29 мая 2020 года состоялся семинар-совещание «Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью», организованный Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России.

Данное мероприятие стало одним из центральных событий в рамках 2-го этапа проведения Московского международного салона образования-2020, проходящего с 28 по 30 мая.

В работе совещания приняли участие директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России Л.П. Фальковская, а от Института коррекционной педагогики РАО - и.о. директора, д.пед.н. Т.А. Соловьева (модератор), заведующий лабораторией психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями, д.пед.н. А.В. Закрепина, заведующий лабораторией комплексных исследований в области ранней помощи, д.пед.н. Ю.А. Разенкова и заведующий лабораторией образования и комплексной реабилитации детей с аутизмом, к.п.н. М.М. Либлинг, выступившие в качестве спикеров.

Семинар-совещание прошел в режиме онлайн-трансляции.

В своем выступлении директор департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России Л.П. Фальковская поблагодарила ИКП  РАО за поддержку инициативы министерства по проведению такого совещания, отметив его важность и необходимость. «Это актуальный, вызывающий очень живую реакцию и разные мнения вопрос, вопрос дистанционного образования детей с ОВЗ и инвалидностью, тем более во время ограничительного периода, вызванного коронавирусной инфекцией», - подчеркнула она. Л.П. Фальковская отметила важность работы проводимой научными организациями. «Это связано с большим количеством вопросов, требующих научного осмысления – например, техническая оснащенность, степень подготовленности педагогов к работе в такой ситуации, поддержка обучающихся и их семей, разработка цифровых инструментов обучения».

Директор департамента подчеркнула, что дистанционное обучение не заменит традиционной системы образования, хотя может и должно использоваться как образовательный инструмент в определенных ситуациях, когда, например, ребенок обучается дома по медицинским показаниям. «Проведение коррекционно-развивающих компенсирующих занятий нужно понимать и как работу специалиста в личном контакте, и как применение дистанционных технологий там, где это необходимо, причем с использованием эффективных и грамотных инструментов такого формата работы».

Вместе с тем она обратила внимание на проблемы в организации дистанционного обучения, выявленные в ходе мониторинга, организованного министерством – недостаточная техническая оснащенность, доступность и низкое качество интернет-связи в регионах, недостаточный уровень готовности обучающихся к использованию компьютерной техники.

«Необходимо не только наметить пути решения проблем дистанционного образования, новые пути научных исследований в этой сфере, но и выработать практические советы для педагогов и родителей, сохранить качество образования независимо от принципа его организации», - сказала она.

Л.П. Фальковская отметила деятельность Института коррекционной педагогики в решении этих вопросов. «Начиная с марта месяца, ИКП РАО ведет специальный раздел на своем сайте с материалами для педагогов, с лучшими практиками регионов. Там можно получить и любую консультацию от специалистов по вопросам дистанционного обучения детей с ОВЗ», - подчеркнула она. Л.П.Фальковская призвала педагогическое сообщество России «внимательно отнестись к этому ресурсу, который сегодня является наилучшим помощником в организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ».

«Основные приоритеты для нас – это доступность и качество образования учащихся с ОВЗ независимо от их образовательных потребностей и тех условий, в которых они получают образование», - отметила в начале своего выступления директор ИКП РАО Т.А. Соловьева. Татьяна Александровна ознакомила участников семинара с теми ресурсами, которые Институт предоставил и продолжает предоставлять в помощь педагогам, научным специалистам, родителям детей с ОВЗ по вопросам организации дистанционного обучения.

Т.А. Соловьева рассказала о структуре специально созданного раздела «Дистанционное обучение детей с ОВЗ» на сайте ИКП РАО. Для специалистов Институт предлагает методические рекомендации, советы для работы с детьми с ЗПР, НОДА, РАС, интеллектуальными нарушениями, нарушениями слуха и речи, т.е. по тем категориям детей, по которым задавалась основная масса вопросов в условиях дистанционного обучения. В ближайшее время будут размещены материалы и для других категорий учащихся с ОВЗ.

«Рекомендации же для родителей преследуют цель организации режима обучения дома, - отметила Т.А. Соловьева. – Речь идет, в частности, об организации развивающих занятий, интересных и понятных всем участникам». Важно было в этой ситуации поддержать родителей, поскольку время, проводимое вместе с ребенком, увеличилось. Директор ИКП РАО обратила внимание на то, что данный блок рекомендаций предназначен в большей степени даже не родителям школьников, а родителям детей с ОВЗ раннего и дошкольного возраста. «Это связано с тем, что дошкольники с ОВЗ, оказавшиеся дома, требуют особого внимания при соблюдении непрерывности коррекционно-развивающего процесса».

Кроме того, Институт проводит вебинары, а также реализует новую форму поддержки – онлайн-консультации (ответы на вопросы в режиме реального времени), которые пользуются большим спросом. Только в мае вебинары просмотрели более 18 600 человек, а 33 консультации сотрудников ИКП РАО – почти 4 800.

«Этот формат будет развиваться, - заявила Т.А. Соловьева, - тем более что первый опыт показал: педагогическое сообщество еще не в полной мере осмыслило именно внутреннее содержание специфики процесса дистанционного обучения». Есть большие проблемы у школ с выбором и использованием лучших практик для конкретных групп и категорий детей. «Но главное здесь – не формальное предоставление услуги доступа, а качественное содержание, обеспечение качественного роста, динамики детей, формирования жизненных компетенций, взаимодействия в семье, самостоятельности ребенка и так далее». При всех возникающих затруднениях нынешняя ситуация дала уникальную возможность оценить реальные результаты традиционной педагогической деятельности учителей-дефектологов, выявить, «насколько дети активны, самостоятельны, мотивированы».

Аккумулирование и представление на сайте ИКП РАО лучших практик России также является одной из важнейших задач для коллектива Института, сказала Т.А. Соловьева. Каждый поступающий материал проходит рецензирование, иногда направляются на доработку авторам. «Это позволяет, с одной стороны, повысить уровень коллег в регионах, с другой – быть институту максимально полезным».

Сегодня есть потребность в систематизации дистанционного обучения, в анализе традиционных систем, подчеркнула в заключении своего выступления директор ИКП РАО. «Сложившаяся ситуации дала возможность для анализа, поиска новых решений. И мы должны двигаться вперед в процессе организации образования детей с ОВЗ, ориентируясь на повышение его качества».

В своем выступлении заведующий лабораторией психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями, д.п.н. А.В. Закрепина отметила, что проблема дистанционного обучения для такой категории детей крайне актуальна. «По статистике, среди обучающихся с ОВЗ они составляю примерно 25% и, как правило, многие из них имеют сочетанность патологий».

Дистанционное обучение создает новую ситуацию – происходит «перезагрузка» роли учителей и родителей. По данным мониторинга, проведенного ИКП РАО, только 25% учителей считают дистанционные технологии продуктивными, при этом использование традиционного учебника на уроке считает малоэффективным более половины преподавателей. Учеников явно интересуют динамичные формы обучения и получение опыта, один учебник на уроке им не интересен. «Интересы, мотивация и привычная деятельность ученика диктуют и требуют сегодня изменений с учетом отношений в триаде «учитель-ученик-родители, - сказала она.

В целом же, подчеркнула А.В. Закрепина, ИКП РАО готов оказать специалистам и родителям всевозможную поддержку, в т.ч. в формате вебинаров и консультаций, что необходимо для поддержания здорового климата в семье с ребенком с интеллектуальными нарушениями, обеспечения эффективности дистанционного обучения в рамках комбинирования форм образования.

Заведующий лабораторией комплексных исследований в области ранней помощи, д.пед.н. Ю.А. Разенкова сосредоточила внимание участников совещания-семинара на проблеме сопровождения семей с детьми раннего возраста с ОВЗ, оказавшихся в условия самоизоляции. Дистанционные формы традиционно использовались в сфере ранней помощи – вебинары, мастер-классы, консультации на основе видеоматериалов и др. Наиболее распространенная форма – очное консультирование с последующим дистанционным сопровождением всех групп детей.

«В условиях изоляции в связи с эпидемией сотрудники Института продолжили дистанционную работу с теми родителями, которые уже получили ранее очную консультацию, а в отношении новых был запущен механизм дистанционной консультации», - сказала она. Их оказывают два специалиста, например, доктор-невролог и логопед, доктор-невролог и психолог. Свой вопрос можно задать на сайте ИКП РАО.

«Сотрудники института учли опыт других региональных организаций по оказанию ранней помощи, оперативно проанализировав 453 профильных сайта. Был также сделан анализ сайтов 30 региональных и муниципальных ППМС центров, профильных НКО, других общественных организаций, государственных структур». Это позволило систематизировать интерактивные дистанционные формы сопровождения семьи с ребенком раннего возраста как индивидуальные, так и групповые. «Все эти формы ориентированы, в первую очередь, на родителей», - отметила Ю.А. Разенкова. Она также ознакомила участников семинара с дистанционными формами самообразования и самопомощи родителям (в т.ч. интернет-проекты, ссылки на полезные ресурсы и пр.), формами немедленного реагирования специалистов на вопросы родителей (горячая линия и др.), акцентировав внимание на градацию востребованности дистанционных форм у родителей (1-е место онлайн-консультации и мастер-классы). «Родители начинают понимать не только как работать с ребенком, но и как распределять время в семье в течение дня, что очень важно в условия изоляции», - сказала она. Сотрудники ИКП РАО во взаимодействии с Министерством просвещения РФ продолжают мониторить ситуацию. Они подготовили специальную анкету по опросу родителей, которая должна помочь выявить наиболее эффективные формы поддержки семей с детьми с ОВЗ в подобных условиях. Кроме того, на сайте Института, в рамках Всероссийского онлайн-опроса размещена анкета для родителей, которая поможет выявить их ожидания и потребности, в том числе на проведение коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий  в летний период.

Заведующий лабораторией образования и комплексной реабилитации детей с аутизмом, к.п.н. М.М. Либлинг рассказала о полученном опыте сопровождения детей с РАС в период изоляции. Специалистами лаборатории было проведено 13 вебинаров и консультаций, в каждом мероприятии участвовало от 70 до 130 человек, проводится индивидуальное консультирование семей, имеющих детей с аутизмом.

Особый интерес в ходе консультаций вызвали вопросы организации режима обучения и воспитания детей с РАС, их внимания и поведения во время дистанционных уроков, организации игр и занятий во внеурочное время, улучшению дистанционного взаимодействия учителя с учеником и родителями, и т.д. «В ситуации, когда нарушен привычный режим, ребенок с аутизмом «разлаживается», чувствует себя очень дискомфортно, поэтому было много вопросов и по преодолению проблем поведения», - акцентировала Мария Михайловна.

М.М. Либлинг также выделила 5 факторов, которые помогают успешно организовать дистанционное обучение детей с аутизмом. Это налаженное взаимодействие педагога (психолога) и родителей (самый важный фактор), структуризация режима обучения, поддержание эмоционального контакта специалиста и ребенка с РАС, использование специальных обучающих технологий и помощь семье в создании/поддержании социальных контактов ребенка с РАС.

Дистанционный формат оказался полезен в плане проведения групповых встреч – он создает условия для установления диалога между ребятами, активизирует их в вопросах оказания помощи друг другу в определенных ситуациях.

М.М. Либлинг рассказала и о новом, первом в России учебном комплекте для обучения грамоте детей с аутизмом, созданном в ИКП РАО – «Личный букварь». Он учитывает психофизические особенности детей с РАС, позволяет обучить их осмысленному, не механическому чтению, и может быть адаптирован для обучения в дистанционном формате.

В заключение участники семинара ответили на поступившие вопросы, а также пригласили представителей педагогического сообщества, специалистов, родителей активно использовать ресурсы ИКП РАО, в том числе в формате двусторонней связи, для получения информации и совместной выработки необходимых и эффективных решений.