В Минске (Республика Беларусь) 23 октября 2020 года на базе Белорусского государственного университета состоялась V международная научная конференция «Психосоциальная адаптация в трансформирующемся обществе: субъект-субъектная коммуникация как фактор социализации индивида». Организатором мероприятия, проходившего в онлайн-формате,  выступил факультет философии и социальных наук  Белорусского государственного университета.

На заседании секции «Проблемы субъект-субъектной коммуникации и социализации людей с особенностями психофизического развития» (модераторы: Игорь Александрович Фурманов, д. психол. н., профессор, зав. кафедрой социальной и организационной психологии факультета философии и социальных наук БГУ и Алексей Михайлович Поляков, д. психол. н., доцент, зав. кафедрой общей и медицинской психологии факультета философии и социальных наук БГУ) выступили научные сотрудники лаборатории комплексных исследований в области ранней  помощи ИКП РАО Г.Ю. Одинокова и Т.П. Кудрина.

В докладе к.п.н., старшего научного сотрудника Г.Ю. Одиноковой были представлены вопросы, связанные с особенностями взаимодействия детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) и глубокой степенью умственной отсталости с ухаживающими взрослыми. Докладчик познакомил слушателей с результатами исследования, которые позволяют рассмотреть некоторые поведенческие проявления ребенка с ТМНР во взаимодействии со взрослыми как коммуникативные, наличие которых означает существование у него активности в общении и продвигает к пониманию того, что ребенок с ТМНР способен быть субъектом общения. Г.Ю. Одинокова отметила, что принципиальная возможность участия ребенка в коммуникации ставит вопрос об условиях, при которых она может быть реализована, и это -  коммуникативное поведение взрослого, когда он обеспечивает ребенку возможность проявить активность, когда взрослый организует пространство для общения, выбирает подходящую позу, поддерживает и сопровождает общение.

В докладе к.п.н., старшего научного сотрудника Т.П. Кудриной, подготовленного в соавторстве с к.психол.н. Е.Б. Айвазян и д.п.н. Ю.А. Разенковой, были представлены варианты коммуникативного поведения слепых младенцев в качестве показателей развития общения. Докладчик познакомил участников конференции с результатами исследования поведения слепых недоношенных младенцев в ситуации общения с матерью, отметив своеобразие их коммуникативных действий и динамики развития у них содержания и средств общения. Т.П. Кудрина представила детальное описание четырех вариантов поведения слепых детей первого года жизни, в каждом из которых отражаются различные содержание, объем и качество трудностей развития общения.

Сообщения Г.Ю. Одиноковой и Т.П.Кудриной вызвали живой интерес у участников секционного заседания, поступившие вопросы позволили развернуть профессиональную дискуссию о факторах и условиях становления общения и взаимодействия на самых ранних этапах развития ребенка.

Участие в конференциях, проходящих в стенах Белорусского государственного университета, стало уже не только доброй традицией для сотрудников лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи ИКП РАО, но и стимулом для дальнейшего развития научного сотрудничества.