4–5 апреля 2024 года проходила Международная научная конференция молодых ученых и студентов «Молодежная наука: современные векторы развития специального образования», включающая мероприятия IV Всероссийской научной конференции молодых учёных и студентов с международным участием «Специальная педагогика и психология: традиции и инновации» (МПГУ) и VIII Международной студенческой научно-практической конференции (БГПУ) «Специальная педагогика: профессиональный дебют». Мероприятие проходило в смешанном формате (очно и онлайн) в форме пленарных и секционных заседаний, а также мастер-классов – на площадках в Москве и Минске. Его организаторами выступили Российская академия образования, Институт детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» и Институт инклюзивного образования УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка».

Цель конференции – развитие у студентов и молодых ученых научно-исследовательских компетенций и поискового творчества, привлечение их к исследовательской деятельности в области специальной педагогики и психологии. Основными участниками масштабного мероприятия стали студенты высших учебных заведений и молодые исследователи, занимающиеся вопросами оказания помощи лицам с ОВЗ и инвалидностью.

В ходе работы конференции обсуждались современные подходы к обучению и воспитанию лиц с особыми образовательными потребностями, различные аспекты коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (особенностями психофизического развития (ОПФР) – термин, официально признанный в Республике Беларусь) на всех уровнях образования, вопросы инклюзивного обучения и взаимодействия учреждения образования и семьи, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями.

4 апреля в Москве и Минске параллельно проходили 3 секционных заседания. В рамках конференции обсуждались проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, вопросы развития специального образования и перспективы социальной инклюзии лиц с особыми потребностями.

ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» на мероприятии представила специалист по проектной деятельности лаборатории образования и комплексной абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха С.А. Шустова, которая выступила с докладом на секции «Современные проблемы образования школьников с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного и специального образования». В своем сообщении Софья Андреевна осветила роль внеклассного чтения на начальном этапе обучения языку глухих детей в Китайской Народной Республике.

Программа второго дня конференции включала: телемост между вузами-организаторами, пленарное заседание, виртуальную выставку литературы по тематике конференции, мастер-классы от ведущих ученых и специалистов.

Темой проведенного 5 апреля телемоста между Институтом детства МПГУ и Институтом инклюзивного образования БГПУ стала молодежная наука в области специального образования.

С приветствием к участникам мероприятия обратилась заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации Ю.М. Сачко. Юлия Михайловна отметила значимость и востребованность мероприятия и напомнила, что в 2024 году состоится VII Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России – 2024», который является отдельным конкурсным движением Всероссийского конкурса «Учитель года России». «Это означает, что государственная политика Российской Федерации особое внимание уделяет специалистам, оказывающим психолого-педагогическую помощь особым детям, детям с ОВЗ, с инвалидностью, а также всем тем, кто только начинает свой педагогический путь», – подчеркнула Ю.М. Сачко. Также Юлия Михайловна рассказала о стартовавшем в 2023 году проекте новой выездной студенческой практики, организованном Институтом коррекционной педагогики и Московским педагогическим государственным университетом при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации. Основная цель организации выездной практики – предоставление возможности студентам-дефектологам применить теоретические знания в реальных условиях, а также получить опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью.

Директор Института коррекционной педагогики, д.пед.н., член-корреспондент РАО Т.А. Соловьева направила участникам видеоприветствие. Обратившись к начинающим свой путь в науку молодым ученым, готовящимся представить первые результаты своего научного поиска, Татьяна Александровна сказала: «Вы испытываете справедливые опасения, связанные с отношением научного экспертного сообщества к полученным вами выводам, к тем подходам оценки эффективности, которые вы применили. Это сомнение является признаком того, что вы на правильном пути. Это и есть залог успешности научной карьеры. Большинство известных ученых сомневались в том, верно ли они выбрали такой сложный путь, связанный с защитой диссертационных исследований». Директор Института коррекционной педагогики подчеркнула, что стране необходимы доказанные с научных позиций инструменты в системе помощи особым детям, а профессиональное научное сообщество остро нуждается в молодых коллегах, готовых присвоить особую культуру научного труда, готовых встать рядом, чтобы защищать, развивать, сохранять, отстаивать российскую науку, ту дефектологическую научную школу, которая сложилась за более чем вековой промежуток времени. «Вы должны понимать, что некоторые из вас – это могут быть единицы, а лучше, чтобы это были десятки людей – станут продолжателями или основателями новых научных направлений», – отметила Татьяна Александровна, пожелала молодым исследователям успехов и от лица Института коррекционной педагогики заверила в готовности всех его сотрудников оказать всестороннюю поддержку, стать наставниками, а в дальнейшем возможно и коллегами с мечтающими о научной карьере молодыми людьми.

В ходе пленарного заседания свой доклад «Исследовательский потенциал аспирантов в контексте конкурса Молодых ученых в области наук об образовании РАО» представила старший научный сотрудник лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации ИКП, ведущий аналитик РАО, к.психол.н. К.А. Боженкова. Ксения Алексеевна рассказала о том, что конкурсы для молодых ученых в области наук об образовании играют важную роль в стимулировании исследовательского потенциала молодых ученых, способствуя их профессиональному и личностному развитию, а также продвижению научных знаний и инноваций в области образования.

Также К.А. Боженкова и старший научный сотрудник лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации, к.психол.н, доцент И.Н. Нурлыгаянов провели мастер-класс «Нервы на пределе: самопомощь при стрессе». Сотрудники Института коррекционной педагогики поделились с участниками конференции информацией о том, каковы признаки и причины стресса, как найти в себе ресурсы стрессоустойчивости, и предложили тренинговые упражнения, позволяющие закрепить навыки конструктивного преодоления стресса.

 

Добрый день! Вы можете заказать обратный звонок и мы перезвоним Вам в ближайшее время.
Информационная поддержка
+7 (499) 245-04-52