Заключение

Овладение умениями по самообслуживанию, помимо самого акта социальной адаптации, позволяет решать важные задачи подготовки ребенка к дальнейшему обучению и формированию учебных умений. Мотивированное естественной физиологической потребностью умение удерживать ложку и манипулировать ею способствует формированию произвольных движений кисти, которые впоследствии будут использованы при удержании карандаша, ручки и других учебных предметов. Умение одеваться тесно связано с ориентировкой на собственном теле и тренировкой произвольных движений рук и ног, что  оказывает влияние на координацию, а выполнение операций с различными видами застежек способствует развитию мелкой моторики, также необходимой при письме. Умение контролировать свои физиологические потребности  ─ очень важный момент для формирования произвольных действий, которые лежат в основе любого обучения. Наконец, прием разнообразной, разной консистенции пищи тренирует двигательные возможности речевого аппарата, подготавливает органы артикуляционного аппарата к самоконтролю за артикуляцией,  что впоследствии позволит правильно воспроизводить речевые звуки.

Таким образом,  обучение самообслуживанию ребенка с ТМНР на первоначальном этапе не только способствует адаптации ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития, но и подготавливает его к овладению академическими навыками.