Раздел 3. Психологическая диагностика и профориентированное консультирование

 

Психологическая диагностика – одно из направлений психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ОВЗ. Данный вид помощи направлен на определение и разрешение семейных проблем, связанных с принятием и ценностным отношением к ребенку с ОВЗ, преодоление трудностей в отношениях между членами семьи, обостренных тяжестью состояния ребенка, перераспределение обязанностей между членами семьи, формирование согласованности в выборе воспитательных подходов членов семьи, и т.д. В рамках психологической диагностики изучается также профориентационный характер содержания воспитательного процесса, который осуществляется близкими ребенка с ОВЗ в семье [15, 19].

Традиционно процедура психологического исследования дифференцируется на три направления:

  • психологическое изучение особенностей развития ребенка с ОВЗ;
  • психологическое изучение родителей (лиц их замещающих) и членов семьи ребенка с ОВЗ;
  • психологическое изучение влияния социального окружения на семью ребенка с ОВЗ (педагоги, медперсонал, социальные работники, соседи, однокашники и сверстники ребенка с ОВЗ и другие лица).

В первом направлении кроме диагностики особенностей личности ребенка с ОВЗ процедура исследования направляется на изучение влияния позиции родителей на процесс формирования у ребенка с ОВЗ мотивации к начальной трудовой деятельности в условиях семьи; изучение становления мотивов к осуществлению трудовой деятельности у ребенка с ОВЗ. Во втором направлении в рамках анализа родительских позиций акцент делается на изучении      форм и содержания родительского участия в развитии мотивации к овладению профессиональным трудом и становлении социально-трудовых навыков ребенка с ОВЗ; исследуется уровень теоретических и практических знаний родителей в вопросах профориентации. В третьем блок включает диагностику макросоциальных условий и факторов, определяющих развитие и возможности жизнеустройства, социальной и трудовой адаптации лиц с ОВЗ.

Консультативный блок направлен на выявление проблем, возникших в семье, решение психолого-педагогических проблем: определение стратегий и тактики воспитания ребенка, направление на обучение в систему специального или инклюзивного образования, подготовка ребенка к профессионально-трудовой деятельности и т.д. Консультируя родителей, психолог дает им рекомендации по оптимизации внутрисемейной атмосферы и нейтрализации межличностных конфликтов. Психолог осуществляет профессиональную ориентацию детей, подростков и молодежи с нарушениями развития. Он разъясняет и советует родителям наиболее удобный "маршрут" будущего трудоустройства их ребенка.

Консультирование семей с проблемными детьми может осуществляться в следующих направлениях:

-психолого-педагогическое консультирование,

-семейное консультирование,

-профориентированное консультирование.

Близость тематики вопросов развития, обучения и воспитания  ребенка с ОВЗ позволяет в отдельных случаях объединять  первые два направления (психолого-педагогическое консультирование и семейное консультирование). Еще одним из направлений консультативной работы с семьями лиц с ОВЗ является профориентированное консультирование.

Профориентированное консультирование

Позиция семьи, понимание родителями перспектив профессионального будущего ребенка с ОВЗ играет особую роль в  профессиональном становлении ребенка с ОВЗ. В качестве основных задач профориентированного консультирования членов семей выступают:

-ориентация родителей в основных целях профессиональной реабилитации их ребенка;

-формирование у родителей (других членов семьи) адекватных ожиданий относительно прогноза профессиональных перспектив ребенка,

-формирование единой родительской позиции в отношении оказания помощи ребенку в выборе профессии и планировании будущей карьеры;

-повышение психолого-педагогической и профориентационной компетентности родителей;

-ознакомление, обсуждение и пояснение результатов профориентационного психодиагностического изучения ребенку с ОВЗ.

Рекомендуется проводить консультирование в разных формах и коллективно и индивидуально, когда каждый из родителей или другие члены семьи могут представить свою проблему отдельно.

Процедура консультирования отцов должна быть направлена на:

-привлечение отца к процессу включения ребенка с ОВЗ в трудовую деятельность, формирование интереса у ребенка к пользованию рабочими инструментами (преимущественно отцовскими или кого-то из членов семьи), выполнению с ними трудовых операций, получение удовлетворения от результатов труда, сделанного своими руками;

-привлечение отца к участию в экскурсиях с ребенком в школьные или производственные мастерские, технопарки, учреждения СПО и др.

- привлечение отцов к участию в конкурсах «Трудовая родословная моей семьи», «Профессии в моей семье», «Мой папа – (указание профессии)» и др.

Консультирование матерей должно быть направлено на:

-привление матери к развитию мотивации и непосредственному формированию сангигиенических навыков и навыков самообслуживания у ребенка с ОВЗ (самостоятельный прием пищи, умывание, одевание, пользование туалетом);

-коррекцию позиции, гиперболизирующей или минимизирующей проблемы развития ребенка и его успешность в овладении навыками самообслуживания;

-включение матери в процесс развития интереса и потребности  ребенка с ОВЗ к выполнению общественно-полезной продуктивной деятельности, посильному труду дома в соответствии с его психическими и физическими возможностями (выполнение посильных обязанностей дома, на даче, участие в уходе за животными и растениями, уборке квартиры, игровой/ детской  комнаты);

-терапизацию самосознания матери, снятие напряженности в контактах с ребенком, супругом, другими близкими и социумом,

-формирование продуктивных форм взаимоотношений с ребенком, оказание ему поддержки в освоении трудовых навыков;

- привлечение матерей к участию в конкурсах «Трудовая родословная моей семьи», «Профессии в моей семье», «Моя мама - (указание профессии)» и др.

Наиболее эффективной техникой, которая может быть использована в рамках консультирования, является психотерапевтическая беседа. В данном контексте объектом психокоррекционного воздействия в беседе становится процесс терапизации самосознания родителей и других членов семьи.  Беседа может проводится как вместе, так и дифференцированно с каждым из родителей отдельно. В рамках беседы можно как выяснить проблему и найти те «болевые точки», которые вызывают у родителей наибольшие переживания, а также определить те сферы и интересы, которые объединяют эту семью. В процессе проведения психотерапевтических бесед с родителями и другими членами семей решаются следующие задачи:

-повышение самооценки, чувства собственного достоинства родителей (многократно обсуждаемая проблема) и других членов семьи;

-терапизация психического состояния членов семьи, преодоление чувства «горя», «безвыходности», «безысходности», «тупиковой ситуации» и т.д.;

-обновление мироощущения, самоценности «Я», понимания собственной роли в воспитании ребенка, определении его будущего, сохранении семьи, понимании переживаний своих близких, принятие ситуации такой, какая она есть;

Этапы психотерапевтической беседы включают:

- знакомство и установления контакта;

- привлечение к сотрудничеству;

-диагностика и выявление особенностей проблем членов семьи ребенка с ОВЗ;

-обсуждение с членами семьи особенностей и уточнение характера их переживаний;

-определение психологических средств для преодоления стрессового состояния;

-формулирование этапов решения проблемы.

Любая беседа должна начинаться с привлечения к сотрудничеству и взаимодействию. Эффект психотерапевтической беседы достигается только тогда, когда родители и другие члены семьи получают профессиональные рекомендации специалистов, позволяющие решить проблемы ребенка с ОВЗ и обрести уверенность в его будущем жизнеустройстве.