями доработать профессиональный стандарт «Педагог-дефектолог». Разработать план его поэтапного внедрения на территории Российской Федерации.
- Совместно с Министерством науки и высшего образования РФ провести мониторинг распределения контрольных цифр приема в образовательных организациях высшего образования по образовательным программам в рамках направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» за последние три года.
- Разработать нормативно-правовые основания взаимодействия образовательных и иных организаций, в том числе психоневрологических интернатов, при реализации специальных индивидуальных программ развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью.
- Совместно с Федеральным агентством по делам молодежи разработать методические рекомендации по развитию добровольчества и организации волонтерской деятельности в сфере сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью.
- Провести мониторинг результатов освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья адаптированных основных общеобразовательных программ; доработку требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по результатам мониторинга.
- Способствовать развитию олимпиадного движения среди школьников с ограниченными возможностями здоровья, появлению специальных филологических направлений олимпиадного движения, адресованных обучающимся с нарушениями слуха и коммуникации.
- Оптимизировать процедуры разработки, апробации и издания специальных учебников и учебных пособий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Министерству науки и высшего образования РФ:
- Способствовать развитию фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере дефектологии, в том на междисциплинарной научной основе, созданию и развитию научно-педагогических школ в ведущих образовательных организациях высшего образования страны.
- Разработать стандартизированные требования к программам профессиональной переподготовки по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».
- Провести обновление Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в части подготовки учителей-логопедов и учителей-дефектологов, включая переход на пятилетний срок обучения с введением специализаций для формирования необходимых профессиональных компетенций.
- Увеличить количество бюджетных мест на направление подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» по очно-заочной форме обучения при реализации непрерывного образования в системе педагогический колледж-ВУЗ; возобновить целевой прием и целевое обучение студентов.
- Предусмотреть открытие современных учебных лабораторий, оснащённых аппаратным оборудованием, дидактическими материалами, на базе педагогических университетов, реализующих программы подготовки по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования:
- Разработать и обеспечить реализация региональных комплексных планов реализации государственной Стратегии развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью до 2030 года.
- Предусмотреть экономические и социальные меры по привлечению и удержанию в профессии квалифицированных кадров в области дефектологии, по совершенствованию системы оплаты труда специалистов, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью.
- Создавать условия для развития региональных моделей непрерывного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью с вовлечением в образовательно-реабилитационные процессы всех заинтересованных лиц.
- Создавать условия для развития системы сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, находящихся в психоневрологических интернатах и детских домах-интернатах; обеспечивать координацию образовательной деятельности и предоставления социальных услуг в целях применения единых требований к реализации специальных индивидуальных программ развития, реализации права на профессиональное обучение вне интерната для большинства воспитанников.
- Организовывать и проводить ежегодные региональные конкурсы профессионального мастерства для педагогов-дефектологов образовательных организаций с целью популяризации профессии педагога-дефектолога в рамках Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России».
Презентации докладчиков
Фотографии 14.11.2019 Фотографии 15.11.2019
Видеозапись 15.11.2019 Видеоролик про съезд дефектологов
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Организатор Съезда – Министерство просвещения Российской Федерации.
Цель проведения III Всероссийского съезда дефектологов (далее – Съезд): выделение тенденций и обозначение перспектив развития российской дефектологической науки и практики.
Задача Съезда: актуализация вопросов совершенствования и развития дефектологической науки и практики в Российской Федерации.
Ключевые вопросы Съезда:
- качество профессиональной подготовки учителей-дефектологов и учителей-логопедов в системе высшего и дополнительного профессионального образования;
- востребованность и престиж профессий учитель-логопед и учитель-дефектолог, оценки готовности к профессиональной деятельности в современных условиях, в том числе с учетом демографических и социально-экономических изменений;
- развитие отечественной дефектологии, доступность и трансляция результатов фундаментальных и прикладных исследований в практику образования и психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, сопровождения их семей;
- поэтапность внедрения Стратегии развития образования обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, освещение основных векторов и точек роста российской системы образования детей и взрослых
с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, условий и механизмов развития наиболее перспективных направлений;
- поддержка частных инициатив создания эффективных моделей специального и инклюзивного образования, психолого-педагогической реабилитации.
Сбор вопросов по актуальным проблематикам в области российской дефектологии проводится на веб-странице III Всероссийского Съезда дефектологов по адресу: http://defectolog2019.ru.
Сроки и место проведения III Всероссийского съезда дефектологов:
14-15 ноября 2019 года, город Москва
Место проведения:
14 ноября 2019 года (1-й день Съезда) – Концертный зал Правительства Москвы (метро «Смоленская», улица новый Арбат, д. 36)
15 ноября 2019 года (2-й день Съезда) – Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Московский международный Дом музыки» (метро «Павелецкая», Космодамианская набережная, д. 52, стр. 8)
Целевая аудитория:
В работе Съезда принимают участие почетные гости, официальные лица, представители органов исполнительной власти, делегаты от регионов, а также члены некоммерческих и общественных организаций.
Регламент участия и процедура регистрации
Вход на все мероприятия Съезда осуществляется по персональным приглашениям или предварительной регистрации.
Делегация каждого субъекта Российской Федерации составляет от 5 до 8 человек.
Распределение квот участников от субъекта Российской Федерации:
• специалист органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (руководитель делегации) – 1 человек;
• представитель организации дополнительного профессионального образования, обеспечивающей профессиональную переподготовку и повышение квалификации в области дефектологии – 1 человек;
• представители образовательных организаций высшего образования, расположенных в субъекте и осуществляющих подготовку по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» - до 2 человек;
• педагоги-дефектологи образовательных организаций, центров психолого-медико-педагогического сопровождения, психолого-медико-педагогических комиссий – до 4 человек.
Данные квоты являются примерными, окончательное распределение осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования.
Официально приглашенные лица (почетные гости): политики, общественные деятели, выдающиеся ученые – дефектологи, руководители образовательных организаций высшего образования, руководители фондов.
Контактная информация
Организационное, техническое и информационное сопровождение Съезда осуществляет федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» (ФГБНУ «ИКП РАО»).
Необходимую информацию об организации и проведении Съезда можно получить по телефонам: (499) 245-04-52, (499) 246-96-66 или электронной почте: info@ikp.email
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ III ВСЕРОССИЙСКОГО СЪЕЗДА ДЕФЕКТОЛОГОВ
14 ноября 2019 г. (четверг)
Концертный зал Правительства Москвы (м. Смоленская, улица Новый Арбат, д. 36)
9.00 - 10.00 | Регистрация участников | |
БРИФИНГ ПЛОЩАДКИ | ||
10:00 – 11:30 | Площадка 1.
Большой конференц-зал |
Дефектология как наука: достижения, перспективы и пути развития
Модераторы: Коробейников Игорь Александрович, заместитель директора ФГБНУ «ИКП РАО» по научной деятельности, доктор психологических наук; Кобрина Лариса Михайловна, проректор по научной работе ГАОУ ВО ЛО «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина», доктор педагогических наук Вопросы для обсуждения: — современная проблематика научных исследований и отраслевая потребность системы специального и инклюзивного образования — пути привлечения молодых исследователей в современных социально-экономических условиях — портрет ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи – перспективы и задачи исследования — современная наука – школе: пути научно-методической поддержки и сопровождения развивающейся практики — возможности расширения тематики межотраслевых научных исследований — комплексная реабилитация детей с ОВЗ и с инвалидностью – новые задачи науки и практики — цифровизация в специальном и инклюзивном образовании Спикеры: Бабкина Наталия Викторовна, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «ИКП РАО», доктор психологических наук; Гостар Анна Алексеевна, заместитель заведующего отделением по учебной работе Педагогического института ФГБОУ ВО «ИГУ», кандидат психологических наук, доцент; Денисова Ольга Александровна, директор РУМЦ СЗФО, заведующий кафедрой дефектологического образования ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет», доктор педагогических наук; Карпова Дарья Андреевна, заместитель директора по опытно-экспериментальной работе и повышению квалификации ФГБНУ «ИКП РАО»; Кузьмичева Татьяна Викторовна, директор Психолого-педагогического института ФГБОУ ВО МАГУ, кандидат педагогических наук, доцент; Либлинг Мария Михайловна, ведущий научный ФГБНУ «ИКП РАО», кандидат психологических наук; Соловьева Татьяна Александровна, и.о. директора ФГБНУ «ИКП РАО», доктор педагогических наук; Филатова Юлия Олеговна, директор учебно-научного центра междисциплинарных исследований в специальном и инклюзивном образовании ФГБОУ ВО «МПГУ», доктор педагогических наук, доцент; Хитрюк Вера Валерьевна, директор Института инклюзивного образования БГПУ им. М. Танка, доктор педагогических наук, доцент |
Площадка 2.
Малый конференц-зал |
Дополнительное профессиональное образование педагога-дефектолога: как обеспечить качество?
Модераторы: Алмазова Анна Алексеевна, директор Института детства ФГБОУ ВО МПГУ, кандидат педагогических наук; Волосовец Татьяна Владимировна, директор ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», кандидат педагогических наук Вопросы для обсуждения: — примерные программы дополнительного профессионального образования как средство контроля качества — профессиональные запросы специалистов и содержание новых квалификаций - всегда ли одно соответствует другому — дистанционное образование и электронное обучение в системе дополнительного профессионального образования педагогов-дефектологов — профессиональная переподготовка и какой она должна быть сегодня самообразование с использованием открытых учебных онлайн курсов – перспективы развития Спикеры: Воронкова Валентина Васильевна, советник при ректорате ГБОУ ВО МО «АСОУ», доктор педагогических наук, профессор; Грибова Ольга Евгеньевна, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «ИКП РАО», кандидат педагогических наук; Григоренко Наталья Юрьевна, доцент кафедры логопедии Института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ, кандидат педагогических наук; Сайфутдинова Рамзия Альбертовна, начальник отдела повышения квалификации и переподготовки в сфере дефектологии НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования»; Тишина Людмила Александровна, доцент, заведующий кафедрой специального (дефектологического) образования факультета клинической и специальной психологии ФГБОУ ВО МГППУ, кандидат педагогических наук; Хайртдинова Лена Фаритовна, доцент кафедры Специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «БГПУ им. М.Акмуллы», кандидат педагогических наук; Шипилова Елена Викторовна, старший преподаватель кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «ВГСПУ»; Яковлева Наталья Николаевна, доцент, заведующий кафедрой специальной (коррекционной) педагогики Института детства СПб АППО, кандидат педагогических наук |
|
11:30 – 13:00 | Площадка 1.
Большой конференц-зал |
Стратегия развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью до 2030 года и перспективы ее реализации
Модераторы: Терехина Ирина Олеговна, директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России; Соловьева Татьяна Александровна, и.о. директора ФГБНУ «ИКП РАО», доктор педагогических наук Вопросы для обсуждения: — приоритеты государственной политики в сфере образования и комплексной реабилитации лиц с ОВЗ и с инвалидностью — основные векторы и точки роста в развитии национальной системы лиц с ОВЗ и с инвалидностью — поэтапное внедрение стратегии и оценка его эффективности (целевые показатели) — изменение роли родителей – поиск новых путей сопровождения семьи — каким будет образование детей с ОВЗ и с инвалидностью в 2030 году — что изменится в профессиональной жизни специалиста, работающего с обучающимся с ОВЗ и с инвалидностью, к 2030 году Спикеры: Абкович Алла Яковлевна, начальник Отдела перспективных научных исследований ФГБНУ «ИКП РАО», кандидат педагогических наук; Богданова Тамара Геннадиевна, профессор кафедры психолого-педагогических основ специального образования Института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ, доктор психологических наук; Вильшанская Аделя Дамировна, ведущий эксперт Ассоциации «Ассоциация инклюзивных школ», кандидат педагогических наук; Денискина Венера Закировна, доцент кафедры тифлопедагогики Института детства ФГБОУ ВО «МПГУ», кандидат педагогических наук, доцент; Ильина Светлана Юрьевна, заведующий кафедрой олигофренопедагогики РГПУ им. А. И. Герцена, доктор педагогических наук, профессор; Корнев Александр Николаевич, заведующий лабораторией нейрокогнитивных технологий ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России, доктор психологических наук; Никольская Ольга Сергеевна, главный научный сотрудник ФГБНУ «ИКП РАО», доктор психологических наук, профессор; Разенкова Юлия Анатольевна, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «ИКП РАО», доктор педагогических наук, доцент; Ткачева Виктория Валентиновна, профессор кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии Института детства ФГБОУ ВО «МПГУ», доктор психологических наук, профессор; Шпицберг Игорь Леонидович, руководитель Центра реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир»; Яхнина Елена Захаровна, профессор кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики Института детства ФГБОУ ВО «МПГУ», кандидат педагогических наук, доцент |
Площадка 2.
Малый конференц-зал |
Система сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, проживающих в ДДИ и ПНИ
Никандрова Татьяна Сергеевна, зав. кафедрой олигофренопедагогики и специальной психологии ФГБОУ ВО МПГУ, кандидат педагогических наук; Яковлева Ирина Михайловна, заведующий кафедрой олигофренопедагогики и клинических основ специальной педагогики Института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ, доктор педагогических наук Вопросы для обсуждения: — нормативно-правовые и этические вопросы профессиональной деятельности сотрудников ДДИ/ПНИ в части организации образования лиц, проживающих в указанных организациях — профессиональные дефициты при работе с данной категорией лиц и пути их преодоления — проектирование адаптированных образовательных программ общего образования детей и взрослых, проживающих в ДДИ/ПНИ — современные технологии помощи детям и взрослым, проживающим в ДДИ/ПНИ, – есть ли готовые решения — профессиональное обучение подростков и взрослых, проживающих в ДДИ/ПНИ, и возможности его организации Спикеры: Бондарь Татьяна Алексеевна, учитель-логопед РБОО «Центр лечебной педагогики»; Забрамная София Давыдовна, профессор кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии ФГБОУ ВО «МПГУ», кандидат педагогических наук, профессор; Иванов Евгений Александрович, педагог-организатор, ведущий специалист по IT-технологиям ГБУ ЦССВ «Вера Надежда Любовь»; Исаева Тамара Николаевна, доцент кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент; Константинова Ирина Сергеевна, нейропсихолог РБОО «Центр лечебной педагогики», кандидат психологических наук; Краснова Юлия Семеновна, координатор АНО комплексного социального обслуживания «Православный Свято-Софийский социальный дом»; Романова Елизавета Александровна, методист ЦВС ГБУ ЦССВ «Вера Надежда Любовь», директор АНО РЦ «Вера Надежда Любовь»; Титова Оксана Владимировна, заместитель заведующего кафедрой олигофренопедагогики и клинических основ специальной педагогики по науке Института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ, кандидат педагогических наук, доцент; Царев Андрей Михайлович, директор Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области, директор Федерального ресурсного центра по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с ТМНР кандидат педагогических наук; Шевырева Татьяна Вячеславовна, профессор кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии ФГБОУ ВО «МПГУ» кандидат педагогических наук, доцент; Шпитальский Александр Георгиевич, заместитель директора по социальной и воспитательной работе ГКУ ЦССВ «Доверие»; Щербакова Светлана Михайловна, дефектолог АНО комплексного социального обслуживания «Православный Свято-Софийский социальный дом», г. Москва |
|
13.00 – 14.00 | Кофе-брейк | |
14.00 – 15.30 | Площадка 1.
Большой конференц-зал |
Специальное (дефектологическое) образование: вчера, сегодня, завтра
Модераторы: Приходько Оксана Георгиевна, директор Института специального образования и комплексной реабилитации, заведующий кафедрой логопедии ГАОУ ВО МГПУ, доктор педагогических наук; Кантор Виталий Зорахович, проректор по инклюзивному образованию ФГБОУ ВО «РГПУ им. А.И. Герцена», доктор педагогических наук Вопросы для обсуждения: — бакалавриат или специалитет – что обеспечит качество подготовки будущих специалистов дефектологов — ФГОС 3++ как инструмент проектирования образовательных программ высшего образования при подготовке дефектологов — целесообразность введения интернатуры или постдипломной стажировки дефектологов — целевой набор и целевое обучение как решение проблемы кадрового дефицита педагогов-дефектологов — учебно-методическое объединение по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» – поиск новых форм организации межвузовского взаимодействия — сетевое партнерство вузов, общеобразовательных и общественных организаций – реалии и перспективы — востребованность направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» среди абитуриентов Спикеры: Агавелян Рубен Оганесович, директор Института детства ФГБОУ ВО «НГПУ», доктор психологических наук, профессор; Артёмова Ева Эдуардовна, декан факультета клинической и специальной психологии ФГБОУ ВО «МГППУ», кандидат педагогических наук, доцент; Буковцова Нина Ивановна, декан факультета психологии и специального образования ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет», кандидат педагогичексих наук, доцент; Волковская Татьяна Николаевна, профессор кафедры логопедии Института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ, доктор психологических наук; Ворошнина Ольга Руховна, заведующий кафедрой специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «ПГГПУ», кандидат психологических наук, доцент; Дмитриев Алексей Андреевич, декан факультета специальной педагогики и психологии МГОУ, доктор педагогических наук, профессор; Кулакова Елена Владимировна, декан дефектологического факультета Института детства ФГБОУ ВО «МПГУ», кандидат педагогических наук, доцент; Назарова Наталия Михайловна, заведующий кафедрой психолого-педагогических основ специального образования Института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ, доктор психологических наук; Скуратовская Марина Леонидовна, заведующий кафедрой дефектологии и инклюзивного образования ДГТУ, доктор педагогических наук, доцент; Филатова Ирина Александровна, директор института специального образования ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», кандидат педагогических наук, профессор |
Площадка 2.
Малый конференц-зал |
Престиж и востребованность профессии «учитель-дефектолог»
Модераторы: Филичева Татьяна Борисовна, президент Союза дефектологов, профессор кафедры логопедии ФГБОУ ВО «МПГУ», доктор педагогических наук; Крюков Георгий Валерьевич, исполнительный директор Союза дефектологов Вопросы для обсуждения: — портрет современного молодого специалиста в сфере коррекционной педагогики и специальной психологии — меры стимулирования поддержки при трудоустройстве молодых специалистов — современные условия труда – цифровизация образования, новые ассистивные технологии и инструменты психолого-педагогической реабилитации — профессиональный стандарт педагога-дефектолога – перспективы, доработки, практика — новые задачи профессиональной деятельности – новые требования к профессиональным компетенциям — преимущества членства педагогов-дефектологов в региональных и межрегиональных профессиональных общественных ассоциациях — расширение международного сотрудничества с крупнейшими профессиональными ассоциациями Спикеры: Арутюнян (Андронова) Лилия Зиновьевна, кнаучный руководитель специалистов речевого центра «Арлилия», андидат педагогических наук, профессор; Балдина Екатерина Адольфовна, учитель-логопед высшей категории, победитель Всероссийского конкурса «Учитель-дефектолог – 2019»; Евтушенко Илья Владимирович, профессор кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии Института детства ФГБОУ ВО «МПГУ», доктор педагогических наук; Левченко Ирина Юрьевна, заведующий лабораторией инклюзивного образования Института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ, доктор психологических наук; Ли Ла, доцент Нанкинского педагогического института специального образования, КНР; Орлова Ольга Святославна, главный научный сотрудник ФГБУ НКЦО ФМБА России, вице-президент Ассоциации фониатров и фонопедов, профессор кафедры логопедии Института детства ФГБОУ ВО «МПГУ», доктор педагогических наук, профессор; Симакова Оксана Сергеевна, директор Центра комплексного сопровождения инклюзивного образования ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», кандидат педагогических наук; Сорокоумова Светлана Николаевна, профессор кафедры социологии и психологии управления Нижегородского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ, доктор психологических наук; Туманова Татьяна Володаровна, член Комитета логопедической помощи при РАС Международной ассоциации логопедов и фониатров, профессор кафедры логопедии Института детства ФГБОУ ВО «МПГУ», доктор педагогических наук, профессор; Тюрина Надия Шамильевна, доцент кафедры психолого-педагогических основ специального образования Института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ, кандидат педагогических наук; Чанг Маолин, декан факультета реабилитационных наук Нанкинского педагогического института специального образования, КНР |
15 ноября 2019 г. (пятница)
Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы
«Московский международный Дом музыки»
(м. Павелецкая, Космодамианская набережная, д. 52, стр. 8)
8.30-9.30 | Регистрация участников, прием почетных гостей Съезда | |
9.30-10.00 | Кофе-брейк | |
10.00 – 11.30 | ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ | |
10.00 – 10.20 | Васильева Ольга Юрьевна, Министр просвещения Российской Федерации | |
Приветственное слово, награждение Министром почетных участников Съезда в номинации «За личный вклад в развитие дефектологии» | ||
10.20.-10.40 | Приветственные адреса | Смолин Олег Николаевич, первый заместитель председателя комитета по образованию Государственной Думы
Малофеев Николай Николаевич, вице-президент РАО, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор Приветственные адреса федеральных органов исполнительной власти |
10.40-11.00 | Доклад | Синюгина Татьяна Юрьевна, заместитель Министра просвещения Российской Федерации
«Государственная политика в сфере защиты прав детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью» |
11.00-11.20 | Доклад | Боровская Марина Александровна, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации
«О модернизации дефектологического образования» |
11.20 -11.40 | Доклад | Соловьева Татьяна Александровна, и.о. директора ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО», доктор педагогических наук
«Стратегия развития науки и практики в сфере образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» |
11.40-12.00 | Выступления модераторов с предложениями в Резолюцию Съезда | |
12.00 – 13.40 | ТОРЖЕСТВЕННОЕ ЗАВЕРШЕНИЕ РАБОТЫ СЪЕЗДА
Награждение почетных участников Съезда в номинации «За верность профессии» |
|
17.30-19.00 | Публичные лекции ведущих ученых на площадках вузов Москвы |