Раздел 2. Образовательно-просветительская работа

 

Формирование психолого-педагогических знаний у родителей в области современных технологий воспитания, коррекции, развития профориентационной мотивации на труд и профессионально-трудовых навыков у детей с ОВЗ осуществляется в одном из двух направлений психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ОВЗ - образовательно-просветительской работе.

Работа с родителями в образовательно-просветительском направлении осуществляется по следующим модулям: административно-информационный,  медицинский, педагогический,     блок социально-правовой поддержки, психологический [18].

Профориентационная работа с родителями – часть общей просветительской работы, организуемой образовательным учреждением с семьями обучающихся в педагогическом блоке. Главная цель образовательно-просветительской работы с родителями в профориентационном направлении – сформировать представления о вариативных возможностях ребенка с ОВЗ в овладении профессионально-трудовыми навыками и доступной профессией, в соответствии с его психофизическим статусом и медицинскими противопоказаниями. Модель психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья представлена на рисунке 1.

 

 

Важно постоянно ориентировать родителей на принятие особенностей ребенка, а также на конструктивное решение возникающих проблем с помощью современных технологий, предлагаемых специалистами образовательного учреждения. В работе с родителями участвуют все специалисты образовательного учреждения в соответствии с профилем своих профессиональных обязанностей и компетенций (так, например, учитель-дефектолог раскрывает родителям особенности формирования учебных навыков у детей с ОВЗ, а учитель-логопед рассказывает о требованиях к организации речевого режима в условиях воспитания ребенка в семье и т.д.).

Для родителей организуют образовательно-просветительские лекции, собрания, семинары, тематика которых определяется специалистами, а также зависит от особенностей психофизического развития обучающихся с ОВЗ, их возрастных потребностей и запроса самих родителей.

В рамках этого направления у родителей обучающихся с ОВЗ должны быть сформированы представления об особенностях развития, динамике, проблемах в освоении теоретических знаний и практических трудовых навыков у детей конкретной нозологической группы и характеристиках определенного возрастного этапа, необходимости формировании профориентационных интересов и этапах становления профессионально-трудовых навыков (приложение 2).

Важно информировать родителей о целевых ориентирах семейного воспитания – развитии когнитивной, сенсорной, двигательной, коммуникативной, социально-личностной сфер ребенка. Родители должны быть ознакомлены с элементарными педагогическими технологиями, преимуществами коррекционных приемов, которые необходимо использовать в процессе овладения ребенком с ОВЗ сангигиеническими навыками и навыками самообслуживания в процессе его воспитания дома. Важно также обучить этим технологиям близких лиц (бабушек, дедушек, сиблингов), раскрыть и показать на примерах, используя видеозаписи занятий ведущих педагогов с детьми с ОВЗ. Необходимо также обратить внимание родителей на принципы и приемы воспитания ребенка с ОВЗ в семье, обучить родителей конструктивному с ним взаимодействию.

В последнее время нашли свое распространение и формы работы с родителями с использованием современных дистанционных технических средств. Одной из таких наиболее популярных форм является ведение переписки с родителями по электронной почте или сообщение им важной информации о ребенке с помощью электронного дневника. Подобное взаимодействие с родителями может осуществляться через любые каналы связи (интернет, сотовая связь).

С помощью электронного дневника родитель получает от педагога рекомендации в области освоения новых знаний в домашней работе с ребенком. Профессиональные рекомендации педагога, его внимание и поддержка помогают родителю чувствовать заботу и ощущать поддержку в решении проблем ребенка.  Важнейшим условием переписки является доброжелательный тон и стремление педагога отметить в работе родителя с ребенком даже минимальные положительные успехи в овладении новыми знаниями!

Не менее популярным и чрезвычайно эффективным становится и такое ноу-хау как демонстрация родителям фото или видео фрагментов образовательного процесса ребенка. Видео и фото записи осуществляются с целью знакомства родителей с успехами ребенка и поддержания интереса к его школьной жизни. С помощью такой формы презентации результативности овладения ребенком учебной программы могут демонстрироваться достижения или трудности ребенка в том или ином виде деятельности. Заинтересованные родители также могут осуществлять видеозаписи домашних занятий, а затем консультироваться с педагогом по поводу наиболее сложных вопросов.

Профориентационную работу с родителями детей с ОВЗ проводит мастер трудового обучения.  Он включает в этот процесс обязательное посвящение родителей в аспекты развития у детей с ОВЗ профориентационной мотивации на труд и формирование интереса к практической профессиональной деятельности. Подготовку к трудовой деятельности воспитанников с ОВЗ следует определять как "нормативный процесс целенаправленного формирования у ребенка положительного отношения, интереса и готовности к труду как основе жизнедеятельности, источнику саморазвития личности, реализации заложенных возможностей" [17]. У детей с ОВЗ интерес и желание к овладению трудовой профессией  формируются долго и требуют особых усилий и времени. Во всех видах повседневной деятельности ребенка, включая формирование сангигиенических навыков, должны участвовать родители. Их задача -  стимулировать у ребенка желание осуществлять трудовые действия в отношении себя и инициировать таким образом профориентационную активность.

Формирование интереса и желания участвовать в трудовой деятельности не может и не должно осуществляться лишь в специальном учреждении. Именно семья, родители и другие близкие могут принять самое активное участие в формировании у детей с ОВЗ мотивационной потребности к овладению трудовыми навыками в области той или иной профессии [15,18].

Специалисты образовательного учреждения должны помочь родителям сформировать устойчивые и четкие представления о  труде и его жизненно важном значении для ребенка с ОВЗ. Эти представления включают не только производительный труд (на производстве или в специально созданных трудовых условиях), но также и непроизводительный труд: труд по самообслуживанию, самостоятельное осуществление сангигиенических процедур, ведение домашнего хозяйства (домоводство) и трудотерапию. Важнейшим условием самоопределения, интеграции в социальное пространство и успешного жизнеустройства является мотивационная готовность  и овладение ребенком с ОВЗ общетрудовыми навыками и навыками профессионального труда.

Семинары для родителей по формированию профориентационной мотивации у детей с ОВЗ могут быть организованы два/три раза в год (осень, весна). В соответствии с запросами родители могут также приглашаться на индивидуальные встречи. Тематика лекций и семинаров представлена в Приложении 1.