30 мая 2020 года и.о. директора ИКП РАО Татьяна Александровна Соловьева выступила на пленарной сессии/круглом столе «Особенности обучения финансовой грамотности для людей с особыми образовательными потребностями, роль финансовой грамотности в социализации и адаптации людей с инвалидностью», проходившем в рамках деловой программы Московского международного салона образования-2020.

Мероприятия было организовано Ассоциацией развития финансовой грамотности. В его работе приняли участие руководитель экспертной группы Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Юрий Божор, начальник отдела образования детей с особыми образовательными потребностями  Минпросвешения России Юлия Сачко, член Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Общественной палате РФ Светлана Бейлезон, Руководитель экспертной группы Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Вячеслав Крылов, представитель проекта «Дом под крышей» БФ «Жизненный путь» Татьяна Лукович, сооснователь инклюзивного проекта Everland Елена Мартынова и начальник отдела социокультурных проектов и программ Государственного музея – культурного центра «Интеграция» им. Н.А. Островского Анатолий Попко.

Участники круглого стола рассмотрели ряд ключевых вопросов, связанных с особенностями доведения финансовых знаний до людей с особыми образовательными потребностями, людей с инвалидностью разных нозологий, в том числе проблемы технического обеспечения, психологические и педагогические особенности образовательного процесса, ожидаемые результаты.

В своем выступления Татьяна Александровна обратила внимание участников на изменения в системе общего образования и возможности формирования предпосылок составляющих финансовой грамотности разных нозологических категорий групп обучающихся. «Сегодня разработаны и вступили в силу два ФГОС – для учащихся с интеллектуальными нарушениями и начального общего образования для обучающихся с ОВЗ. Разработаны программы дошкольного образования и в настоящее время разрабатываются программы основного общего образования», - отметила она.Таким образом, между образовательными результатами каждого этапа выстраивается связь.

Обучение финансовой грамотности предполагает «на выходе» целый набор компетенций, и здесь, конечно, есть свои особенности при работе с особыми детьми. «Никаких принципиальных ограничений для нозологических групп в формировании финансовой грамотности нет», - сказала Т.А. Соловьева. Однако образовательные результаты в этом вопросе требуют от организаторов образовательного процесса, педагогов четного осмысления всех сопутствующих аспектов на каждом уровне общего образования, учитывающие специфику обучающегося с ОВЗ».

Т.А. Соловьева привела примеры существующих сложностей. В обучении детей с ОВЗ существует так называемая «жизненная компетенция», которая предполагает решение насущных задач «здесь и сейчас». Так, для детей с нарушениями слуха необходимо сформировать в процессе обучения финансовой грамотности определенные понятия. И здесь необходимо знать, и учитывать психологию неслышащего человека – одних технических средств для передачи ему информации недостаточно.

Трудности в усвоении устной речи, с которыми сталкивается человек с нарушенным слухом, приводят к тому, что он усваивает совершенно иной образ и смысл информации, нежели содержащийся, например, в печатном буклете. «Качественное формирование любых компетенций возникает тогда, когда мы четко измерили все сопутствующие компетенции, оценили социальный опыт, качество понимания речи, невербальных систем, способность организовать коммуникацию с другими, организовать свою среду и свое поведение в другой среде», - подчеркнула она.У детей с нарушением зрения основным вопросом будет качество обучения, поскольку придется решать вопросы, связанные с возможностями использования брайлевского письма, осознанностью действия в интерфейсе во время работы в интернете, и др.

Для детей с РАС возникает риск присвоения формальных знаний в сфере финансовой грамотности. «Это объясняется тем, что мы не знаем, насколько они освоили те или иные среды – от помещения банка до цифровой среды», - подчеркнула Т.А. Соловьева. А при работе с детьми с умственной отсталостьюнеобходимо учитывать готовность детей к освоению новых знаний.

В заключение Татьяна Александровна предложила провести предварительные совместные аналитико-исследовательские работы, а также уточнить понятийный аппарат, в том числе формулировку «финансовая грамотность», определить образовательные индикаторы, чтобы понимать конкретные точки опоры и методы работы при формировании финансовой грамотности у людей с особыми образовательными потребностями.

В свою очередь начальник отдела образования детей с особыми образовательными потребностями Минпросвещения России Юлия Сачко проинформировала участников мероприятия, что программу «финансовой грамотности» можно встроить как в обязательный образовательный блок в средней школе, так и в блок, формируемый руководством учебного заведенияв системе профессионального образования. «И здесь, конечно, важно разработать программы для каждой категории обучающегося с ОВЗ – сделать это мы сможем только с помощью Института коррекционной педагогики, - которые предусматривали бы все необходимые компоненты и с качественной, и с количественной точек зрения», - заявила она.