16-18 июня 2021 г. в Москве прошел XIII Международный конгресс «Нейрореабилитация-2021». Мероприятие было организовано Общероссийской общественной организацией содействия развитию медицинской реабилитологии «Союз реабилитологов России», Министерством здравоохранения РФ, ведущими научными, лечебными и образовательными учреждениями Минздрава России. Трансляция конференции велась на сайте https://neurorehab.pro. Участники конференции – руководители и представители администрации медицинских организаций, специалисты (педагоги, психологи, логопеды, воспитатели) стационарных и санаторных организаций. В программе прозвучали выступления представителей крупнейших научно-исследовательских институтов, клиник, центров и отделений медицинской реабилитации из различных регионов России и зарубежных стран.

В рамках конгресса была организована работа симпозиума «Медико-конвергентные технологии в системном подходе реабилитации детей после тяжелой нейротравмы. Черепно-мозговая травма у детей – комплексный подход к реабилитации: психолого-педагогическое сопровождение», на котором были рассмотрены актуальные вопросы восстановительного лечения и реабилитации детей с тяжелой черепно-мозговой травмой оказание и психологической поддержки их родителей, а также технологии дифференцированной помощи в процессе непрерывной реабилитации с междисциплинарным взаимодействием специалистов.

В работе симпозиуме приняли научные сотрудники ИКП РАО - в качестве одного из модераторов симпозиума выступила д.п.н., чл.-корр. РАО А.В. Закрепина (сомодераторы д.м.н., проф. С.А. Валиуллина и к.м.н. Ю.Г. Сиднева), а докладчиком – м.н.с. Лаборатории психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями ИКП РАО Д.М. Мартышевская (доклад подготовлен в соавторстве с А.В. Закрепиной). Ее выступление было посвящено теме «Педагогическое сопровождение детей с последствиями тяжелой черепно-мозговой травмы». Д.М. Мартышевская обратила внимание на важность участия дефектолога в междисциплинарной команде специалистов; подробно раскрыла его роль в стационарном отделении при организации педагогического сопровождения ребенка после тяжелой черепно-мозговой травмы (ТЧМТ); показала варианты педагогических программ реабилитации и специфика их применения в соответствии с возможностями ребенка с ТЧМТ в ходе восстановления, а в завершение доклада ответила на многочисленные вопросы участников симпозиума.