11 мая 2023 года в соответствии с планом проведения заседаний рабочих групп Совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (детей-инвалидов) состоялось заседание Рабочей группы по вопросам образования и психолого-педагогической помощи лицам с задержкой психического развития.
Мероприятие прошло в смешанном формате на площадке ГКОУ «Школа 2124 «Центр развития и коррекции» (г. Москва).В заседании приняли участие члены Рабочей группы, представляющие научное и педагогическое сообщество, профессиональная деятельность которых непосредственно связана с вопросами образования и комплексной абилитации детей с ЗПР: Бабкина Н.В., д.пс.н., ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» (председатель Рабочей группы); Вильшанская А.Д,, к.п.н., ГКОУ «Школа 2124 «Центр развития и коррекции» (зам. председателя Рабочей группы); Медникова Л.С., д.пс.н., ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена»; Инденбаум Е.Л., д.пс.н., ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет»; Борякова Н.Ю., к.пс.н., ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»; Крестинина И.А., к.п.н., КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области»; Лапп Е.А., к.п.н., ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»; Кузма Л.П., к.пс.н., ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»; Егупова О.В., ГБУ «Городской психолого-педагогический центр» (г. Москва); Елизарова Ю. Г., к.п.н., ГБСКОУ школа № 522 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга; Вечканова И.Г., к.п.н., ФГБУ ДПО «Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов».
В своем вступительном словек участникам заседания Н.В.Бабкина подчеркнула важность встречи и обозначила основные вопросы повестки: обновление нормативных и методических документов, актуальные вопросы психолого-педагогической помощи детям с ЗПР, реализация федеральных адаптированных образовательных программ начального и основного общего образования для обучающихся с ЗПР.
Далее Наталия Викторовна выступила с докладом, в котором подробно осветила тему обновления нормативных и методических документов, определяющих содержание общего образования обучающихся с ЗПР. «После вступления в силу в 2016 году ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ прошло достаточно много времени, и за этот период был принят целый ряд значимых документов, которые нашли отражение в тех федеральных адаптированных образовательных программах и других методических документах, которые мы сегодня рассматриваем, – сказала она. – Один из таких документов – это новый закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»». В связи с этим законом появились новые требования, касающиеся единого образовательного пространства для всех обучающихся в Российской Федерации».Было представлено программно-методическое обеспечение общего образования обучающихся с ОВЗ;содержание ФАОП: принципы и подходы к формированию ФАОП для обучающихся с ОВЗ, требования к образовательным результатам, методы и формы организации обучения. Все это Н.В. Бабкина конкретизировала на примере ФАОП НОО и ООО для обучающихся с ЗПР.
Далее с докладом выступила заместитель председателя Рабочей группы, директор ГКОУ «Школа 2124 «Центр развития и коррекции» А.Д.Вильшанская. В своем выступлении АделяДамировна презентовала опыт реализации АООП НОО для детей с ЗПР и подчеркнула важность внеурочной деятельности и развития навыков жизненной компетенции у обучающихся.
В своих докладах Наталья Юрьевна Борякова и Ирина Геннадьевна Вечканова озвучили актуальные вопросы, возникающие у специалистов дошкольного образования в связи с переходом на ФАОП ДО, и выступили с инициативой подготовить для них методические рекомендации.
В рамках заседания Рабочей группы было представлено подготовленное А.Д. Вильшанской, Н.В. Бабкиной, Л.М. Пономаревой, О.А. Скобликовой учебно-методическое пособие «Проектирование и реализация коррекционных курсов для обучающихся с задержкой психического развития на уровне основного общего образования». Рецензентом этого пособия выступила И.А. Крестинина, Ирина Алексеевна поблагодарила авторов за подготовку актуального и значимого для широкой практики материала и дала высокую оценку проделанной работе. Председатель Рабочей группы Н.В. Бабкина предложила участникам заседания сделать такую практику рецензирования постоянной и предложила подавать материалы для экспертной оценки. Данное предложение было единодушно поддержано.
Оставшееся время было посвящено обсуждению общих вопросов. В завершение заседания Наталия Викторовна Бабкина поблагодарила всех участников за плодотворную работу и наметила целевые ориентиры для следующей встречи.