Раздел 1. Роль семьи в профориентации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

 

  • Основные понятия, цели, задачи и принципы профориентационной работы с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Успешное жизнеустройство ребенка, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), предполагает не только участие родителей в его развитии и воспитании, но и ориентирование этих процессов на социализацию и профориентацию ребенка [11-15 ].

Ребенок входит в социальный мир в момент рождения. Этот процесс реализуется в семье, которая осуществляет не только воспитательные задачи, но и формирует в его сознании представления о жизненных целях и путях их решения. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья как никто более заинтересована в решении этих задач [16,18].

Эмоциональный стресс, который испытывают члены семьи, в связи с выявлением у ребенка особенностей в развитии, вызывает травмирующие личностные переживания и деструктивное поведение родителей, которое может проявляться в отказе признать проблемы в развитии ребенка, хаотичной смене учреждений, оказывающих помощь семье, постоянном поиске специалиста, который подтвердит отсутствие нарушений или их наличие обозначит вариативностью нормативного развития. Большое стрессовое воздействие на структуру семьи оказывают также и семейный конфликты, возникшие на почве рождения в семье ребенка с особенностями, которые в итоге приводят к деформации межличностных супружеских, родительско-детских, детско-родительских, межпоколенных и сиблинговых взаимоотношений или к ее распаду [16,18].

Проблемы развития, которые возникают в раннем или дошкольном возрасте, требуют не только немедленного оказания адресной помощи ребенку с ОВЗ специалистами в образовательном учреждении, но одновременно и оказания помощи родителям ребенка в создании специальных условий для его воспитания и развития в семье.

В контексте развития и воспитания ребенка с ОВЗ внутрисемейные условия – это коррекционно-развивающая среда в семье, которая создается родителями на основе рекомендаций специалистов. Доброжелательная внутрисемейная атмосфера, выстроенная в соответствии с рекомендациями специалистов, выступает важнейшим условием благополучного развития ребенка с ОВЗ.

Коррекционное воздействие фактора принятия ребенка с ОВЗ близкими сочетается со специальными условиями, диктуемыми особенностями психофизического развития ребенка.

Создание максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребенка с ОВЗ осуществляется с учетом и опорой на реабилитационный потенциал семьи, включающий социокультурную, нравственно-этическую, медико-абилитационную, психолого-педагогическую и коррекционно-воспитательную составляющие [16,18,19,20].

Согласно основоположнику отечественной дефектологической науки, Л.С. Выготскому, психическое развитие ребенка осуществляется в процессе его социализации. Введенное Л.С.Выготским в начале ХХ века понятие «социальная ситуация развития» определяет специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и взрослым, ребенком и социумом. Социальная среда, организуемая взрослым, выступает в качестве источника развития. По мере перехода ребенка с одного возрастного этапа к другому среда меняется, оказывая влияние на его развитие. Семья в этом контексте выступает как один из важнейших институтов, обеспечивающих данный процесс. В этой связи воспитательная роль родителей в коррекционно-образовательном процессе детей с ОВЗ, направленная на их дальнейшую социализацию, подготовку к самостоятельной жизни, выбор будущей профессии,  приобретает огромное и неоспоримое значение.

Несмотря на возникшие проблемы, резко изменившие стереотип жизни семьи и ее перспективы, принятие родителями особенностей в развитии ребенка, понимание путей его развития и возможностей благополучного жизнеустройства с помощью специального обучения, обретения профессиональных навыков и трудоустройства, определяет перспективы, во многом значительно стабилизирует деструктивные процессы внутри семьи и обеспечивает возможность направления родительских усилий на решение этих жизненно важных задач.

Цели психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в работе образовательного учреждения по профориентации и социализации обучающихся:

-формирование у родителей (лиц их замещающих) понимания необходимости и обучение членов семьи созданию специальных условий, жизненно важных для развития ребенка с ОВЗ,

-обязательность включения родителей в профориентационный процесс независимо от возраста ребенка (дошкольный, школьный, подростковый и т.д.),

оказание специальной помощи не только ребенку с ОВЗ, но и всей его семье, активизация ее воспитательного и реабилитационного потенциала, собственных ресурсов всех членов семьи, которые направляются на развитие и максимально возможное преодоление выявленных нарушений и решение профориентационных задач жизнеустройства ребенка.

Профориентационная работа педагогического коллектива с семьей ребенка с ОВЗ строится на следующих принципах:

  • семья ребенка с ОВЗ позиционируется как реабилитационно-абилитационная структура, изначально обладающая потенциальными возможностями к созданию максимально благоприятных условий для развития, воспитания, выбора будущей профессии, ее освоения и включения ребенка в самостоятельную жизнь;
  • профориентационные пропедевтические мероприятия осуществляется с раннего/дошкольного возраста путем интеграции семьи в поле коррекционного воздействия, что обеспечивает мотивационную готовность ребенка к включению в процессы совместного (с взрослым/ сверстниками) труда и формирование профессионально-трудовых навыков;
  • взаимодействие специалистов с семьей ребенка с ОВЗ в работе по профориентации и социализации осуществляется в процессе комплексного и непрерывного сопровождения, начиная с раннего и дошкольного возраста, не ограничивается периодом пребывания в школьном учреждении, а в случае семьи лица с ТМНР, охватывает весь жизненный цикл такого человека;
  • семья ребенка с ОВЗ рассматривается как микросоциальная среда, в которой у ребенка формируются представления о мире профессий, себе как человеке, включенном в трудовую деятельность и овладевающем трудовой профессией, нравственных и трудовых качествах людей различных специальностей, характере межличностных связей, об отношении к людям труда.

 

Взаимодействие с семьями детей с ОВЗ направлено на решение следующих   задач:

-определение актуальных проблем в области профориентации и социализации ребенка с ОВЗ для каждой семьи, поиск путей их разрешения, мотивирование родителей (лиц их замещающих, а также бабушек, дедушек, других родственников) на совместную работу;

-социально-психолого-педагогическое и профориентированное просвещение родителей (лиц их замещающих), других членов семей (бабушек, дедушек, сиблингов), формирование психолого-педагогической и профориентационной компетентности близких ребенку с ОВЗ лиц, непосредственно участвующих в его воспитании, коррекции нарушений, формировании профориентационной мотивации и трудовых навыков;

-оздоровление межличностных и внутрисемейных отношений;

-терапизация самосознания родителей ребенка с ОВЗ, нейтрализация тяжелых и длительных переживаний, стресса, связанного с проблемами психофизического развития ребенка путем определения и решения профориентационных целей и задач;

-формирование у родителей (лиц их замещающих) представлений об особенностях развития ребенка, формируемых у ребенка с ОВЗ навыков в области трудовой профессии, навыков и умений конструктивного межличностного взаимодействия в сфере трудовых отношений посредством проведения психолого-педагогических коррекционных мероприятий.

Взаимодействие с семьями обучающихся с ОВЗ осуществляется в следующих направлениях: образовательно-просветительская работа, психологическая диагностика и профориентированное консультирование, психолого-педагогическая помощь [17,15].