Достижения науки в области создания здоровьесберегающего пространства в образовательной организации, инновационных технологий по профилактике и укреплению здоровья детей с ОВЗ в процессе обучения, определения стратегических целей развития данной отрасли в системе специального образования – таково было проблемное поле I Всероссийской конференции «Научные основы здоровьесбережения детей с особыми образовательными потребностями», прошедшей на базе ИКП РАО 18 ноября.

Среди участников конференции - исследователи в области педагогики, психологии, физиологии, гигиены, защиты прав детей; студенты и аспиранты, научные сотрудники; методисты, руководители и сотрудники организаций, реализующих процесс обучения и реабилитации детей с ОВЗ и инвалидностью; представители экспериментальных площадок, региональных органов управления образованием; специалисты психолого-медико-педагогических комиссий, центров психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.

Работа научной конференции была организована по 7 направлениям: вопросы сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ и инвалидностью: теория и практика; профилактика и реабилитация детей с ОВЗ и инвалидностью: новые вызовы, возможности и перспективы; инновационные подходы к обучению и здоровьесбережению детей с ОВЗ и инвалидностью; технологии и методики здоровьесбережения как средства совершенствования профессионализма педагога; приоритетные направления работы специалистов по медико-психолого-педагогической помощи обучающимся с ОВЗ и инвалидностью; школьное здравоохранение: потребности общества и обучающихся с ОВЗ и инвалидностью; проблемы современной гигиены и охраны здоровья обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.

В своем приветственном слове директор ИКП РАО Татьяна Александровна Соловьева отметила, что для института это направление является новым, однако очень важным и требующим междисциплинарного взаимодействия, что позволит получить запланированные результаты. «Внимание к здоровью детей является значимым вопросом, особенно в условиях дистанционного образования, требующим рассмотрения целого комплекса аспектов, начиная с квалификации педагогов», - отметила она.

Директор Центра образования №109 Евгений Александрович Ямбург сделал акцент на разработке и совместном решении стратегических задач. «Мы должны идти в этой ситуации к командным решениям, обязательно разрабатывая их и для детей, находящихся между нормой и патологией», сказал он. Он также предложил разработать программы для всех специальностей педагогических вузов, чтобы студенты имели представление об основах работы дефектолога. Е.А. Ямбург призвал обратить внимание и на решение вопросов юридического плана, связанных с социализацией особых детей.

Директор Института детства ФГБОУ ВО МПГУ Анна Алексеевна Алмазова поблагодарила ИКП РАО за высокую активность в проведении значимых научно-практических мероприятий всероссийского масштаба и отметила крайнюю актуальность, современность и новизну проблем, которые будут обсуждаться на конференции. «В нынешних условиях здоровьесбережение становится жизненной потребностью для всех участников образовательного процесса, и предложенный междисциплинарный характер сотрудничества может и должен отражаться в программах вузовской подготовки», - сказала она.

Далее в ходе пленарного заседания прозвучали доклады, посвященные ключевым элементам здоровьесбережения детей и подростков. Так, главный внештатный специалист по гигиене детей и подростков Минздрава России О.Ю. Милушкина привела подробные статистические данные о состоянии здоровья детей и подростков, динамику изменений основных параметров, а также сведения о профильной нормативной базе. В свою очередь В.Б. Войнов, и.о. директора Института возрастной физиологии РАО отметил роль факторов риска, условий жизни и образования, а также сформулировал основные направления здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения. Он также ознакомил участников конференции с материалами проекта по созданию единого здоровьеохранного образовательного пространства, который реализуется в Ростовской области.

Завершилось пленарное заседание совместным докладом зав. лабораторией технологий и средств психолого-педагогической абилитации ФГБНУ «ИКП РАО» С.Б. Лазуренко и Т.А. Соловьевой «Здоровьесберегающие условия образования детей с ОВЗ: современное состояние и возможности оптимизации». В нем был сделан акцент на ресурсы и результаты здоровьесберегающих образовательных технологий, приведен анализ данных по составу и состоянию здоровья учащихся с ОВЗ, а также существующих проблем в организации их образовательной деятельности, в том числе в вопросах оснащения специальным оборудованием, организации занятий физкультурой и др. С.Б. Лазуренко также представила основные параметры здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

В дальнейшем работа была организована в формате виртуальных тематических залов, участники которых прослушали и обсудили 35 выступлений ведущих специалистов.

По итогам конференции будет также издан сборник статей в электронном формате, который будет зарегистрирован в Научной электронной библиотеке elibrary.ru и размещен в базе РИНЦ.