Научно-исследовательская работа

«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ ОСВОЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ОСВАИВАЮЩИМИ ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

 

Layer_1
Период реализации проекта

2023-2025

2
Цель исследования

Определение общих и специальных подходов к оценке личностных результатов (результатов формирования жизненной компетенции) детей с ОВЗ с учетом специфики нозологической категории; разработка диагностического инструментария для оценки индивидуальной динамики освоения личностных результатов обучающимися с ОВЗ, осваивающими основное общее образование

1540725373132
Руководитель
Наталия Викторовна Бабкина

доктор психологических наук, доцент

Ключевые результаты

Group 80 (1)

Апробирован, доработан и подготовлен к широкому применению инструментарий для сбора и анализа данных, отражающих представления специалистов служб психолого-педагогического сопровождения, педагогов и родителей обучающихся с ОВЗ о содержании сферы жизненной компетенции на разных уровнях образования

Разработаны и апробированы новые инструменты оценки субъективного благополучия подростков с ОВЗ, позволяющие определить проблемные зоны, требующие особого внимания при реализации психолого-педагогической помощи

Разработаны и апробированы опросники для учителей и родителей, позволяющие оценивать качество школьной адаптации детей с задержкой психического развития на начальных этапах обучения в условиях инклюзии

Разработаны методические рекомендации для педагогов-психологов и учителей-дефектологов по вопросам социализации подростков с ОВЗ, учитывающие особые образовательные потребности обучающихся различных нозологических категорий в сфере формирования жизненных компетенций

Ключевые результаты

Group 128

Впервые определены общие и специальные подходы к оценке личностных результатов обучающихся с ОВЗ с учетом специфики нозологической категории

Разработан диагностический инструментарий для оценки индивидуальной динамики освоения личностных результатов программы воспитания обучающимися с ОВЗ, получающими основное общее образование (4 класс, 6 класс, 9 класс)

Впервые систематизированы общие и специальные направления формирования сферы жизненной компетенции обучающихся с ОВЗ на уровне основного общего образования

Разработаны и апробированы новые инструменты оценки субъективного благополучия подростков с ЗПР

Впервые теоретически обосновано и эмпирически подтверждено выделение трех типологических вариантов переживания психологического благополучия подростками с ЗПР

Основные публикации

Федосеева А.М., Макарова Е.М., Бабкина Н.В. Представления о значимости навыков из областей жизненной компетенции у педагогов и родителей обучающихся с ОВЗ: проблема несовпадения ожиданий / А.М. Федосеева, Е.М. Макарова, Н.В. Бабкина // Консультативная психология и психотерапия. – 2024. – Т. 32, № 4. – С. 120-140. – DOI 10.17759/cpp.2024320406.
Бабкина, Н. В. Проблемы социализации и формирования жизненных компетенций детей с ограниченными возможностями здоровья: результаты теоретико-эмпирического исследования / Н. В. Бабкина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2024. – № 213. – С. 250-260. – DOI 10.33910/1992-6464-2024-213-250-260.
Абкович, А. Я. Представления педагогов о формировании социально-бытовых навыков как части сферы жизненной компетенции обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата / А. Я. Абкович // Дефектология. – 2024. – № 2. – С. 41-51. – DOI 10.47639/0130-3074_2024_2_41.
Федосеева, А. М. Развитие коммуникативных навыков подростков с ОВЗ в тренажерно-обучающей системе виртуальной и дополненной реальности: модель и функциональные возможности / А. М. Федосеева, Т. В. Кошечкина // Дефектология. – 2024. – № 3. – С. 36-49. – DOI 10.47639/0130-3074_2024_3_36.
Пономарева, Л. М. Использование инструментария для экспертной оценки качества адаптации первоклассников с задержкой психического развития в работе школьного психолога / Л. М. Пономарева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2024. – № 3. – С. 35-44. – DOI 10.47639/2074-4986_2024_3_35.
Крутякова, Е. Н. Изучение коммуникативной деятельности обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата на уровне основного общего образования / Е. Н. Крутякова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2024. – № 2. – С. 4-14. – DOI 10.47639/2074-4986_2024_2_4.
Типологический подход в реализации исследования психологического благополучия подростков с задержкой психического развития / А. М. Федосеева, Е. М. Макарова, И. Н. Нурлыгаянов, К. А. Боженкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2024. – № 8. – С. 36-46. – DOI 10.47639/2074-4986_2024_8_36.
Акулина, А. В. Сравнение значимости навыков жизненной компетенции дошкольников с задержкой психического развития для родителей и педагогов / А. В. Акулина // Специальное образование. – 2024. – № 2(74). – С. 147-160.
Бабкина, Н. В. Современные подходы к оценке личностных результатов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Н. В. Бабкина // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. – 2024. – № 7. – С. 33-40. – DOI 10.33910/herzenpsyconf-2024-7-4.
Вильшанская А.Д., Бабкина Н.В. Дети со стойкими трудностями в обучении и адаптации к школе: от выявления причин трудностей до определения содержания коррекционной помощи // Проблемы школьной неуспешности детей и пути преодоления. Книга для учителя / под ред. В.С. Басюка. М.: Просвещение, 2024. С. 222-236.
Бабкина, Н. В. Инструментарий для оценки значимых параметров школьной адаптации детей с задержкой психического развития на начальном этапе обучения / Н. В. Бабкина, А. Д. Вильшанская, Л. М. Пономарева // Консультативная психология и психотерапия. – 2023. – Т. 31, № 4(122). – С. 10-30
Федосеева, А. М. Особенности личного дистресса педагогов специального и инклюзивного образования / А. М. Федосеева, Н. В. Бабкина // Клиническая и специальная психология. – 2023. – Т. 12, № 3. – С. 141-164  
Федосеева, А. М. Опосредствование переживаний как фактор саморегуляции подростков с задержкой психического развития / А. М. Федосеева, Н. В. Бабкина // Психолого-педагогические исследования. – 2023. – Т. 15, № 3. – С. 67-79 
Крутякова, Е. Н. Особенности формирования коммуникативной деятельности младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Е. Н. Крутякова // Дефектология. – 2023. – № 1 
Сальникова, Д. А. Особенности формирования социально значимых бытовых навыков у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Д. А. Сальникова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 3. – С. 45-52. 
Иванова, Е. А. Готовность к поступлению в ВУЗ выпускников с глубокими нарушениями зрения / Е. А. Иванова // Дефектология. – 2023. – № 2. – С. 62-71. 
Пономарева, Л. М. Экспертная оценка качества школьной адаптации первоклассников с задержкой психического развития: опыт применения опросников для педагогов и родителей / Л. М. Пономарева, Н. В. Бабкина // Дефектология. – 2023. – № 5. – С. 3-12. 
Бабкина, Н. В. Психологическая помощь детям с задержкой психического развития: ретроспектива и перспективы / Н. В. Бабкина // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2023. – № 54(1). – С. 32-43.
Бруцкая, К. А. Особенности субъективного благополучия подростков с интеллектуальными нарушениями / К. А. Бруцкая, И. Н. Нурлыгаянов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 6. – С. 31-40. 
Переверзева, М. В. Формирование навыков самообслуживания у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на этапе подготовки к школьному обучению / М. В. Переверзева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 6. – С. 41-49. 
Ключевые ориентиры преемственности дошкольного и школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья / С. В. Волкова, А. В. Закрепина, Т. Ю. Бутусова [и др.] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 2. – С. 4-14. 
Шилова, Е. А. Дидактический потенциал учебного предмета «Рисование (Изобразительное искусство)» для формирования жизненных компетенций у умственно отсталых обучающихся / Е. А. Шилова // Специальное образование. – 2023. – № 4(72). – С. 47-57. 
Конференции  
Результаты интеллектуальной деятельности

Международный форум «Преемственная система инклюзивного образования: современное состояние и перспективы развития» (13 марта 2024 года, г. Казань)
Болдинова О.Г. Оценка сформированности сферы жизненной компетенции обучающихся с нарушениями зрения

Международная научная конференция «Благополучие человека в условиях цифровой трансформации: роль и возможности образования» в рамках Международного конвента Уральского гуманитарного института (16 марта 2024 года, г. Екатеринбург)
Боженкова К.А. Особенности субъективного благополучия подростков с ОВЗ

III Международная Ассамблея Российской академии образования «Образование и семья — единство ценностей» (16-19 апреля 2024 года, г. Москва)
Бабкина Н.В. Психолого-педагогическая типология задержки психического развития как инструмент современной образовательной практики на уровне начального и основного общего образования
Акулина А.В. Реализация ФАОП ДО для обучающихся с ЗПР: дифференциация содержания работы специалистов

II Международная научно-практическая конференция «Жизненные траектории личности в современном мире: социальный и индивидуальный контекст» (18-19 апреля 2024 года, г. Кострома)
Бабкина Н.В. Практико-ориентированные исследования и разработки в области образования и психолого-педагогической абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
Федосеева А.М. Формирование сферы жизненной компетенции у детей и подростков с ОВЗ: перспективы прикладных исследований
Макарова Е.М. Анализ представлений родителей о жизненных компетенциях детей с задержкой психического развития в настоящем и будущем
Акулина А.В. Сравнение значимости навыков жизненной компетенции старших дошкольников с задержкой психического развития для педагогов и родителей
Егорова А.С. Представления о задачах профориентации у родителей детей с задержкой психического развития

Международная научно-практическая конференция «Современные тенденции психологической службы в системе образования: теория и практика» (26-27 апреля 2024 года, Узбекистан, г. Термез)
Федосеева А.М. Формирование жизненной компетенции детей и подростков с ОВЗ как целевой ориентир сотрудничества родителей и образовательного учреждения

IХ Международная научно-практическая конференция «Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья» (27 сентября 2024 года, г. Чебоксары)
Пономарева Л.М. Изучение особенностей школьной адаптации первоклассников с задержкой психического развития

VII Международная научно-практическая конференция «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании» (30-31 октября 2024 года, г. Санкт-Петербург)
Бабкина Н.В. Современные подходы к оценке личностных результатов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

II Международная научно-практическая конференция «Образование в интересах будущего» (6 декабря 2024 года, Республика Беларусь, г. Минск)
Бабкина Н.В. Междисциплинарное взаимодействие при обучении физике в условиях инклюзивного образования

XVI Международная научно-практическая конференция молодых ученых и студентов «Встреча поколений… Февральские чтения» (28 февраля - 01 марта 2023 г., Курск)
Акулина А.В.  Выявление трудностей в повседневной жизни ребенка дошкольного возраста с ЗПР методом анкетирования родителей
Сальникова Д.А. Сравнительная характеристика особенностей формирования социально значимых бытовых навыков у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата и с нарушениями зрения

XVIII Международная научно-практическая конференция «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза, памяти профессора В. В. Коркунова» (12-13 апреля 2023 года, г. Екатеринбург)
Бабкина Н.В. Современные тенденции в образовании и психолого-педагогическом сопровождении обучающихся с ЗПР

VII Международная научно-практическая конференция «Личностные и регуляторные ресурсы человека в условиях социальных вызовов» (15 и 16 июня 2023 г., г. Севастополь)
Федосеева А.М. Эмоциональная саморегуляция подростков с задержкой психического развития: субъектные характеристики переживания

Международная научно-практическая конференция «Социальная инклюзия: жизненный путь человека с ОВЗ» (29 марта 2023 г, г. Москва)
Костин И.А. Помощь в профориентации и трудоустройстве подросткам и молодым людям с РАС
Абкович А.Я. О роли адаптивного спорта в социальной инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Международная научно-практическая конференция «Социализация и воспитание обучающихся: традиции, ценности, образ будущего» (12-14 декабря 2023 г. Петропавловск-Камчатский)
Грибова О.Е. Особенности социализации подростков с коммуникативными трудностями

Международный съезд психологов в сфере образования (10 ноября 2023 г., г. Москва)
Бабкина Н.В. Миссия педагога-психолога в  обеспечении  детям  с  задержкой психического развития качественного образования
Федосеева А.М. Особенности опосредствования переживаний подростков нормотипично развивающихся и с задержкой психического развития как основания психолого-педагогического сопровождения

Электронный комплекс для оценки субъективного благополучия подростков с ограниченными возможностями здоровья, 2024

База данных (БД) предназначена для оценки параметров субъективного благополучия у подростков с ограниченными возможностями здоровья. Наполнение БД производится с помощью анкетирования подростков с интеллектуальными нарушениями, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения, нарушениями слуха. Ответы на часть вопросов анкеты фиксируются в балльной форме. БД содержит табличные данные, ее структура включает информацию о возрасте, поле, месте проживания, показатели субъективного благополучия: физического, социально-психологического, в деятельности, в самоотношении. База данных является пополняемой. Анализ полученных данных может использоваться для изучения динамики субъективного благополучия и проведения исихолого-педагогической диагностики, психологического консультирования подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Авторы: К.А. Боженкова, И.Н. Нурлыгаянов, А.В. Голубчикова, Е.А. Медведева, Т.А. Соловьева.

Зарегистрирована в Роспатенте. Номер регистрации (свидетельства): 2024621085. Дата регистрации: 12.03.2024г.

Диагностический инструментарий для оценки субъективного благополучия подростков с задержкой психического развития, 2024

База данных содержит диагностический инструментарий для оценки параметров субъективного благополучия подростков с задержкой психического развития (ЗПР). Наполнение БД производится с помощью анкетирования подростков с ЗПР. Вопросы составлены с учетом когнитивных и речевых возможностей обучающихся. Структурирована по четырем сферам: личные переживания, межличностное взаимодействие, сфера деятельности, физическое самочувствие. Предоставляет возможность количественной и качественной обработки результатов; является пополняемой. Может использоваться для изучения динамики субъективного благополучия и проведения психолого-педагогической диагностики, психологического консультирования подростков с ЗПР и их родителей.

Авторы: Е.М. Макарова, А.М. Федосеева.

Зарегистрирована в Роспатенте. Номер регистрации (свидетельства): 2024623683. Дата регистрации: 21.08.2024г.

Представления специалистов служб психолого-педагогического сопровождения и педагогов о содержании сферы жизненной компетенции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, 2023

База данных предназначена для сбора статистических данных о представлениях специалистов служб психолого-педагогического сопровождения и педагогов о содержании сферы жизненной компетенции (ЖК) детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), дифференцированных по возрастам и нозологическим группам обучающихся. Структурирована по областям ЖК: развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях; овладение социально-бытовыми умениями; овладение навыками коммуникации; дифференциация и осмысление картины мира; дифференциация и осмысление социального окружения. Содержит вопросы по разделам: представления педагогов о навыках ЖК; выбор необходимых обучающимся навыков; запрос на диагностические материалы для оценки ЖК; запрос на учебно-методические материалы по формированию навыков ЖК; социализация детей с ОВЗ; вопросы для педагогов, работающих с детьми с нарушением слуха.

Авторы: А.М. Федосеева, Н.В. Бабкина, Е.М. Макарова, А.Я. Абкович, О.Г. Болдинова, К.Б. Сыроваткина-Сидорина, Д.Ю. Алексеевских, И.В. Сысоева.

Зарегистрирована в Роспатенте. Номер регистрации (свидетельства): 2023624321. Дата регистрации: 01.12.2023г.

Представления родителей о содержании сферы жизненной компетенции детей с ограниченными возможностями здоровья, 2023

База данных предназначена для сбора общих статистических данных о представлениях родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) о содержании сферы жизненной компетенции (ЖК) и запросе на помощь в ее формировании. Предусматривает дифференциацию по возрастам и нозологическим группам. Структурирована по областям ЖК: представления о собственных возможностях, о необходимом жизнеобеспечении; социально-бытовые умения для повседневной жизни; навыки коммуникации и социального взаимодействия; понимание окружающей действительности, времени; понимание социального окружения, своего места в нем, ценностей и социальных ролей. 

Авторы: А.М. Федосеева, Н.В. Бабкина, Е.М. Макарова, Н.Ф. Маркова, А.В. Акулина, Д.А. Сальникова, Н.С. Отдельнова, С.В. Волкова.

Зарегистрирована в Роспатенте. Номер регистрации (свидетельства): 2023624478. Дата регистрации: 08.12.2023г.

Специальное образование в меняющемся мире

Социологический анализ и прогнозирование развития специального образования в России

Периодизация эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии
Периодизация эволюции отношения Западной Европы к лицам с отклонениями в развитииМалофеев, Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России [Текст]: дис. ... д-ра. пед. наук в форме науч. докл: 13.00.01, 13.00.03 / Малофеев Николай Николаевич. - М., 1996. - 81 с.Диссертация

Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - 319 с.: ил.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Периодизация эволюции отношения Российского общества и государства к лицам с отклонениями в развитииМалофеев, Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России [Текст]: дис. ... д-ра. пед. наук в форме науч. докл: 13.00.01, 13.00.03 / Малофеев Николай Николаевич. - М., 1996. - 81 с.Диссертация 
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч. - Ч. 1. / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2010. - 319 с.: ил.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. История становления и развития национальных систем специального образования [Текст]: (социокультурный контекст) / Н.Н. Малофеев // Специальная педагогика: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / под ред. Н.М. Назаровой. - 9-е изд., стер. - М., 2009. - Раздел I, гл. 3. - С. 87-121.Глава в учебное пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. Социокультурные основы специального образования и перспективы его развития в России XXI в. [Текст]: программа спецкурса / Н.Н. Малофеев. – М.: Изд-во УРАО, 2000. - 18,[2] с.Программа спецкурса
Малофеев, Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России [Текст] / Н.Н. Малофеев // Основы управления специальным образованием: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / под ред. Д.С. Шилова – М., 2001. - Гл. 1. - С. 5-47.Глава в учебное пособие для студентов пед. вузов
Впервые раскрыто содержание периодов эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитииМалофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - 319 с.: ил.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч. - Ч. 1. / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2010. - 319 с.: ил.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Впервые практика специального образования и ее эволюция стали самостоятельным предметом исследования. Периодизация становления и развития практики специального образования представлена как производная эволюции отношения
Периодизация становления практики помощи – системы специального образования в Западной ЕвропеМалофеев, Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России [Текст]: дис. ... д-ра. пед. наук в форме науч. докл: 13.00.01, 13.00.03 / Малофеев Николай Николаевич. - М., 1996. - 81 с.Диссертация 
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - 319 с.: ил.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Периодизация становления отечественной практики помощи – системы специального образования в РоссииМалофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч. - Ч. 1. / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2010. - 319 с.: ил.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Впервые показана роль различных течений христианства в развитии практики помощи детям с отклонениями в развитии
 Малофеев, Н.Н. Западная Европа: эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии [Текст] / Н.Н. Малофеев. - М.: Экзамен, 2003. - 254 [1]с.Монография
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - 319 с.: ил.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. У истоков сурдопедагогики: тайна Педро Понсе де Леона [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2009. - №6. - С. 3-13.Статья
Восстановлены имена священников, показан их вклад в становление практики специального образования на территории Российской Империи
 Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч. - Ч. 1. - М.: Просвещение, 2010. - Гл. 3: Обретение права на обучение глухими, слепыми и умственно отсталыми детьми. Становление отечественной системы специального образования. - С. 137-310.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. Из истории отечественной специальной школы [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2003. - №3. - С. 3-10. Статья
Малофеев, Н.Н. Знаменитая петербурженка – Екатерина Константиновна Грачёва (тётя Катя) [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2003. - № 5. - С. 84-93. Статья
Малофеев, Н.Н. Устроители школ для глухонемых обретают второе дыхание [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2004 - № 2. - С. 52-62.Статья
Малофеев, Н.Н. Обучение слепых в России XIX века: государство и филантропия [Текст] / Н.Н. Малофеев  // Дефектология. - 2004. - № 5. - С. 74-82.Статья
Впервые показано, как изменения социокультурного контекста жизни страны влияет на систему специального образования
 Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - 319 с.: ил.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч. - Ч. 1. / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2010. - 319 с.: ил.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. "Проблема ЗПР – это в первую очередь проблема самого общества" [Текст]: [Беседа с директором Ин-та коррекц. педагогики Рос. акад. образования Н.Н. Малофеевым] / Н.Н. Малофеев; зап. О. Решетникова // Школьный психолог: еженед. прил. к газ. "Первое сентября". - 1999. - № 32 (00.08). - С. 16.Статья
Малофеев, Н.Н. Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями [Текст] / Н.Н. Малофеев / Начальная школа: плюс, минус. 2000. - № 12. - С. 3-12.Статья
Малофеев, Н.Н. От профессионально-трудового обучения к повышению адаптационных возможностей детей с интеллектуальными проблемами [Текст] / Н.Н. Малофеев // Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида: новые учеб. прогр. и метод. материалы / под ред. А.М. Щербаковой. - М., 2001. - Кн. 1. - С. 20-27.Статья
Малофеев, Н.Н. Ранняя помощь - приоритет современной коррекционной педагогики [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2003. - № 4. - С. 7-11.Статья
Малофеев, Н.Н. Из истории отечественной специальной школы [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2003. - №3. - С. 3-10.Статья
Малофеев, Н.Н. Знаменитая петербурженка – Екатерина Константиновна Грачёва (тётя Катя) [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2003. - № 5. - С. 84-93.Статья
Малофеев, Н.Н. Устроители школ для глухонемых обретают второе дыхание [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2004 - № 2. - С. 52-62.Статья
Малофеев, Н.Н. Обучение слепых в России XIX века: государство и филантропия [Текст] / Н.Н. Малофеев  // Дефектология. - 2004. - № 5. - С. 74-82.Статья
Малофеев, Н.Н. История урядника-подвижника: появление первой школы для глухих детей на землях казачьего войска [Текст] / Н.Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2010. - № 6. - С. 64-68.Статья
Доказано, что развитие университетов и осознание населением ценности образования является условием развития повсеместной практики специального образования
 Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - 319 с.: ил.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч. - Ч. 1. / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2010. - 319 с.: ил.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. Из истории отечественной специальной школы [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2003. - №3. - С. 3-10.Статья
Малофеев, Н.Н. Устроители школ для глухонемых обретают второе дыхание [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2004 - № 2. - С. 52-62.Статья
Малофеев, Н.Н. Обучение слепых в России XIX века: государство и филантропия [Текст] / Н.Н. Малофеев  // Дефектология. - 2004. - № 5. - С. 74-82.Статья
Малофеев, Н.Н. История урядника-подвижника: появление первой школы для глухих детей на землях казачьего войска [Текст] / Н.Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2010. - № 6. - С. 64-68.Статья
Доказано, что наличие в стране продуктивной теории, выдающихся исследователей и очевидных результатов экспериментального обучения детей-инвалидов не является достаточным условием развития повсеместной практики специального образования
 Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - Гл. 3: Обретение права на специальное обучение. - С. 93-215.; Гл. 4: Государство гарантирует право на специальное образование большинству детей с отклонениями в развитии. - С. 216-252.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч. - Ч. 1. - М.: Просвещение, 2010. - Гл. 3: Обретение права на обучение глухими, слепыми и умственно отсталыми детьми. Становление отечественной системы специального образования. - С. 137-310.
 
Учебное пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. Обучение слепых в России XIX века: государство и филантропия [Текст] / Н.Н. Малофеев  // Дефектология. - 2004. - № 5. - С. 74-82.Статья
Малофеев, Н.Н. У истоков сурдопедагогики: тайна Педро Понсе де Леона [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2009. - №6. - С. 3-13.Статья
Выделены социокультурные условия, определяющие возможность становления системы специального образования, ее развития и дифференциации, освоения интегративных форм обучения
  Малофеев, Н.Н. История развития дефектологии в России [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология: современные проблемы обучения и воспитания: сб. тез. статей юбилейной конф. / отв. ред. Е.С. Иванов. - СПб., 1994. - С. 5-8.Статья
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - Гл. 5: От равных прав к равным возможностям, от институционализации к интеграции. - С. 253-312.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. Интеграция детей с особыми проблемами: реалии России [Текст] / Н.Н. Малофеев // Государство и дети: реальности России: материалы междунар. науч.-практической конф. - М., 1995. - С. 160-163.Статья
Малофеев, Н.Н. Современное понятие «интеграция»: термин и смысл [Текст] / Н.Н. Малофеев // Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития: тез. междунар. семинара. - СПб., 1995. - С. 41-43. Статья
Малофеев Н.Н. Социокультурные основы интеграции детей с особыми нуждами: опасность копирования западных моделей [Текст] / Н.Н. Малофеев // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы: материалы междунар. семинара. – СПб, 1996. - С. 6-12. Статья
Малофеев Н.Н. Институт коррекционной педагогики РАО: наука – практике на рубеже веков [Текст] / Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова // Инновации в российском образовании: специальное (коррекц.) образование 1999. - М., 1999. - С. 159-194.Статья
Малофеев, Н.Н. Интеграция: веяния времени и чаяния чиновников [Текст] / Н.Н. Малофеев // Классный вестник 5+, 2001. - № 7-8. - С. 16-19.Статья
Малофеев, Н.Н. Проблемы интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии [Текст]: программа спецкурса / Н.Н. Малофеев. - М.: Изд-во УРАО, 2005. - 20 с.Программа спецкурса
Малофеев, Н.Н. Западноевропейский опыт сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях интегрированного обучения [Текст]: (по материалам Доклада Европейского агентства по развитию специального образования) / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2005. - № 5. - С. 3-18.Статья
Малофеев, Н.Н. Методические рекомендации по осуществлению интегрированного обучения в условиях специальных образовательных учреждений [Текст] / Н.Н. Малофеев, Т.С. Зыкова, Н.Д. Шматко. - М., 2006. - 48 с.Методические рекомендации
Малофеев, Н.Н. Базовые модели интегрированного обучения [Текст] / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Дефектология. - 2008. - № 1. - С. 71-78.Статья
Малофеев, Н.Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики [Текст] / Н.Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 6. - С. 3-9.Статья
Малофеев: с «особыми» детьми должны работать только специалисты
http://ria.ru/edu_analysis/20100630/251245223.html
Интервью
Малофеев: школа должна учить ребенка-инвалида быть независимым 
http://ria.ru/edu_analysis/20100720/256560913.html 
Интервью  
Малофеев: российская система спецобразования несравнима с западной
http://ria.ru/edu_analysis/20100816/265691220.html 

Интервью
Малофеев, Н.Н. Право на образование, или Зачем нужна инклюзия  [Текст] / Н.Н. Малофеев // Учительская газ. - 2010. - № 35. - 31 августа.Статья
Малофеев, Н.Н. Из истории интегрированного обучения: как всё начиналось [Текст] / Н.Н. Малофеев // Управление ДОУ. - 2010. - № 6. - С. 114-123.Статья
Малофеев, Н.Н. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения  [Текст] / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина. // Дефектология. - 2010. - № 5. - С. 14-20.Статья
Малофеев, Н.Н. От интеграции к инклюзии: история специального образования в ХХ века [Текст]: [предисловие к статье М.Винзер «Эра инклюзии»] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2010. - № 6. - С. 9-10.Статья
Малофеев, Н.Н. Изменение специальной школы - неизбежный всемирный процесс (интервью) [Текст] / Н.Н. Малофеев // Нижегородское образование. - 2010. - № 3. - С. 4-9.Статья
Создан универсальный инструмент анализа социокультурной жизни и прогнозирования тенденций развития практики помощи детям-инвалидам
 Малофеев, Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России [Текст]: дис. ... д-ра. пед. наук в форме науч. докл: 13.00.01, 13.00.03 / Малофеев Николай Николаевич. - М., 1996. - 81 с.Диссертация 
Малофеев, Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 1997. - № 4. - С. 3-15.Статья
Малофеев, Н.Н. О научных подходах к совершенствованию специального образования в России [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2004. - № 6. - С. 67-74.Статья
Малофеев, Н.Н. Возвращаясь к напечатанному или о возможностях научного прогнозирования [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2010. - № 2. - С. 74-82.Статья
Создан инструмент анализа и оценки жизнеспособности инноваций в специальном образовании. Показано значение эволюционного, социально и культурно подготовленного развития практики специального образования
 Малофеев, Н.Н. О научных подходах к совершенствованию специального образования в России [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2004. - № 6. - С. 67-74.Статья
?    Малофеев Н.Н. Каждая реформа образования выталкивает детей в специальную школу [Текст] // Педагогический вестник. - 2007. - №5 (410-411). - 1-31 мая.Интервью
Малофеев, Н.Н. Возвращаясь к напечатанному или о возможностях научного прогнозирования [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2010. - № 2. - С. 74-82.Статья
Создан новый метод сравнительного анализа систем специального образования разных стран мира. В основу положен принцип сравнения аналогичных по содержанию этапов развития систем, которые могут приходиться на разные хронологические сроки
 Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - 319 с.: ил.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч. - Ч. 1. / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2010. - 319 с.: ил.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Доказано: все тенденции и противоречия в развитии практики специального образования имеют глубокие социо-культурные корни и определенный исторический возраст
Доказано, что интеграция в образовании является производной развития гражданского общества, стремления к социальной интеграции меньшинств, одним из которых являются инвалидыМалофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - Гл. 5: От равных прав к равным возможностям, от институционализации к интеграции. - С. 253-312.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями в России [Текст] / Н.Н. Малофеев // Актуальные проблемы интегрированного обучения: материалы междунар. науч.-практической конф. по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями) 29-31 января 2001г. – М. - 2001. - С. 30-46.Статья
Малофеев, Н.Н. О научных подходах к совершенствованию специального образования в России [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2004. - № 6. - С. 67-74.Статья
Малофеев, Н.Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики [Текст] / Н.Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 6. - С. 3-9.Статья
Все педагогические системы новейшего времени возникают в ответ на пересмотр прав детей с особыми образовательными потребностями
Доказано, что развитие билингвистической системы обучения глухих, основанной на РЖЯ, является производной развития гражданского общества, ответом на предоставленное право на собственную культуру, язык, систему обучения, преследующую воспроизводство этой самобытной культуры меньшинстваМалофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - Гл. 5: От равных прав к равным возможностям, от институционализации к интеграции. - С. 253-312.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Доказано, что принятая терминологическая парадигма описания проблем и системы помощи детям-инвалидам зависит от проживаемого страной периода эволюции отношения к таким детям. Смена периода эволюции отношения к детям-инвалидам влечет за собой изменение терминологической парадигмы
 Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - Гл. 5: От равных прав к равным возможностям, от институционализации к интеграции. - С. 253-312.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. Современное понятие «интеграция» [Текст]: термин и смысл / Н.Н. Малофеев // Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития: тез. междунар. семинара. - СПб., 1995. - С. 41-43.Статья
Малофеев, Н.Н. Вчера – ребенок-«инвалид». Сегодня – «проблемный» [Текст]: [Беседа с директором Ин-та коррекц. педагогики Рос. акад. образования Н.Н. Малофеевым] / Н.Н. Малофеев; зап. Я. Быстрицкая // Упр. шк.: Еженед. прил. к газ. "Первое сентября". - 1998. - N11 (00.03). - C. 14.Интервью
Малофеев, Н.Н. Исключительное детство? [Текст] / Н.Н. Малофеев // Учительская газ. - 1999. - № 14. - 13 апреля.Интервью
Разработана Программа развития научных исследований в России, основанная на понимании двух взаимосвязанных процессов: развития отечественной научной школы и жизнеспособных тенденций в развитии практики
  О целевой комплексной программе «Социально-психологическая поддержка, обучение и воспитание детей с недостатками умственного и физического развития» [Текст]:  решение коллегии от 26.01.90 №212 // Практическая психология - основа индивидуализации и дифференциации образования [cб. информ. материалов с июля 1998г. по сентябрь 1990г.] / Гос. ком. СССР по нар. образованию, отд. перспектив. развития и информ; [сост. А.Г. Асмолов]. - М.: Б.и., 1991. - С. 134-153.Целевая комплексная программа на 1990-1995гг.
Практическая психология - основа индивидуализации и дифференциации образования [Текст]: [cб. информ. материалов с июля 1998г. по сентябрь 1990г.] / Гос. ком. СССР по нар. образованию, отд. перспектив. развития и информ; [сост. А.Г. Асмолов]. - М.: Б.и., 1991. - Разд. III : Социально-психологическая поддержка детей с отклонениями в развитии. - C. 154-181.Целевая комплексная программа на 1990-1995гг.
Малофеев, Н.Н. Институт коррекционной педагогики  [Текст]: цели и приоритеты / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 1993. - №3. - С. 3-7.Статья
Малофеев, Н.Н. Актуальные проблемы специального образования [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 1994. - № 6. - С. 3-9.Статья
Малофеев, Н.Н. За пределами квадрата [Текст] / Н.Н. Малофеев // Учительская газ. - 1995. - № 43.Интервью
Малофеев, Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 1996. - № 1. - С. 3-10.Статья
Малофеев, Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 1997. - № 4. - С. 3-15.Статья
Малофеев, Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной системы помощи детям с особыми проблемами [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 1997. - № 6. - 3-10.Статья
Малофеев, Н.Н. Социокультурные основы интеграции детей с особыми нуждами: опасность копирования западных моделей [Текст] / Н.Н. Малофеев // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы: материалы междунар. семинара. – СПб., 1996. - С. 6-12.Статья
Малофеев Н.Н. Институт коррекционной педагогики РАО: наука – практике на рубеже веков [Текст] / Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова // Инновации в российском образовании: специальное (коррекц.) образование 1999. - М., 1999. - С. 159-194.Статья
Малофеев, Н.Н. Реабилитация средствами образования должна начинаться с первых месяцев жизни ребенка [Текст] / Н.Н. Малофеев // Проблемы младенчества: нейро-психолого-педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений: материалы науч.-практической. конф. – М., 1999. - С. 7-14.Статья
Малофеев, Н.Н. Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями в России [Текст] / Н.Н. Малофеев // Актуальные проблемы интегрированного обучения: материалы междунар. науч.-практической конф. по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями) 29-31 января 2001г. – М. - 2001. - С. 30-46.Статья
Малофеев, Н.Н. Ранняя помощь - приоритет современной коррекционной педагогики [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2003. - № 4. - С. 7-11.Статья
Разработано программно-методическое обеспечение новой учебной дисциплины «Социо-культурные основы специального образования и перспективы его развития в России XXI в.»
 Малофеев, Н.Н. Социокультурные основы специального образования и перспективы его развития в России XXI в. [Текст]: программа спецкурса / Н.Н. Малофеев. – М.: Изд-во УРАО, 2000. - 18,[2] с.Программа курса
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - 319 с.: ил.Пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч. - Ч. 1. / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2010. - 319 с.: ил.Пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч. - Ч. 2. / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение. - (В печати).Пособие для студентов пед. вузов
Социологический анализ и прогнозирование развития специального образования в России