Ежегодно 19 ноября в России отмечается Международный день дефектолога. Этот профессиональный праздник специалистов психолого-педагогического сопровождения впервые отметили в 2004 году.

Дефектолог – специалист, помогающий детям, подросткам и взрослым с особыми образовательными потребностями познавать окружающий мир, преодолевать трудности, развивать бытовые навыки, адаптироваться в общество.

В России понятия «дефектолог» и «дефектология как наука» прошли долгий исторический путь. В 1806 году в Санкт-Петербурге императрицей Марией Федоровной было открыто первое училище глухонемых, а в 1807 – Институт слепых, организованный с помощью выдающегося французского тифлопедагога Валентина Гаюи. В 30-е годы XIX века появились первые специализированные труды по обучению и воспитанию глухонемых детей. Однако до конца столетия работы по созданию научного подхода к изучению, воспитанию и обучению особых детей велись неравномерно.

Во второй половине XIX века специальная педагогика претерпевает значительные изменения. Начинают складываться национальные научные школы сурдо-, тифло- и олигофренопедагогики, подниматься вопросы социальной адаптации и интеграции детей с отклонениями в развитии в общество посредством воспитания.

Идея общественного образования детей с особенностями развития получает развитие в начале XX века. Выходят в свет многочисленные научные труды – М.В. Богданова-Березовского, Г.Я. Трошина, Г.И. Россолимо, И.А. Сикорского, Ф.А. и Н.А. Рау, первое учебное пособие для дефектологов под ред. В.П. Кащенко. С 1908 года в Москве формируется научно-практический дефектологический центр на базе школы-санатория В.П. Кащенко, который впоследствии станет базой для подготовки педагогов-дефектологов и родоначальником будущего Научно-исследовательского института дефектологии (ныне – Институт коррекционной педагогики).

Усилиями В.П. Кащенко создается система подготовки педагогов-дефектологов для нужд страны, действующая сначала в рамках Педагогического института детской дефективности, затем в стенах 2-го МГУ и МГПИ. К началу 30-х годов XX века происходит переосмысление накопленного опыта и выдвижение новых положений в дефектологии.

Дефектологию начинают рассматривать как комплексную медико-педагогическую науку, а сурдо-, тифло-, олигофренопедагогики становятся ее отраслями. Логопедию признали интегративной наукой, объединяющей знания из медицинской и педагогической областей. Подготовка педагогов проводилась на специально организованных курсах, позднее была введена специализация и многоуровневая подготовка дефектологов. Сегодня получить образование по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» можно в 120 вузах Российской Федерации.

В Институте коррекционной педагогики ведется не только научная и исследовательская деятельность по всем нозологическим группам, но и осуществляется системная работа по повышению квалификации специалистов, работающих с особенными детьми в соответствии с реформами отечественного образования и запросами общества.

На сайте Института представлены научно-методические разработки сотрудников, которые могут быть использованы специалистами в практической работе, специализированная литература, систематизирующая важнейшие исследования в области обучения детей с особыми образовательными потребностями, а также электронные ресурсы и интерактивные конструкторы для учителей-дефектологов. Кроме того, на базе Института действуют учебно-методические советы по вопросам образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в задачи которых входят вовлечение педагогов в разработку и апробацию учебно-методических материалов для ФАОП, выявление и распространение передового опыта реализации адаптированных образовательных программ.

Добрый день! Вы можете заказать обратный звонок и мы перезвоним Вам в ближайшее время.
Информационная поддержка
+7 (499) 245-04-52