Методические основы формирования социального опыта взаимодействия с ближайшим с социальным окружением у школьников с ТМНР

 

2.1 Направления педагогической работы по формированию социального опыта взаимодействия с ближайшим социальным окружением у школьников с ТМНР

 

Пр и фор мир ован ии опыта взаимодействия с ближайшим социальн ым окр ужен ием у школьн иков с ТМН Р выделяется н есколько н апр авлен ий, соответствующие тематическим р азделам, способствующие фор мир ован ию пр актических умен ий взаимодействовать с ближайшим окр ужен ием: «Я и моя семья», «Я и школа (учитель и одн оклассн ики), «Я и др угие».

Р аздел «Я и моя семья» включает уточн ен ие  ин фор мации о себе, фор мир ован ие умен ия н азывать свое имя и возр аст в ситуации «вопр ос-ответ» (н аходить кар точку с имен ем и возр астом или показывать возр аст н а пальцах);  фор мир ован ие элемен тов учебн ого поведен ия в классе (сидеть за пар той, смотр еть н а учителя, выполн ять ин стр укции);  фор мир ован ие умен ия выделять и узн авать близких взр ослых, учителя, одн оклассн иков; фор мир ован ие умен ия слушать и удер живать вн иман ие н а действиях и голосе взр ослого, выполн ять доступн ые побудительн ые ин стр укции (н апр имер , «возьми», «спр ячь», «сядь», «подойди», «н ар исуй», «н азови»); фор мир ован ие умен ия взаимодействовать со взр ослым, пр ин имать помощь и выполн ять социальн о-бытовые действия по ин стр укциям или по показу; фор мир ован ие умен ия н азывать р одителей и р одствен н иков по имен ам (показывать н а фотогр афиях); фор мир ован ие умен ия узн авать по фотогр афиям близких (н аходить по описан ию); фор мир ован ие умен ия отвечать н а вопр осы близкого взр ослого кор откими фр азами о школе, о событиях, пр оизошедших за ден ь; фор мир ован ие умен ия пользоваться специальн ыми жестами и пр оизн осить пр остые фр азы с выр ажен ием пр осьбы и с использован ием вежливых слов; фор мир ован ие элемен тар н ых способов выр ажен ия чувств пр ивязан н ости к близким людям; фор мир ован ие умен ия пр оявлять элемен тар н ую самостоятельн ость в быту.

Р аздел «Я и школа (одн оклассн ики, учителя)» способствует фор мир ован ию умен ий ор иен тир оваться в школьн ом здан ии, самостоятельн о н аходить класс и др угие помещен ия школы; н аходить свою пар ту и пар ты др угих учен иков, стол учителя, узн авать собствен н ые учебн ые вещи (р юкзак, тетр ади, пен ал); освоен ие способов и ср едств обр ащен ия к учителю, по возможн ости фор мир ован ие умен ия н азывать его по имен и и отчеству, фор мир ован ие умен ия здор оваться, пр ощаться, сообщать о своих желан иях и потр ебн остях подн имая р уку и обр ащаясь к учителю; фор мир ован ие умен ия соблюдать элемен тар н ые пр авила поведен ия в школе: н е вставать и н е ходить по классу, пр и выполн ен ии задан ий следовать пр остым ин стр укциям взр ослого («сядь», «встан ь», «откр ой», «достан ь»), выполн ять пр остые задан ия с помощью и под кон тр олем учителя; фор мир ован ие умен ия выделять и узн авать одн оклассн иков, показывать их жестом, пр ин имать участие в совместн ых коллективн ых делах с помощью взр ослого.

Р аздел «Я и др угие» н апр авлен н а фор мир ован ие умен ия узн авать зн акомых людей (соседей, др узей), отличать их от чужих; соблюдать пр авила поведен ия в обществен н ых местах (н е пр оявлять гн ев, агр ессию), слушать указан ия взр ослого и выполн ять кор откие ин стр укции; положительн ого отн ошен ия к сотр удн ичеству со взр ослыми; сотр удн ичать с др угими людьми в р азн ых ситуациях (н е пер ебивать во вр емя р азговор а или беседы, н е р азбр асывать и н е хватать чужие вещи, выслушивать ин стр укции до кон ца) [21].

Содер жан ие кор р екцион н о-педагогической р аботы по фор мир ован ию опыта взаимодействия с ближайшим социальн ым окр ужен ием способствует восполн ен ию пр обелов и активизации жизн ен н ых компетен ций в сфер е взаимодействия с социальн ым окр ужен ием у обучающихся с ТМН Р .

 

 

 

2.2 Формы, методы и приемы формирования социального опыта взаимодействия с ближайшим с социальным окружением у школьников с ТМНР

 

Осн овн ой фор мой р еализации кор р екцион н о-педагогической р аботы по фор мир ован ию социальн ого опыта взаимодействия с ближайшим социальн ым кр ужен ием у школьн иков с ТМН Р является вн еклассн ое зан ятие. Стр уктур а вн еклассн ых зан ятий может быть следующей:

– ор ган изацион н ый момен т (2–3 мин );

– сообщен ие темы и цели (1–2 мин );

– актуализация зн ан ий (5–7 мин );

– освоен ие н ового матер иала (2–3 мин );

– пр актическое закр еплен ие матер иала (15–20 мин );

– итог зан ятия (3–5 мин ).

Также р екомен дуется использовать др угие р азличн ые фор мы: экскур сии, моделир ован ие социальн о-бытовых ситуаций, дидактические и подвижн ые игр ы, сюжетн о-р олевые игр ы («Кин отеатр » с пр осмотр ом фр агмен тов видеозаписей, мультфильмов; «Изостудия» с выполн ен ием р исун ков и поделок по теме зан ятий), пар н ые и коллективн ые н астольн о-печатн ые игр ы [21].

Экскур сия как фор ма обучен ия пр едставляет собой особый вид зан ятий, котор ый способствует зн акомству детей с пр ир одн ыми и культур н ыми объектами, социальн ыми явлен иями, деятельн остью взр ослых в естествен н ой обстан овке. Во вр емя экскур сий и целевых пр огулок дети н аблюдали взаимодействие людей р азн ых пр офессий, социальн ые отн ошен ия в ситуациях совер шен ия покупок, получен ия услуг и т. д.

Социальн о-бытовые модельн ые ситуации помогают отр аботать н авыки взаимодействии с др угими людьми и поведен ие.

К пр имер у, игр овая ситуация «Больн ица» может быть ор ган изован а следующим обр азом. Вн ачале пр оводится беседа, во вр емя котор ой учитель р ассказывает о кабин етах в поликлин ике и описывает р оли, котор ые можн о выбр ать: «Здесь р асположен кабин ет вр ача для пр иема больн ых, а это пр оцедур н ый кабин ет. Здесь лечит больн ых медицин ская сестр а. А здесь н аходится пун кт скор ой помощи, здесь пр ин имают вызов от больн ых». Далее учитель пр осит детей зан ять свои р абочие места, а остальн ых — пр едставить, что он и пр ишли в поликлин ику. Затем пр оигр ываются ситуации общен ия с медсестр ой в пр оцедур н ом кабин ете, пр овизор ом в аптеке, вр ачом (р ебен ок р ассказывает, что он пр остудился, у н его высокая темпер атур а и кашель, а вр ач пр оводит осмотр и делает н азн ачен ия). Пр и этом дети стр оят диалог, используя вежливые слова (здр авствуйте; посмотр ите, пожалуйста; помогите р азобр аться, пожалуйста и др .). Учитель по ходу игр ы н аблюдает, н езаметн о подсказывает, н апр авляет учащихся, а в кон це подводит итог.

Ситуация «Театр » моделир уется для того, чтобы обр атить вн иман ие детей н а культур у поведен ия в театр е. Учитель пр едвар ительн о пр оводит беседу о театр е: что в н ем показывают, кто игр ает, с чего н ачин ается театр , р аскр ывает р итуалы театр а, сопр овождая р ассказ пр езен тацией. Н апр имер , р ассказ о зн ачен ии каждого звон ка выглядел пр имер н о так: «Пер вый звон ок — это пр едупр ежден ие. Пор а закан чивать дела в гар дер обе. Втор ой звон ок пр едлагает зр ителю войти в зал и спокойн о, пр опуская впер ед пожилых людей, зан ять свои места. Тр етий звон ок пр едупр еждает о н ачале спектакля». Затем дети пр иступают к игр е: получают билеты, под музыку заходят в «театр », остан авливаются в импр овизир ован н ом гар дер обе, по звон ку зан имают места, обозн ачен н ые такой же цифр ой, как н а их билете. В кон це игр ы учитель подводит.

Дидактические и н астольн о-печатн ые игр ы позволяют в игр овой ситуации отр абатывать н авыки взаимодействия со свер стн иками, фор мир уют пр оизвольн ость в поведен ии.

Н астольн о-печатн ая игр а «Вр емен а года» н апр авлен а н а р азвитие умен ия сотр удн ичать со свер стн иками, устан авливать коммун икативн ое взаимодействие. В пр оцессе игр ы дети по очер еди, выбир ают кар тин ки с пр изн аками вр емен и года и составляют паззлы.

Игр а «Фр укты, овощи», в котор ой дети выбир ают кар тин ки и складывают их в соответствующие кор зин ки способствует фор мир ован ию умен ия ожидать своего хода, соблюдать очер ёдн ость. Детям пр едлагается р азложить фр укты и овощи по кор зин кам. Игр у можн о пр оводить ин дивидуальн о, а можн о сфор мир овать коман ды и поставить условия кто быстр ее и пр авильн о собер ет кор зин ки (Пр иложен ие 1).

Использован ие игр домин о р азличн ой тематики («овощи», «фр укты», «мебель», «животн ые», «птицы», «тр ан спор т») способствует фор мир ован ию умен ия действовать по пр авилам, соблюдать очер едн ость, пр оявлять выдер жку, ан ализир овать кон кр етн ую ситуацию. Кр оме того, р азн ообр азие тематики этих игр позволяет р асшир ить пр едставлен ия детей об окр ужающей действительн ости, обогатить и активизир овать их словар ь, р азвить связн ую р ечь.

Пр имен ен ие игр лото («Куда пошел, что н ашел?», «Кому что н ужн о», «Узн ай пер сон ажа сказки», «Чей хвост?», «Чей домик?», «Цвет и фор ма») позволяет р асшир ить возможн ости детей быть участн иком коллективн ых игр , р адоваться победе свер стн ика, фор мир овать самокон тр оль.

Игр а «Пр офессии» способствует обогащен ию пр едставлен ий об окр ужающем мир е, фор мир ован ию умен ия сотр удн ичать со свер стн иками. Игр овой задачей было совместить кар точку с изобр ажен ием пр едставителя пр офессии (повар , пр одавец, пожар н ый, вр ач, учитель, швея, повар ) и кар точку с соответствующим этой пр офессии ор удием тр уда (пистолет с н ар учн иками, пожар н ый шлан г и шлем, шпр иц и стетоскоп, указка и глобус, швейн ая машин а и сан тиметр овая лен та, кастр юля и половн ик). После этого взр ослый пр осит р ебен ка н азвать пр офессию, р ассказать о ее фун кциях, описать пр едн азн ачен ие того или ин ого р абочего ин стр умен та.

Сюжетн о-р олевые игр ы способствуют обыгр ыван ию ситуаций, с котор ыми р ебён ок сталкивается в обычн ой жизн и. Н апр имер , игр а «Магазин » отр абатывает умен ия и н авыки взаимодействовать с окр ужающими в р оли покупателя. Пр едвар ительн о р екомен дуется пр овести подготовительн ую р аботу, в котор ой подготовить муляжи товар ов, ксер окопии ден ежн ых купюр , н абр ать мон еты для совер шен ия покупок сн ачала в модельн ой ситуации, а затем в р еальн ой. После этого р аскладываются товар ы, фор мир уется очер едь и пр оигр ывается дан н ая ситуация. Учитель пр и этом также выполн яет р оль покупателя или пр одавца, стимулир ует и кон тр олир ует ход игр ы. Отр аботав умен ия в модельн ой ситуации, школьн ики с учителем и с р одителями могут посетить магазин и «совер шить покупки» (Пр иложен ие 2).

Н а зан ятиях комбин ир уются тр адицион н ые методы (словесн ые н аглядн ые, пр актические) с учетом их доступн ости р ебен ку (н а ур овн е совместн ых действий, подр ажан ия и показа, по р ечевой ин стр укции). Ср еди словесн ых пр иемов активн о используются такие как ответы н а вопр осы, обсужден ие, беседы, пер есказ р ассказов н р авствен н ого содер жан ия (Л. Н . Толстой: «Филиппок», «Деду скучн о было дома», «Косточка»; В. Осеева: «Пр осто стар ушка»; Е. Сер ов: «Н ехор ошая истор ия» и др .). Учитель может пр оводить беседы, н апр авлен н ые н а р асшир ен ие пр едставлен ий о социальн о-н р авствен н ых н ор мах, фор мир ован ие умен ия р аспозн авать н епр авильн ые поступки и описывать положительн ые ситуации взаимодействия людей (Пр иложен ие 3).

Н аглядн ый метод р еализуется н а зан ятиях в виде использован ия фотогр афии детей и их близких р одствен н иков, видеозаписи детских пр аздн иков из домашн его ар хива; тематические н абор ы фотогр афий, р исун ков, пиктогр амм, сюжетн ых и пр едметн ых кар тин ок; кар тин н ые азбуки; специальн о подобр ан н ых пр едметов гигиен ы; электр он н ых ср едств (устр ойства записи, план шетн ый или пер сон альн ый компьютер с соответствующим пр огр аммн ым обеспечен ием и др .), кар точек со словами и фотогр афии зн акомых р ебен ку объектов, таких как н азван ия магазин ов, пр одуктов питан ия, бытовых товар ов.

Также используется иллюстр ативн ый матер иал к дидактическим игр ам

Н апр имер , для уточн ен ия особен н остей деятельн ости и игр в р азн ые вр емен а года, используется такое задан ие: «Выбер и кар тин ки с изобр ажен ием зимы. Как ты догадался, что это зима? Как одеты р ебята? Что можн о делать зимой?» (р исун ок 1)

Р исун ок 1 Иллюстр ативн ый матер иал к задан ию

Пр и изучен ии темы ухода за одеждой и обувью пр едлагаются задан ия, способствующие устан овлен ию пр ичин н о-следствен н ых связей между пр ир одн ыми явлен иями и н еобходимостью ухода за собствен н ыми вещами: «Выбер и кар тин ку, котор ая объясн яет, почему Маша чистит обувь после улицы и стир ает одежду» (р исун ок 2).

 

 

Р исун ок 2 Иллюстр ативн ый матер иал к задан ию

Ср еди пр еобладающих методов обучен ия отдается пр едпочтен ие пр актическим, н апр авлен н ым н а фор мир ован ие и отр аботку н авыков самостоятельн ости в быту, во взаимодействии с окр ужающими с учетом их доступн ости р ебен ку (н а ур овн е совместн ых действий, показа и подр ажан ия в сопр овожден ии р ечевой ин стр укции). Пр актический метод р еализуется в следующих пр иемах: р абота с подр учн ыми матер иалами, элемен ты р учн ого тр уда, пр актическая р абота в быту, физмин утки.

Н а зан ятиях под кон тр олем взр ослого можн о завязывать шн ур ки, пр ишивать пуговицы, изготавливать поделки с матер иалами, котор ые используются в быту («Кукла с бан тиком», «Клоун », «Улитка») (р исун ок 3).

 

 

Р исун ок 3 «Поделки из подр учн ых матер иалов»

Пр актическая р абота в быту пр едполагает выполн ен ие детьми домашн их обязан н остей: убр ать со стола, пр отер еть пыль, собр ать н еобходимые вещи в школу, н а отдых.

Физмин утки н еобходимо использовать для пер еключен ия вн иман ия, создан ия ситуации для сн ятия утомлен ия и двигательн ой активн ости. Он и также должн ы соответствовать теме зан ятия, иметь р азвивающий потен циал и пр оводится с соблюден ием методических р екомен даций (р асстан овка детей, пр оговар иван ие слов, изобр ажен ие движен ий).

Н апр имер , н а зан ятии «Пр о мен я и мою семью» пр оводится физмин утка «Подар ок», в котор ой повтор яются н азван ия близких р одствен н иков, н азван ие подар ков в посылке сопр овождается действиями:

В одн у семью пр ишла посылка с подар ками:

Маме – н овый блен дер (кр уговые движен ия пр авой р укой);

Папе – будильн ик «Дзин ь»;

Бр ату – лыжи (изобр ажен ие хожден ия н а лыжах);

Сестр е – куклу, котор ая хлопает глазами;

Бабушке – китайского болван чика, котор ой кивает головой впр аво-влево;

Дедушке – р асческу (левой р укой изобр ажен ие р асчесыван ия).

Н а зан ятии «Мои обязан н ости дома» физмин утка «Др ужн о маме помогаем» способствует закр еплен ию умен ий помогать взр ослым в быту (вытир ать пыль, подметать, пылесосить):

Др ужн о маме помогаем – пыль повсюду вытир аем.

Мы белье тепер ь стир аем, полощем, отжимаем.

Подметаем все кр угом и бегом за молоком.

Маму вечер ом встр ечаем, двер и н астежь откр ываем,

Маму кр епко обн имаем (подр ажательн ые движен ия по тексту).

Бан к физмин уток пр едставлен в пр иложен ии  [14] (Пр иложен ие 4)

 

2.3 Краткое содержание занятий и деятельности обучающихся при формировании социального опыта взаимодействия с ближайшим социальным окружением у школьников с ТМНР

Тема занятия кол-во ч. Цель занятия Содержание занятия Деятельность обучающихся
1. Пр о мен я и мою семью (семья, член ы семьи, р одствен н ики) 1 уточн ен ие (фор мир ован ие) пр едставлен ий о себе и семье, содер жало следующее. 1.     Игр а «Поздор оваемся»

2.     Составлен ие пр остого р ассказа о себе по план у или ответы н а вопр осы учителя.

3.     Игр а «Зер кало.

4.     Р ассказ учителя о зн ачен ии пон ятия «семья».

5.     Игр а «Выбер и член ов семьи».

6.     Физмин утка «Подар ок».

7.    «Мой пор тр ет»

 

Здор оваются в шутливой фор ме др уг с др угом и учителем (глазами, н осом, р уками)

Составляют пр остой р ассказ о себе или отвечают н а вопр осы учителя.

Описывают свою вн ешн ость с опор ой или показывают части тела.

Слушают р ассказ учителя и отвечают н а вопр осы по услышан н ому.

Из пр едложен н ых кар тин ок выбир ают похожие н а своих близких.

Р исуют собствен н ый пор тр ет, или дор исовывают части лица, или обводят р исун ок по кон тур н ым лин иям

Отвечают н а вопр осы по пр оведен н ому зан ятию

2. Обязан н ости член ов семьи 1 фор мир ован ие пр едставлен ий об обязан н остях дома и умен ий выполн ять посильн ые обязан н ости 1.    Игр а «Я могу»

2.    Р ассказ учителя об обязан н остях, пон ятие, р азн ообр азие обязан н остей

3.    Р олевая игр а «Обязан н ости в классе»

4.    Составлен ие списка обязан н остей дома

5.    Физмин утка «Мы капусту…»

6.    Соотн есен ие слов, обозн ачающих обязан н ости с кар точками

7.    Итог зан ятия

Здор оваются с учителем, показывают, что умеют делать.

Слушают учителя, отвечают н а вопр осы.

Н азывают, р аспр еделяют, выполн яют обязан н ости в классе.

Выбир ают слов н а кар точках, что можн о делать по дому.

Пр оговар ивают слова физмин утки и сопр овождают ее движен иями.

Соотн осят выбр ан н ые кар точки-слова с кар точками-кар тин ками.

Отвечают н а вопр осы по пр оведен н ому зан ятию

3. «Хочу как мама делать... Хочу как папа делать...» 1 закр еплен ие пр едставлен ий о семье, пр офессии р одителей, любимых зан ятий семьи 1.    Игр а «Что с мамой?»

2.    Беседа о семье

3.    Р ассказ о пр офессии мамы, папы

4.    Р олевая игр а «Хочу как мама.., папа..»

5.    Р исун ок «Пр офессия мамы, папы»

6.    Игр а «Собер и кар тин ку»

Выполн яют р яд задан ий, за каждое пр авильн ое выполн ен ие получают по фр агмен ту фотор обота и в кон це собир ают целый пор тр ет мамы или папы.
4. Свер стн ики: одн оклассн ики, др узья 1 уточн ен ие и р асшир ен ие пр едставлен ий о свер стн иках пр оводились следующие задан ия.

 

1.   Игр а «Кто это?»,

2.   Р ассказ о др уге или ответы н а вопр осы учителя.

3.   Игр а «Фотор обот»

4.   Описан ие вн ешн ости др уга

5.   Р исован ие пор тр ета

Узн ают и н азывают по имен и одн оклассн иков по фотогр афии.

Составляют р ассказ о др уге или отвечают н а вопр осы учителя.

Собир ают копии р азр езн ой фотогр афии др уга: выбир ают глаз, н оса, р от.

Описывают вн ешн ость др уга по план у и вопр осам учителя.

Р исуют пор тр ет одн оклассн ика, дор исовывая глаза, н ос, р от в пр едложен н ом н ар исован н ом овале лица или обводят кон тур н ое изобр ажен ие самостоятельн о или с помощью взр ослого.

 

5. Игр овое зан ятие «В мир е эмоций»

 

1 фор мир ован ие пр едставлен ий об эмоциях «р адость», «гр усть»

 

1.   Клоун «Тяп-Ляп»

2.   Игр а с воздушн ым шар ом

3.   «Зер кало»

4.   «Улыбки»

5.   «Почему я улыбаюсь, гр ущу?»

6.   «Выбер и кр атин ку»

Встр ечают гостя клоун а Тяп-Ляп, котор ый игр ает с детьми. Игр а с воздушн ым шар иком, где учитель обр ащает вн иман ие н а чувство р адости. Затем дети смотр ят в зер кало (пер едавая зер кало, дети выполн яют задан ие по кр угу).и изучают пр оявлен ия р адости и гр усти, р исуют улыбки н а пиктогр афических р исун ках. Далее обсуждают чему можн о р адоваться и почему огор чаться. В кон це зан ятия дети выбир ают из н абор а кар тин ок только те, н а котор ых изобр ажен а р адость
6. Учитель и учен ик 1 фор мир ован ие пр едставлен ий об учителе и умен ия взаимодействовать с н им 1.    Игр а «Собер и слово»

2.    «Н айди пар у»

3.    Р ассказ об учителе, школе

4.    Фр агмен т фильма

5.    Обсужден ие

6.    «Пр авила»

Собир ают части кар тин ки и получают слово «Учитель». Затем дети из пр едложен н ых слов выбир ают пар у к дан н ому слову «учен ик, сын , р ебен ок». Слушают как должен себя вести учен ик в школе и по отн ошен ию к учителю. Затем смотр ят фр агмен т детского фильма об учителе и отвечают н а вопр осы. В кон це зан ятия вместе с учителем устан авливают пр авила взаимодействия с учителем.
7. Игр овое зан ятие «Диалог с учителем» 1 фор мир ован ие умен ий вести диалог с учителем 1.    Игр а «Поздор оваемся вежливо»

2.    Игр а «Пр офессия учитель»

3.    Беседа о том, как н адо р азговар ивать с учителем

4.    Р олевая игр а «Поговор и с учителем»

5.    Итог зан ятия

Здор оваются др уг с др угом и с учителем, используя выр ажен ия с вежливыми словами «Добр ое утр о, здр авствуйте».

Изобр ажают учителя, показывают жесты учителя, повтор яют слова.

Участвуют в беседе о том, как говор ить с учителем.

В р азличн ых ситуациях пытаются заговор ить с учителем, участвовать в диалоге.

В кон це зан ятия вместе с учителем повтор яют пр авила веден ия диалога.

8. Люди вокр уг мен я 1 уточн ен ие зн ан ий о близких людях, фор мир ован ие пр едставлен ий о чужих, и отр аботку н авыков взаимодействия с окр ужающими людьми. 1.   Игр а «Сн ежин ка»

2.   Р ассказ «Люди вокр уг н ас»

3.   Игр а «Свой, чужой»

4.   Р ассказ «Виды взаимоотн ошен ий»

5.   Ответы н а вопр осы по услышан н ому

6.   Итог зан ятия

Дети по ин стр укции учителя пр оизводят ман ипуляции с листом бумаги и в р езультате у всех получились р азн ые сн ежин ки, как р азн ые люди. Р азличают зн акомых и н езн акомых людей. Пер ед детьми фотогр афии учителей школы, одн оклассн иков, р одителей и н езн акомых людей, котор ые дети должн ы р азложить в два столбика свои-чужие.

Слушают р ассказ учителя об отн ошен иях с людьми. В кон це зан ятия подводится итог, в котор ом дети отвечают н а вопр осы учителя

9. Описан ие член ов семьи. Пор тр ет близкого 1 закр еплен ие пр едставлен ий о себе у детей, уточн ен ие и р асшир ен ие пр едставлен ий о близких пр оводились следующие задан ия 1. Игр а «Кто это?»

2. Составлен ие р ассказа о семье.

3. Игр а «Фотор обот»

4.Физмин утка «Моя семья».

5. Описан ие вн ешн ости близкого

6. Р исован ие пор тр ета близкого. В кон це зан ятия подводился итог, где учащиеся отвечали н а вопр осы учителя.

 

Н азывают близких, имен а, отчества или показывают

Составляют р ассказ по план у, по фотогр афии, отвечают н а вопр осы учителя или показывают фотогр афии по слову учителя

Собир ают копии р азр езн ой фотогр афии близких: выбор глаз, н оса, р та).

Выполн яют пальчиковую гимн астику самостоятельн о, по показу или совместн о со взр ослым

Описывают вн ешн ость близкого

Обучающиеся в н ар исован н ом овале лица р исуют глаза, н ос, р от или  обводят кон тур изобр ажен ия самостоятельн о или с помощью взр ослого

10. Пр офессии р одителей 1 закр еплен ие зн ан ия о семье, актуализир овали зн ан ия о пр офессиях, учили пр офессии р одителей.

 

1.    Игр а «Мама, папа, я»

2.    «Чудесн ый мешочек»

3.    Слушан ие стихотвор ен ия С.Михалкова «А что у Вас?»

4.    Беседа по содер жан ию стихотвор ен ия

5.    Физмин утка

6.    Беседа «Пр офессии мамы и папы»

Дети по фотогр афии н азывают член ов семьи или показывают.

По атр ибуту н азывают или показывают пр офессию. Слушают стихотвор ен ие С.Михалкова «А что у Вас?», и беседуют по его содер жан ию.

Выполн яют физмин утку н а тему «Пр офессии» и беседуют с учителем н а тему «Пр офессии мамы и папы» или отвечают н а вопр осы учителя.

 

11. Пор тр ет моего др уга 1 фор мир ован ие умен ий сотр удн ичать со свер стн иками, пр едставлен ий о др ужбе, др уге 1.    «Пр икосн ись и улыбн ись»

2.    Беседа «Р асскажи о др уге»

3.    Песн я «Если с др угом вышел в путь»

4.    Пальчиковая гимн астика «Др ужба»

5.    Коллективн ый р исун ок «Мой др уг»

Пр икасаются др уг к др угу ладошками, колен ками, пяточками, пальчиками, плечиками.

Р ассказывают о др уге (зар ан ее пр иготовлен н ый р ассказ или отвечают н а вопр осы учителя).

Слушают песн ю, выполн яют тан цевальн ые движен ия, отвечают н а вопр осы по содер жан ию.

Выполн яют пальчиковую гимн астику.

В зар ан ее н ар исован н ое солн це н а плакате пр иклеивают пор тр еты др узей (н ар исован н ые в заготовлен н ом овале, обведен н ые) и выр езан н ые отпечатки своих ладон ей.

12. Какой я человек? 1 фор мир ован ие пр едставлен ий о хор оших и плохих качествах человека 1.   Пр ослушиван ие стихотвор ен ия «Что такое хор ошо, а что такое плохо» В.Маяковского

2.   Ответы н а вопр осы по стихотвор ен ию

3.   Игр а «Пять ор ешков»

4.   Игр а «Волшебн ый стул»

5.   Н ар исуй себя

Слушают стихотвор ен ие «Что такое хор ошо, а что такое плохо» В.Маяковского. Отвечают н а вопр осы.

Н азывают хор ошие качества человека.

Р ассказывают о себе, о своих хор оших качествах.

Р аскр ашивают или р исуют себя.

13. Ур ок вежливости 1 отр аботка умен ий поведен ия в обществен н ых местах Посещен ия выставки музея н а тему «Тр адиции р усского н ар ода». Дан н ому зан ятию пр едшествует подготовительн ая р абота, н а котор ой р ассказывается детям о поведен ии в обществен н ых местах, моделир уются ситуации посещен ия музея, отр абатываются и пр оговар иваются вежливые слова.

Во вр емя экскур сии:

1.   Цель экскур сии

2.   Р ассказ об экспон атах

3.   Виктор ин а с вопр осами об экспон атах выставки

4.   Р исован ие (обведен ие по кон тур у) одн ого из пр едметов выставки.

5.   Итог

Слушают пр остой р ассказ экскур совода, пр едставлен н ый в виде о цели выставки, затем о зн ачимости каждого пр едставлен н ого экспон ата. Участвуют в виктор ин е, с вопр осами об услышан н ом. В классе р исуют (обводят по кон тур у) один из пр едметов выставки и отвечают н а вопр осы учителя по дан н ому зан ятию.

 

14. Школа, пр авила поведен ия в школе 1 фор мир ован ие умен ий соблюдать пр авила поведен ия в школе 1.   Пр иветствие «Пер едай улыбку»

2.   Р ассказ учителя о культур е поведен ия в школе

3.   Игр а «Выбер и культур н ого учен ика»

4.   Игр а «Добавь словечко»

5.   Составлен ие списка пр авил поведен ия в школе

6.   Физмин утка

7.   Игр а «Тихо-тихо»

Дети по очер еди соедин яют свои ладошки с ладошками соседа и «пер едают» улыбки др уг др угу.

Слушают р ассказ учителя и отвечают н а вопр осы по услышан н ому.

Из пр едложен н ых кар тин ок выбир ают «культур н ого, пр илежн ого» учен ика.

Дети читают пр авила поведен ия в школе и добавляют слова.

Н азывают, р аспр еделяют пр едложен н ые пр авила.

Дети показывают, как тихо он и могут вести себя в школе.

15. Остор ожн ость в общен ии с чужими людьми 1 фор мир ован ие умен ий взаимодействовать с н езн акомыми людьми 1.    Игр а «Опасн ый-безопасн ый»

2.    Беседа «Остор ожн ость»

3.    Физмин утка «Зн акомый, чужой»

4.    Р олевая игр а «Как бы ты поступил»

5.   Итог зан ятия

Узн ают гер оев сказок по пор тр етам и говор ят опасн ый он или н ет.

Отвечают н а вопр осы о том, что зн ачит быть остор ожн ым, какие могут быть н езн акомые люди (опасн ые, н еопасн ые), как вести себя в ситуации с н езн акомыми людьми.

Выполн яют движен ия под коман ду взр ослого.

Пр оигр ывают ситуации взаимодействия с н езн акомыми людьми.

16. Пр авила общен ия с окр ужающими 1 фор мир ован ие умен ий взаимодействовать с окр ужающими 1.   Р укопожатие «Импульс»

2.   Р ассказ учителя о секр ете общен ия «Улыбка»

3.   Игр а «Вежливые слова»

4.   Составлен ие пр авил общен ия с окр ужающими

5.   Упр ажн ен ие «Хор ошо-плохо»

6.   Физмин утка

7.   Итог зан ятия

Дети встают в кр уг и  пер едают р укопожатие до тех пор , пока он о н е вер н ется к ведущему, ускор яя темп.

Исполн яют детскую песн ю «Улыбка».

Дети подают др уг др угу солн ышко, говор я вежливые слова.

Из пр едложен н ого списка составляют пр авила общен ия.

Дети отделяют хор ошие поступки от плохих.

Подводят итог по пр ойден н ой теме.

17. Любимые дела моей семьи 1 уточн ен ие пр едставлен ий о семье, фор мир ован ие чувств эмпатии к близким, желан ия участвовать в делах семьи 1.   Чтен ие стихотвор ен ия пр о семью «Мама, папа, Я…»

2.   Беседа об услышан н ом

3.   Игр а «Шкатулка любимых дел»

4.   Р ассказ по фото о любимых делах семьи

5.   Итог зан ятия

Слушают стихотвор ен ие, отвечают н а вопр осы об услышан н ом.

Слушают, какие могут быть любимые дела семьи, выбир ают, какие н р авятся или похожи н а дела их семьи и собир ают в кор обочки.

Р ассказывают по фото о любимых делах семьи или отвечают н а вопр осы учителя.

18. Общен ие с близкими «Мн е н р авится, когда мама улыбается...» 1 фор мир ован ие умен ия сопер еживать близкому человеку Зан ятие пр оводится с пр исутствием и участием р одителей. Дан н ому зан ятию пр едшествует пр едвар ительн ая р абота:

1.    Чтен ие и заучиван ие н аизусть стихотвор ен ий пр о близких

2.   Составлен ие р ассказов – описан ия близких

3.   Р исован ие пор тр етов.

Н а зан ятии:

1.   Р азделен ие детей н а коман ды

2.   Игр а «Пр ин цесса-Н есмеян а»

3.   Задан ие «Помощн ик»

4.   Чтен ие стихов

5.   Задан ие «Пр одолжи…»

6.   Задан ие «Цветок-ор игами»

Н а зан ятии дети делились н а две коман ды и выполн или р азличн ые задан ия, а р одители оцен ивали их. В игр е «Пр ин цесса – Н есмеян а», должн ы были р ассмешить ее. В игр е «Помощн ик» дети по очер еди пер ечисляют, что он и могут сделать, чтобы пор адовать близких. Р ассказывают стихи пр о близких. Пр оигр ывают ситуации взаимодействия с близкими, в котор ых изобр ажают действия и пр одолжают ситуацию. Изготавливают цветок техн икой ор игами в подар ок маме (самостоятельн о или с помощью учителя, свер стн иков или р одителей).
19. Ур ок-закр еплен ие по теме «Я и моя семья» 1 закр еплен ие пр едставлен ий о семье 1.   Н азови член ов семьи

2.   Н азови имен а мамы, папы, бр ата

3.   Н азови пр офессии мамы, папы – выбер и атр ибут пр офессии

4.   Н азови обязан н ости член ов семьи

5.   Н азови любимые дела семьи

6.   Итог зан ятия

Выполн яют задан ия н а лепестках цветика-семицветика
20. Помоги др угу 1 фор мир ован ие эмпатии, взаимопомощи др уг др угу Ситуации:

1.   Девочка ур он ила тетр ади ….

2.   Мальчик р исовал и у н его сломался кар ан даш…

3.   Девочка н есет тяжелый р юкзак с учебн ыми пр ин адлежн остями, др угие вещи…

4.   Мальчик получил плохую отметку и р асстр оился

Показ и ин сцен ир овка ситуаций, котор ые учащиеся должн ы были закон чить в соответствии с пр ин ятыми социальн о-н р авствен н ыми н ор мами поведен ия. Детям, котор ые осваивали пр огр амму мин имальн ого ур овн я, учитель говор ил, что делать в той или ин ой ситуации.
21. Общие дела: игр ы, зан ятия 1 уточн ен ие и р асшир ен ие пр едставлен ий о свер стн иках пр оводились следующие задан ия 1.   Игр а «Угадай кто»

2.   Беседа о том, что можн о делать с одн оклассн иками, др узьями.

3.   Игр а «Для чего это?»

4.   Физмин утка «Игр ы вместе»

5.   Стихотвор ен ие о совместн ых делах

6.   Итог зан ятия

Узн ают и н азывают по имен и одн оклассн иков по фотогр афии или описан ию.

Отвечают н а вопр осы учителя, что можн о делать с одн оклассн иками, н азывают игр ы.

Игр ают в коллективн ые игр ы.

Слушают стихотвор ен ие и беседуют об услышан н ом.

22. Ур ок-закр еплен ие по теме «Я и мои одн оклассн ики» 1 уточн ен ие  пр едставлен ий об одн оклассн иках Путешествие по стан циям и выполн ен ие задан ий Путешествуя по стан циям, учащиеся выполн яли р азличн ые задан ия. Н а каждой стан ции учащиеся должн ы были отгадать одн оклассн ика по описан ию, н а пор тр ете; н азвать его имя; р ассказать пр авила поведен ия с одн оклассн иком
23. Р ассказ пр о учителя 1 уточн ен ие  пр едставлен ий об учителе 1.    Поздор оваемся»

2.    Загадки пр о учителей

3.    Р ассказ пр о учителя

4.    Стихотвор ен ие пр о учителя

5.    Итог зан ятия»

Р ассказывают об учителе (классн ом р уководителе, учителе по музыке, физкультур е) и т.д. (зар ан ее пр иготовлен н ый р ассказ или отвечают н а вопр осы учителя).

 

24. Взаимодействие с учителем 1 фор мир ован ие умен ий сотр удн ичать с учителем 6.    «Поздор оваемся»

7.    Беседа «как вести себя с учителем»

8.    Песн я пр о учителя

9.    Пальчиковая гимн астика

10.            Р исун ок «Мой учитель»

Слушают песн ю, выполн яют тан цевальн ые движен ия, отвечают н а вопр осы по содер жан ию.

Выполн яют пальчиковую гимн астику.

Р исуют или обводят «пор тр ет» учителя.

25. Вежливость и вн имательн ость в школе 1 фор мир ован ие н р авствен н о-этического поведен ия в соответствии с пр авилами 1.   Беседа «Вежливый человек»

2.   «Копилка вежливых лов»

3.   Игр а н а вн имательн ость

4.   Физмин утка

5.   Чтен ие стихотвор ен ия Г.Остер а

6.   Ответы н а вопр осы учителя по стихотвор ен ию

7.   Итог зан ятия

Отвечают н а вопр осы учителя.

Отгадывают загадки, где ответом являются вежливые слова

Слушают стихотвор ен ие

Отвечают н а вопр осы учителя, испр авляют ошибки в советах

 

26. Пр авила поведен ия в обществен н ых местах 1 фор мир ован ие умен ия соблюдать пр авила поведен ия в обществен н ых местах Ситуации:

Вы опоздали в кин отеатр . Фильм уже идет. Зр ители н а местах. Вам н ужн о пр ойти и зан ять свое место.

Вы с мамой едите в автобусе. Удобн о устр оились н а местах. Н а остан овке в автобус зашла бабушка. Что вы сделаете, покажите?.

Зан ятие в виде моделир ован ия и ин сцен ир овки р азличн ых ситуаций. Учащиеся выбир ают кар точки с р азличн ыми ситуациями и сн ачала р ассказывают о пр авилах поведен ия в театр е, музее, пр аздн иках, дн ях р ожден ия, а затем демон стр ир уют их в модельн ых ситуациях.

 

27. Мои обязан н ости дома 1 отр аботка умен ий выполн ять обязан н ости дома 1.   Беседа н а тему: Домашн ие дела

2.   Игр а «Н азови и покажи»

3.   Игр а «Р асскажи, что это, покажи зачем»

4.   Физмин утка «Др ужн о маме помогаем»

5.   Беседа «Мои обязан н ости дома»

6.   Итог зан ятия

Дети р ассказывали и демон стр ир овали, что он и делают дома самостоятельн о или совместн о со взр ослым. Для этого специальн о бр али убор очн ый ин вен тар ь (тр япочку для пыли, ср едства для мытья посуды, вен ик и савок), выходили к доске, бр али н ужн ый пр едмет и показывали, что он и им делают дома.

 

28. Игр овое зан ятие «Р ешен ие социальн ых задач» 1 фор мир ован ие умен ия вести себя в соответствии с пр авилами в р азличн ых ситуациях Р азличн ые ситуации:

«В магазин е»

«В театр е»

«В гостях»

«В тр ан спор те»

 

Зан ятие в виде моделир ован ия и ин сцен ир овки р азличн ых ситуаций. Учащиеся выбир ают кар точки с р азличн ыми ситуациями и сн ачала р ассказывают, а затем демон стр ир уют действия в модельн ых ситуациях.

 

29. Игр овое зан ятие «Ситуации в школе» 1 фор мир ован ие умен ия вести себя в соответствии с пр авилами в школе Р азличн ые ситуации в школе:

«Опоздал н а ур ок»

«Отпр осится с ур ока»

«Попр осить о помощи»

«Пер еодеться н а ур ок физкультур ы»

Зан ятие в виде моделир ован ия и ин сцен ир овки р азличн ых ситуаций. Учащиеся выбир ают кар точки с р азличн ыми ситуациями и сн ачала р ассказывают, а затем демон стр ир уют действия в модельн ых ситуациях.
30. Филиппок 1 фор мир ован ие позиции учен ика 1.          Сядет н а свое место тот, кто…

2.          Чтен ие отр ывка р ассказа «Филиппок»

3.          Беседа по р ассказу

4.          Игр а «Ур ок-пер емен а»

5.          Физмин утка

6.          Игр а «Что в пор тфеле»

7.          Итог зан ятия

Отвечают н а вопр осы учителя, слушают отр ывок р ассказа, участвуют в беседе с учителем по р ассказу.

Ловят мяч и говор ят, что делают н а ур оке или н а пер емен е.

Н аходят лишн ий пр едмет в р юкзаке.

31. Ур ок-закр еплен ие по теме «Я и мои учителя» 1 закр еплен ие пр едставлен ий об учителях, отр аботка умен ий н азывать учителей по имен и отчеству Путешествие по стан циям и выполн ен ие задан ий Путешествуя по стан циям, обучающиеся выполн яли р азличн ые задан ия. Н а каждой стан ции обучающиеся должн ы были отгадать учителя (по музыке, физкультур е) по описан ию, н а пор тр ете; н азвать его имя отчество; р ассказать пр авила поведен ия с учителями