ИКП РАО принял участие в Международном научном форуме по проблемам специального образования
22 апреля 2020 года в Ленинградском Государственном Университете им. А.С. Пушкина состоялся международный научный форум в формате телемоста «Специальное образование XXI века: от ранней помощи до профессиональной подготовки».
Организаторами форума выступили Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области, Экспертный совет по специальному образованию при Комитете Государственной Думы РФ по образованию и науке, ЛГУ им А.С. Пушкина, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка, профильные ресурсно-методические центры Северо-Западного федерального округа РФ и Республики Беларусь.
В мероприятии приняли участие ведущие эксперты из 30 регионов Российской Федерации, педагоги и научные сотрудники Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Узбекистан, Республики Таджикистан, а также Луганской Народной Республики. Более 600 человек представляли образовательные организации всех уровней – 60 вузов и ресурсных центров, 160 детских садов и школ.
Программа форума предполагала обсуждение ряда важнейших вопросов, связанных с перспективами специального образования. В ходе работы были рассмотрены модели межведомственного комплексного сопровождения детей дошкольного и школьного возраста с признаками отклонений в развитии и семей, их воспитывающих, особенности и специфика регионального опыта, региональные практики инклюзивных систем образования и психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидов, вопросы психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ранним детским аутизмом, а также комплексной медико-психолого-педагогической реабилитация детей с кохлеарными имплантами. Особое внимание было уделено сопровождению профориентации и обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в организациях профессионального образования, их социально-культурная реабилитация лиц с ОВЗ и инвалидов в организациях среднего профессионального и высшего образования.
С приветственным словом к участникам форума обратился председатель Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Сергей Валентинович Тарасов. Он отметил, что решение проблем детей с ОВЗ требует не только создания и стабильного функционирования системы их сопровождения, но и перестройки сознания общества. Он рассказал об опыте Ленинградской области, подчеркнув, что в регионе сохранена сеть образовательных организаций, и сегодня идет работа над созданием новых специализированных учебных заведений. «Мы закладываем современные научные подхода и концепцию развития, на основе которой уже рождается сам проект», - сказал он.
В свою очередь ректор ЛГУ им.А.С. Пушкина Станислав Германович Еремеев отметил, что одной из задач форума является выработка необходимых материалов и рекомендаций для законодательного корпуса РФ, которые позволят гуманизировать систему помощи детям с ОВЗ.
В ходе пленарного заседания с докладами выступили проректор по инклюзивному образованию РГПУ им. А.И. Герцена В.З. Кантор, проректор по научной работе Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина Л.М, Кобрина, председатель Экспертного совета по специальному образованию при Комитете Государственной думы по образованию и науке Г.В.Семья, вице-президент РАО Н.Н. Малофеев, профессор МГППУ В.Н. Ослон, директор ИКП РАО, член экспертного совета по специальному образованию при Комитете Государственной Думы Российской Федерации по образованию и науке Т.А. Соловьева и другие.
В своем выступлении на тему «Вопросы включения в цифровую образовательную среду обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» директор ИКП РАО, доктор педагогических наук Татьяна Александровна Соловьева отметила, что целью и задачами образовательного процесса является обеспечение совокупности условий взаимодействия между тем, кто обучает, и тем, кого обучают. Она рассказала о первых итогах исследований ИКП в изучении потребностей профильных образовательных учреждений и педагогов в цифровых ресурсах (мониторинг), а также формулировке требований к их разработке. Т.А. Соловьева отметила, что институтом разработана программа оценки ЦОР и бланки экспертных заключений.
По данным ИКП РАО, сегодня 85% образовательных организаций признаются в отсутствии полноценного доступа к цифровому образованию. Это связано в первую очередь, с тем, что не разработаны регламенты on-line обучения. «Не продуманы подходы к организации деятельности детей в удаленном формате», - подчеркнула она. С другой стороны, школы испытывают потребность в современных цифровых образовательных средствах (речь не идет о компьютерной технике). Необходима и унификация подходов к использованию информационных ресурсов – сегодня он осуществляется большинством педагогов бессистемно и спорадически. «Закупаемые же вместе со специальным оборудованием стандартные приложения не учитывают индивидуальных сообенностей ребенка с ОВЗ», - отметила Т.А. Соловьева.
Далее директор ИКП РАО осветила, в частности, вопросы базовых образовательных характеристик цифрового образовательного контента, а также остановилась на опыте и текущей деятельности Института коррекционной педагогике в области дистанционного обучения. «На сайте института есть специальный раздел, который содержит рекомендации для специалистов в разбивке по всем нозологическим группам детей, возрастам, для родителей, педагогов. Здесь также расположены обучающие вебинары, «пошаговые» советы для родителей, охватывающие все этапы работы с ребенком, лучшие региональные практики образовательных учреждений», - сказала Т.А. Соловьева. В целом, сегодня институт нацелен на проведение широкого качественного анализа и получение новых данных для решения научно-методических задач, связанных с обеспечение процесса не с позиции исключительно компьютерных технологий, а с точки зрения смыслов и содержания организации деятельности, включения в нее всех участников и удержания высокого уровня эффективности (полностью выступление Т.А. Соловьевой доступно здесь).
Также в рамках телемоста состоялось заседание Экспертного совета по специальному образованию при Комитете Государственной Думы РФ по образованию и науке. Его участники рассмотрели международный опыт в области специального образования, а также обсудили возможности взаимодействия совета со странами СНГ по обмену опытом в этой сфере.