18–19 апреля 2024 года в Самаре на базе ГБОУ Самарской области «Школа-интернат № 117 им. Т.С. Зыковой для обучающихся с ОВЗ городского округа Самара» проходила Всероссийская научно-практическая конференция «Эффективные практики коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)». Организаторами мероприятия выступили Министерство образования и науки Самарской области, Самарское управление министерства образования и науки Самарской области, ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет», НКО «Ассоциация сурдопедагогов», Региональный ресурсный центр по сопровождению инклюзивного образования детей, созданный на базе школы-интерната № 117 им. Татьяны Сергеевны Зыковой для обучающихся с ОВЗ г. о. Самара.
Основная цель конференции – совершенствование профессиональных компетенций работников в части образования и воспитания обучающихся с нарушенным слухом в условиях специальным образом структурированной и общеобразовательной среды, консолидация усилий профессиональных сообществ в области педагогики и сурдопедагогики.
В работе конференции приняли участие представители Министерства образования и науки Самарской области, Самарского управления министерства образования и науки Самарской области, сотрудники Самарского государственного социально-педагогического университета, члены Всероссийского Союза дефектологов, Ассоциации сурдопедагогов, сотрудники Ресурсного центра инклюзивного образования детей, руководители образовательных и медицинских организаций, педагоги дошкольных и школьных инклюзивных общеобразовательных организаций, ведущие специалисты, практики и ученые в области сурдопедагогики из России и гости из зарубежья.
В ходе встречи обсуждались современные практики коррекционно-развивающей работы с обучающимися с нарушенным слухом и деятельность ресурсных учебно-методических центров на территории Российской Федерации, качество коррекционно-развивающего обучения и воспитания за счет знакомства с возможностями применения современных информационных и цифровых ресурсов в учебной, коррекционной, внеурочной и внеклассной деятельности, возможные пути для развития профессионального сурдопедагогического сообщества и др.
С приветственным словом к участникам мероприятия обратилась директор ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», д.пед.н., член-корреспондент РАО Т.А. Соловьева. Татьяна Александровна отметила высокие актуальность и научную новизну темы конференции и подчеркнула, что в настоящее время результаты научных поисков, исследований и разработок в области использования цифровых образовательных ресурсов не позволяют с достаточной долей убедительности и уверенности в полученных результатах говорить о доступности, безопасности и качестве создаваемых электронных ресурсов и средств обучения. «В отношении разных нозологических и возрастных групп обучающихся вопросы включения в такую смешанную образовательную среду остаются открытыми. При этом опыт практических работников – и учителей, и педагогов-дефектологов, и логопедов – указывает на широкие возможности применения цифровых средств в реализации программ психолого-педагогической абилитации и реабилитации, в реализации тех составляющих коррекционно-развивающего процесса, которые направлены на формирование у ребенка навыков удержания во взаимодействии с меняющейся средой, навыков речевого общения и коммуникации. В том числе, когда мы говорим о таких современных реабилитационных средствах и технологиях, как технологии, работающие на принципах биологической обратной связи», – сказала Т.А. Соловьева. Директор Института коррекционной педагогики выразила уверенность в том, что у участников встречи получится обсудить сложившуюся ситуацию, подойти к ней с разных сторон – с позиции педагогики, психологии, медицины – и выработать предложения, которые станут полезными как для Самарской области, так и для других субъектов Российской Федерации, и пожелала успехов в совместной плодотворной работе.
Старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха ИКП, к.пед.н. Т.Ю. Четверикова представила доклад на тему «Сочинение по картине как вид деятельности на уроках развития речи в системе основного общего образования обучающихся с нарушениями слуха». Участникам конференции была продемонстрирована технология образовательно-коррекционной работы в аспекте развития у глухих, слабослышащих, позднооглохших и кохлеарно имплантированных обучающихся монологической речи в устной и письменной формах. Особое внимание Татьяна Юрьевна уделила вопросу подготовки учащихся к сочинению посредством организации выполнения упражнений коммуникативной направленности.
19 апреля работа конференции продолжилась в формате секционных заседаний и мастер-классов с использованием цифровых образовательных ресурсов по адаптивным образовательным программам для детей с нарушенным слухом.