26 декабря в Институте коррекционной педагогики РАО прошла III Всероссийская конференция-совещание «Клинико-психолого-педагогическое иccледование современных детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью». Мероприятие, организаторами которого выступили Минпросвещения России и ИКП РАО, проходило в онлайн-формате.
В работе конференции приняли участие представители экспериментальных площадок ИКП РАО, региональные участники опытно-экспериментальной работы, представители образовательных организаций, специалисты органов управления образованием субъектов Российской Федерации, специалисты центров ППМС и ПМПК, научные сотрудники и представители высшей школы.
Основная цель конференции - представление профессиональному сообществу результатов научно-исследовательской работы, проводившейся в 2022 году сотрудниками ИКП РАО при участии субъектов Российской Федерации в контексте задач изучения детей с ОВЗ, с инвалидностью в современной образовательной и социальной среде. Мероприятие также предполагало обсуждение методологических, организационных, методических аспектов изучаемой проблемы, раскрываемых и уточняемых на основе полученных в 2022 году результатов эмпирических исследований основных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
«Эта тема является для института одной из основных и работы по ней будут продолжены в 2023 году и, надеюсь в последующие годы, - сказала директор ИКП РАО Татьяна Александровна Соловьева. – Темпы изменений в создании единого образовательного пространства в нашей стране достаточно высоки. И перед институтом стоят задачи дидактического и методического обеспечения этой системы в отношении детей с ОВЗ». Она также отметила, что получаемые в ходе научных исследований данные становятся основанием для постоянного развития и обновления научного поиска. Она поблагодарила всех участников за открытость и готовность обсуждения результатов исследований.
Заместитель директора ИКП РАО по научной работе Игорь Александрович Коробейников ознакомил участников конференции с основными результатами научных исследований. Он отметил их продуктивность, значимость разработки нового диагностического инструментария, реализацию принципа интеграции научных исследований и практического опыта работников образовательных учреждений, консолидацию научного коллектива института, и др.
Далее работа конференции проходила по четырем секциям. На секции №1 обсуждались результаты клинико-психолого-педагогического изучения детей с ментальными нарушениями развития в современной образовательной среде. Среди ключевых тем - образовательные возможности обучающихся с интеллектуальными нарушениями, экспериментальное исследование навыков жизненной компетенции у дошкольников с ЗПР и др.
Участники секции №2 «Этапные результаты и ближайшие перспективы клиникопсихолого-педагогического изучения детей с сенсорными нарушениями и нарушениями опорно-двигательного аппарата» рассмотрели проблемы диагностики детей с нарушениями слуха, зрения, специфику коммуникативной деятельности младших школьников с НОДА и др.
На секции №3 рассматривались направления, содержание и тенденции изучения детей с тяжелыми нарушениями речи. Особое внимание было уделено вопросам клинико-психолого-педагогического изучения детей с тяжелыми нарушениями речи, стратегии обследования понимания речи у неговорящих детей и др.
Внимание участников секции №4 было сосредоточено на семейном контексте в клинико-психолого-педагогических исследованиях современного ребенка с ОВЗ, с инвалидностью. Их ознакомили с результатами изучения семейного контекста, особенностями дистанционного консультирования семей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью младенческого и раннего возраста, вопросами партнерских отношений в практике помощи семьям, спецификой потребностей и ресурсов семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями зрения, и пр.
В заключение работы конференции И.А. Коробейников отметил, что данная конференция позволяет не просто сообщить о результатах исследования, но и раскрыть новые ракурсы обучения детей с ОВЗ. «Диапазон широты охвата проблем, связанных с организацией современных подходов в помощи, диагностике, обучении, воспитании детей с ОВЗ, показал хорошие перспективы работы всех участников», - подчеркнул он.